Российские ралли-рейды: не в цифрах счастье?

Фото: Агентство "Техфото" | Вадим Ардашев | Дмитрий Гальчун

Чемпионат России по ралли-рейдам завершен. Победители определены, и теперь можно окинуть взглядом минувший сезон — чем же он запомнится участникам, зрителям и журналистам? К сожалению, стоит признать — до выхода российских ралли-рейдов из кризиса еще очень и очень далеко. Сезон-2018 стал для рейдов в России переходным: новый состав Комитета по ралли-рейдам РАФ только-только начал свою работу, календарь серий по ходу года не раз перекраивался — и все это не могло не отразиться на активности гонщиков.

Максимальное количество участников на старте собралось в апреле на втором этапе чемпионата страны: побороться за «Золото Кагана» приехали почти четыре десятка экипажей. Справедливости ради стоит уточнить, что в Астрахань потренироваться перед марафоном «Шелковый путь» прибыли сразу девять грузовиков, которые в этом году разыгрывали только кубковые награды. Без них стартовка разом усохла бы до более-менее традиционных по нынешним меркам тридцати позиций. «Посещаемость» же остальных этапов чемпионата страны пала жертвой обстоятельств — уникальных для каждой гонки.

Открывавшая чемпионат баха «Россия — Северный лес» была единственным снежно-ледовым этапом, что, скорей всего, и повлияло на решение некоторых участников: здесь стартовало 27 машин. Третья гонка сезона — тот самый «Шелковый путь». В отличие от 2016 года, когда его старт был дан в Москве и участники чемпионата России со старта сражались бок о бок с теми, кто нацелился на всю дистанцию до Китая, в этом сезоне организаторы марафона пустили гонку в обратную сторону — и «чемпионатники» присоединились к основному каналу лишь с пятого этапа. В связи с этим гонщикам пришлось выбирать один из трех вариантов: участвовать только в международном зачете, только в российском или в обоих, но с явным гандикапом. Прибавьте к этому непростую и недешевую логистику — в итоге 31 экипаж, в том числе девять «кубковых» грузовиков.

Грузовики команды КАМАЗ-мастер по традиции стали украшением российских ралли-рейдов

20 дуэтов на внедорожниках и багги собралось на старте предпоследнего этапа в Саратове, который славится не слишком замысловатой трассой, а сентябрьская гонка в Крыму и вовсе стала самой малочисленной — всего 16 машин. Здесь сыграл свою роль фактор отсутствия интереса тех гонщиков, чьи шансы на высокие места улетучились, да и сам этап в окрестностях Евпатории для многих довольно дорог. Впрочем, это как раз тот случай, когда количество участников не сказалось на качестве гонок: борьба за титул в большинстве зачетов шла до последнего этапа.

Итоговая таблица результатов чемпионата страны козыряет громкими фамилиями: Владимир Васильев, Борис Гадасин, Андрей Рудской, Дмитрий Воронов, Евгений Суховенко, Алексей Игнатов, Анастасия Нифонтова, Сергей Карякин, Иван Самарин… Это только победители и призеры мировых гонок и российских чемпионатов — настоящий цвет российских ралли-рейдов, классического ралли и кольцевых соревнований. Столь именитый состав в минувшем году не собрала, пожалуй, ни одна другая наша гоночная серия. Но и здесь не все так радужно, как может показаться на первый взгляд.

Мотогонщица Анастасия Нифонтова в этом году дебютировала в ралли-рейдах за рулем внедорожника. В составе команды Toyota Team Russia она проехала «Северный лес» и стартовала на «Шелковом пути». Продолжение следует?

Задачей-минимум для обладателя Кубка мира по ралли-рейдам в «серийном» зачете Андрея Рудского (его прототип — на заглавном фото) был титул чемпиона России. А его товарищи по команде Suprotec Racing, Борис Гадасин и пилот, скрывающийся под псевдонимом «Андрей Н.», оказывали петербуржцу всестороннюю поддержку. Победитель Кубка мира в абсолюте Владимир Васильев неожиданно для многих решил в этом году проехать и мировую, и отечественную серии. Но, к сожалению, в чемпионате России дела у него шли не лучшим образом. Пилот G-Energy Team выиграл на своем турбодизельном прототипе Mini лишь один этап — зимний «Северный лес». На «Шелковом пути» петербуржец попал в аварию, а в Саратове сошел по технике и в Крым попросту не поехал.

Кто бы мог предположить в начале сезона, что победа обладателя Кубка мира Владимира Васильева на «Северном лесе» станет для него единственным успехом в чемпионате России?

