Не Вятский лапоть, так Кикимора! Как стартовал новый сезон в Кубке России по ралли

Не Вятский лапоть, так Кикимора! Как стартовал новый сезон в Кубке России по ралли
Автоспорт | 29 декабря 2017
Фото: Андрей Решетников | Иван Пустовалов | Клим Байков | Марина Дружкова

Каким образом обычно называются на ралли скоростные участки? Основных вариантов два — это привязка либо к местности (Ивановка, Петровка, Сидоровка), либо к именам спонсоров соревнований. А вот кировское ралли Вятка стоит в этом плане особняком: организаторы возрожденной в 2013 году кубковой гонки нарекли свои спецучастки в честь героев местных сказок! И хотя традиционный доп Вятский лапоть в этот раз не состоялся, его с успехом заменили два прохода по СУ Кикимора, проложенном по полям на самой окраине Кирова. Ну а стартовала гонка, по традиции открывающая программу Кубка страны, с ночного спецучастка под названием Лесная сказка.

Гости издалека — два экипажа из Сочи, отмахавшие только в одну сторону 2500 километров! На снимке — Алексей Сычев и Максим Караяниди, финишировавшие седьмыми в абсолютном зачете

В отличие от столичного региона, зима в котором не установилась до сих пор, вятичам с погодой повезло: перепады температур и обильные декабрьские снегопады помогли организаторам подготовить отличную снежно-ледовую трассу. Говорю это вам не как «писатель», а как непосредственный участник ралли Вятка: мы с моим пилотом Климом Байковым стартовали в нем на неизменных 1600-кубовых Жигулях.

«Сказочная» трасса ралли Вятка продемонстрировала свое коварство не одному экипажу, в том числе и краснодарцам Николаю Копырину с Юрием Прасоловым

Вы только не подумайте, что, став чемпионами Эстонии, Клим и я решили замахнуться на, так сказать, «Вильяма нашего, Шекспира» — то бишь на Кубок России. Просто с нашими Жигулями в межсезонье произошли очередные технические метаморфозы. И где, как не на домашней для Байкова гонке, можно было проверить обновки в преддверии главных стартов сезона в чемпионате Эстонии? Стараниями нашего доблестного механика Андрея Чупракова работа за два минувших после ралли Сааремаа месяца была проведена очень масштабная. Помимо штатной ревизии всех узлов и агрегатов, «пятерка» получила перестроенную заднюю подвеску, спортивный бензобак родом из Америки, новый генератор (место отечественного занял более компактный и надежный агрегат от Хонды), измененный выхлоп и напольный педальный узел, который с этого сезона разрешен не только в Прибалтике, но и в России.

Так вот, стартовали мы с Климом на Лесной сказке под номером 25, а финишировали неожиданно для себя пятыми в абсолюте, обогнав на сложном десятикилометровом допе не только весь «монопривод», но и семь экипажей на Subaru и Mitsubishi! А ведь не скажешь, что в Киров съехались одни лишь мальчики для битья: например, в нашем классе 2000Н стартовало три пилота из первой пятерки прошлогоднего Кубка страны. Да и в целом кубковый пелотон производил солидное впечатление.

Ралли Вятка — 2017 побило рекорд массовости за всю современную историю гонки: помимо 32 кубковых экипажей, на старт вышли еще 36 дуэтов, заявленных в зачет различных региональных серий

Видели бы вы глаза коллег, когда мы с Климом поделились с ними печалью о том, что потеряли на СУ1 около десяти секунд на обгон «восьмерки» пермяка Евгения Ротенберга! Да и на втором допе, повторе все той же Лесной сказки, не обошлось без приключений: пришлось тормозить почти до остановки на прямике, чтобы объехать вставшую в узком месте Калину петербуржца Дмитрия Коротина. Так что итог первого дня мог бы быть и повыше, чем седьмое время в абсолютном зачете и второе в «моноприводе» — в двух секундах позади гостя из Северной столицы Павла Козлова, выступавшего на мощной двухлитровой Хонде.

