Не сыром единым, или новое слово на букву R
Имя литовца Мартинаса Самсонаса хорошо известно в гоночном мире — благодаря компании Samsonas Motorsport, которую быстрый пилот и талантливый инженер основал еще в конце 90-х. А сегодня гоночные трансмиссии «родом» из городка Утена продаются не только в Европе, но и за океаном: по соотношению цена/качество коробки передач для Subaru, Mitsubishi, BMW и других спортивных автомобилей ничуть не уступают именитым западным аналогам. Но этого успеха Мартинасу оказалось мало, и пару лет назад он попробовал себя на новом поприще — организатора соревнований.
Сегодня Мартинас Самсонас доводит до ума полноприводный BMW M3X c атмосферным шестицилиндровым мотором и секвентальной КПП — собственной постройки, разумеется. Дело движется с переменным успехом: в четырех последних ралли — три схода
Первое детище литовца, Samsonas Motorsport Rally Utena, мы с Климом Байковым в 2015-м оценили изнутри, стартовав в нем на Жигулях. Ту гонку мы закончили вторыми в зачете Lada Classic Cup, но особого удовольствия от езды не получили — выбранные устроителями ралли дороги оказались далеко не лучшего качества. Не потому ли Самсонас взял двухлетний перерыв на организаторском поприще, чтобы возродить свои «именные» соревнования в 2017-м на новом месте? А точнее, в Рокишкисе — старинном 15-тысячном городке, который славится на всю Прибалтику своими сырами.
Последние ралли в этой части Литвы проводились еще в те времена, когда в них гоняли еще на Жигулях — или, как говорят местные, жигулюкасах. Но в нынешней гонке тоже нашлось место для советской «классики» — вазовские «пятерки», наряду с гэдээровскими Трабантами, стартовали в отдельном историческом зачете перед основным караваном участников. Верховодил на Samsonas Rally Rokiskis литовец Довилас Чутеле — пилот Жигулей с «классическим» 180-сильным мотором уже давно не знает равных на родной земле. А вот за второе место вели спор наш Андрей Самотей и латыш Алдис Вилцанс, известный по выступлениям в чемпионате России по ралли-рейдам. Увы, дуэлянты сошли на одном и том же допе второго дня: пилот из Анапы остался без наград из-за открутившегося шкива коленвала, а гонщик из Елгавы врезался в столб линии электропередач…
В результате серебро в зачете раритетов получили гости из Германии — Экхард Айххорст и Йорг Вах, чей Trabant 601 (на заглавном фото) замкнул исторический протокол с 15-минутным отставанием от Жигулей Чутеле. Не обошлось без потерь и среди грузовиков ГАЗ-51, у которых тоже был свой класс — здесь победил эстонец Кайдо Вилу, а конкурировавший с ним Райнер Туберик исполнил эффектную «крышу», на которую можно полюбоваться в нашей видеоподборке.
Быстрейшим «моноприводным» экипажем в Рокишкисе стали литовцы Эгидиюс Валейша и Повилас Рейсас на BMW M3
Любопытно, что Samsonas Rally Rokiskis стало самым «интернациональным» за все время проведения соревнований в независимой Литве — на старт в Рокишкисе вышли представители аж 13 стран. Но если клиенты Мартинаса Самсонаса из Великобритании и Ирландии, как и два года назад, выполняли роль статистов, то гости из Финляндии и Швеции на полном серьезе боролись за призы. Ну а российский экипаж Александра Горелова и Игоря Скуридина и вовсе выиграл гонку в серийном «полноприводном» зачете N4, хотя в самом начале соревнований москвичи метко поразили своим Лансером елку!
В общем протоколе ралли Горелов со Скуридиным расположились на восьмой строчке. Моду же в абсолютном зачете диктовали их напарники по команде Vorobjovs Racing — Янис Воробьевс и Иво Пукис. Латыши, выступавшие на полноприводном хэтчбеке Mitsubishi Mirage с турбодвигателем и трансмиссией от Лансера, создали себе приличный задел задолго до окончания гонки. И правильно сделали — в результате даже поломка одного из приводов за два спецучастка до финиша не помешала им победить в Рокишкисе.
Вторым на финишный подиум поднялся литовский экипаж Гедрюса Ноткуса и Далюса Стрижанаса на Лансере девятой эволюции, ну а бронза досталась двукратному чемпиону Суоми Теему Асунмаа, который выступал на хэтчбеке Subaru Impreza. Интересно, что через неделю его штурман, Йонне Халттунен, дебютирует в правом кресле у другой восходящей финской звезды, 16-летнего Калле Рованперы. Случится это событие на ралли Южная Эстония, куда собираемся и мы с Климом Байковым. Вернусь из Выру — обязательно расскажу!
Samsonas Rally Rokiskis
Чемпионат Литвы, 4-й этап
Рокишкис (Литва), 4-5 августа
Стартовало 52 экипажа, классифицировано 32
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Я.Воробьевс/И.Пукис | Латвия | Mitsubishi Mirage RS Proto | 1:04.23,3 |
2 | Г.Ноткус/Д.Стрижанас | Литва | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +28,9 |
3 | Т.Асунмаа/Й.Халттунен | Финляндия | Subaru Impreza N15 | +39,9 |
4 | В.Жала/Ж.Жала | Литва | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +49,7 |
5 | Ю.Сало/Т.Лухтинен | Финляндия | Subaru Impreza R4 | +1.13,4 |
6 | Б.Ванагас/А.Вичкачкайте | Литва | Skoda Fabia R5 | +1.15,0 |
7 | Я.Янссон/С.Густавссон | Швеция | Mitsubishi Lancer Evo X R4 | +1.34,4 |
8 | А.Горелов/И.Скуридин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +3.03,2 |
9 | Р.Яунземс/А.Калниньш | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +3.24,4 |
10 | К.Шьюгждинис/С.Тарайле | Литва | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +3.28,7 |
… | ||||
22 | А.Новиков/В.Позерн | Россия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +8.13,2 |