Наши Жигули и Лесная сказка

Но утром в субботу все начало становиться на свои места. На 27-километровом допе Сидоровка, который был изюминкой кировских ралли еще в советские времена, хватало прямиков, на которых жигулевской максималки 158 км/ч, наоборот, не хватало. Тем не менее, даже опустившись на несколько позиций в общем протоколе, мы могли рассчитывать на призы в классе 2000Н. Однако на следующем допе Клим неожиданно припарковался на обочине и тут же заглушил мотор: судя по показаниям двух независимых друг от друга датчиков, на Жигулях пропало давление масла. И вы знаете, мы ничуть не расстроились из-за этого схода! С одной стороны, большую и лучшую часть трассы мы все же преодолели, кайфанув от езды по хорошим зимним дорожкам. С другой — было бы куда обиднее, если бы масляный насос развалился у нас на латвийском ралли Алуксне в январе, а не на «тренировочной» во всех отношениях Вятке…

Из 11 стартовавших в нашем классе экипажей до финиша добралось семь. Победой открыл новый сезон питерский экипаж Павла Козлова и Евгения Сапунова (Honda Civic Type-R). А вот действующий обладатель Кубка России, пермяк Данил Якушев, недооценил коварство коротенького СУ Кикимора — и, проведя двадцать минут в снежном плену, откатился со второго места на последнее. Таким образом, серебро в 2000Н заработали петербуржцы Александр Ржевкин и Юрий Куликов, выступавшие на новенькой фордовской Фиесте. Ну а замкнули тройку призеров ижевчане Константин Тарасов и Никита Северюхин, остановившие свой выбор на Ладе Калине с секвентальной коробкой передач.

В зачете 1600Н от старта до финиша лидировали уральцы Данил Балашков и Александр Алексеев. В группе лидеров 1600-кубового класса обошлось без сходов, однако даже вторые призеры гонки, Андрей Сапегин и Дмитрий Петухов, также выступавшие на Калине первого поколения, отстали от земляков почти на две минуты. Обладателем бронзы стал семейный дуэт из Сыктывкара на «восьмерке» — Максим и Анастастия Белых, которые вернулись на кубковые трассы после годичного отсутствия.

Данил Балашков и Александр Алексеев

А еще на Вятке в Кубке России дебютировал новый класс — 1400Н. Вопреки названию, это вовсе не автомобили с двигателями 1.4, а 1600-кубовые машины, схожие с техникой классов Национальный из трековых и кольцевых гонок. Иными словами, 1400Н — это «болиды» начального уровня подготовки, с форсированными примерно до 150-160 л.с. двигателями и простой подвеской без выносных резервуаров. Первыми победителями в новом зачете стали Дмитрий Коротин и Сергей Якименко, выступавшие на Ладе Калине. Несмотря на пятиминутный штраф за сход в первый день, петербуржцы все равно опередили единственных оппонентов — Алексея Шлямина и Сергея Лысюка из Чебоксар, которые ехали на куда более медленном седане Renault Logan.

«Первооткрыватели» нового класса 1400Н — Дмитрий Коротин и Сергей Якименко

В заключение — об абсолюте. В отличие от прошлых лет, у кировской гонки не было явного фаворита: быстрейшие российские экипажи в этот раз обошли ралли Вятка стороной. В их отсутствие чуть солиднее выглядели шансы на победу пермского субариста Андрея Мансурова, который хоть и пропустил целый сезон, но отнюдь не растерял своей скорости. Однако проблемы с двигателем вывели первого лидера гонки из борьбы уже на третьем спецучастке. После схода экипажа Мансурова первое место перешло «по наследству» Евгению Чикиневу и Владимиру Евтюхову — и москвичи, без приключений доведя свой Mitsubishi Lancer Evo VIII до финиша, отпраздновали в Кирове первую кубковую победу.

Евгений Чикинев и Владимир Евтюхов на трассе спецучастка Кикимора

Второе время по сумме спецучастков показал Иван Смельцов из Чебоксар, сменивший капризную Subaru (три старта в Кубке-2017 — три схода по технике!) на Lancer седьмой «эволюции». Однако свежеприобретенный автомобиль: оказался с подвохом измеренный после финиша Вятки диаметр воздушного рестриктора на впуске двигателя оказался чуть больше 32-миллиметровой нормы! В результате экипаж Смельцова был исключен из гонки, а оставшиеся места на пьедестале абсолюта заняли два дуэта на хэтчбеках Subaru Impreza — Александр Васильев с Алексеем Курносовым и Глеб Заволокин с Антоном Манохиным.

В общем, начало сезона в Кубке России оказалось весьма интересным. Что будет дальше в 17-этапной серии, которая впервые приросла новой асфальтовой гонкой в Ялте? Ответа на этот вопрос придется подождать до начала февраля, когда Кубок страны продолжится в Свердловской области на ралли Ураласбест.

Ралли Вятка
Кубок России, 1-й этап
Киров, 22—23 декабря
Стартовало 32 экипажа, классифицировано 23
Абсолютный зачет

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 Е.Чикинев/В.Евтюхов Москва Mitsubishi Lancer Evo VIII Абс. 44.26,2
2 А.Васильев/А.Курносов Москва Subaru Impreza N14 Абс. +38,6
3 Г.Заволокин/А.Манохин Абакан Subaru Impreza N14 Абс. +2.14,8
4 Д.Громов/С.Герасименко Санкт-Петербург Subaru Impreza N14 Абс. +2.21,1
5 П.Козлов/Е.Сапунов Санкт-Петербург Honda Civic Type-R 2000Н +2.59,2
6 Д.Балашков/А.Алексеев Екатеринбург ВАЗ-1119 1600Н +3.57,2
7 А.Сычев/М.Караяниди Сочи Subaru Impreza Абс. +4.14,8
8 А.Ржевкин/Ю.Куликов Санкт-Петербург Ford Fiesta R2 2000Н +4.28,8
9 С.Мясников/А.Демешкин Екатеринбург Subaru Impreza Абс. +5.09,2
10 К.Тарасов/Н.Северюхин Москва ВАЗ-1119 2000Н +5.29,9
         
17 Д.Коротин/С.Якименко Санкт-Петербург ВАЗ-1119 1400Н +12.21,0

Положение в Кубке России среди первых пилотов (абсолютный зачет)

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Евгений Чикинев Москва Mitsubishi Lancer Evo VIII 60
2 Александр Васильев Москва Subaru Impreza N14 48
3 Глеб Заволокин Абакан Subaru Impreza N14 40
4 Денис Громов Санкт-Петербург Subaru Impreza N14 34
5 Павел Козлов Санкт-Петербург Honda Civic Type-R 30
6 Данил Балашков Екатеринбург ВАЗ-1119 27
Календарь Кубка России по ралли 2018 года
Этап Даты Название Место проведения
1 22—23 декабря 2017 г. Вятка Киров
2 2—4 февраля Ураласбест Асбест (Свердловская обл.)
3 9—11 февраля Золотые купола Ростов (Ярославская обл.)
4 16—18 февраля Малахит Кыштым (Челябинская обл.)
5 2—4 марта Яккима Сортавала (Карелия)
6 27—29 апреля Голубые озера Великие Луки (Псковская обл.)
7 25—27 мая Горный лен Асбест (Свердловская обл.)
8 1—3 июня Мрия - Ялта Ялта (Крым)
9 6—8 июля 900 озер Опочка (Псковская обл.)
10 20—22 июля Ростов Великий Ростов (Ярославская обл.)
11 3—5 августа Тихий Дон Старочеркасская (Ростовская обл.)
12 10—12 августа Выборг Выборг (Ленинградская обл.)
13 14—16 сентября Псков Псков
14 14—16 сентября Стилобит Асбест (Свердловская обл.)
15 21—23 сентября Санкт-Петербург Санкт-Петербург
16 28—30 сентября Ингушетия Магас (Ингушетия)
Финал 5—7 октября Предгорья Кавказа Майкоп (Адыгея)

Рекомендованные статьи