Зато трио чемпионов России по классическому ралли в «моноприводе» в лице Воронова, Суховенко и Игнатова буквально взорвало привычный уклад российских рейдов. Чемпионы-дебютанты и примкнувший к ним Александр Русанов не стали тратить время на раскачку и принялись низвергать признанных авторитетов из мира ралли-рейдов.

Первым отличился Дмитрий Воронов: он привел свою Ниву Супротек с турбодизельным мотором от BMW на подиум в абсолюте «Северного леса». Евгений Суховенко принес команде ГАЗ Рейд Спорт победу в общем зачете «Шелкового пути», на бахе «Великая степь — Волга» на высшую ступень подиума взошел его товарищ по оружию Русанов, а Игнатов едва не выиграл «Баху Крым» в зачете Рейд Спорт.

Лучшего этапа для того, чтобы одержать дебютную победу в ралли-рейдах, придумать сложно — на «Шелковом пути» Евгений Суховенко стал первым пилотом зачета Рейд Спорт, которому удалось выиграть в абсолюте

Правда, в сражении друг с другом новички упустили опытного белгородца Максима Кирпилева — пилот АСК «Вираж» на старенькой Тойоте сумел увести у них из-под носа титул в Рейд Спорте! Однако старожилам ралли-рейдового чемпионата стоит задуматься: выступавшие на не самой мощной технике Воронов и Суховенко закончили сезон в тройке абсолюта, пропустив вперед лишь Рудского…

Максиму Кирпилеву ассистировал многоопытный Олег Тюпенкин, который до этого добивался успехов в Кубке мира с Леонидом Новицким

К слову, зачет Рейд Спорт стал самым популярным среди всех: по ходу сезона в нем было заявлено 14 экипажей. Ну а наиболее грустная картина — в категории мотовездеходов Т3: здесь по итогам года в таблице всего пять участников, поэтому, скорее всего, первенство будет признано неразыгранным, а Мария Опарина и Таисия Штанева, набравшие максимальное количество очков, де-юре чемпионками не станут. Что ничуть не умаляет крутизны гонщиц, сумевших не только опередить всех соперников-мужчин в первенстве страны, но и во второй раз подряд одержать победу в классе Т3 на «Шелковом пути»!

Помимо своих личных целей, экипаж Опариной решал и еще одну задачу: вместе с Андреем Рудским и Дмитрием Вороновым в составе Suprotec Racing Маша и Тая сражались за победу в командном зачете серии. И во многом именно благодаря им коллектив из Санкт-Петербурга стал чемпионом за этап до окончания сезона. Кроме командного титула на гонке в Саратове решилась судьба золота и в категории Т2, где собраны пилоты на «серийных» внедорожниках с международной омологацией и машинах Национального класса. Последние, что интересно, оказались сильнее — чемпионом стал Богдан Вавренюк из Подмосковья на пикапе УАЗ! А вот остальные три титула были разыграны в Крыму — и произошло это по совершенно разным сценариям.

Богдан Вавренюк и Руслан Мосолов финишировали на всех пяти этапах чемпионата страны, ни разу не опустившись в зачете Т2 ниже второй позиции

Для того чтобы завоевать золото в абсолюте, Андрею Рудскому даже не нужно было выигрывать финальный этап: если Евгений Суховенко финишировал в Крыму ниже третьего места, то Рудской становился чемпионом вне зависимости от собственного результата. Suprotec Racing привезла в Крым свой топовый состав на российских прототипах G-Force BARS — к лидеру чемпионата присоединились Борис Гадасин и «Андрей Н.». Это трио возглавляло гонку до самого последнего спецучастка, на котором сошел Гадасин. Но его товарищи по оружию довели свои прототипы до финиша, а ставший вторым в гонке Рудской отпраздновал свой первый титул в российском первенстве. Победителем «Бахи Крым» стал «Андрей Н.», а замкнул тройку призеров в абсолюте Богдан Вавренюк: чемпион страны в зачете Т2 поставил красивую точку в сезоне, опередив своего основного соперника, Леонида Петрова на Тойоте.

Сезон для Андрея Рудского (слева) и Евгения Загороднюка еще не завершен: свежеиспеченные чемпионы страны планируют выйти на старт финального этапа Кубка мира в Португалии

А что же Суховенко? Лидер команды ГАЗ Рейд Спорт был очень быстр: в заключительный день он выиграл оба спецучастка. Но эта скорость лишь отчасти компенсировала колоссальную потерю времени накануне, когда на турбодизельной Газели ростовчанина срезало привод — и одно из колес попросту укатилось в поле. Ремонт на трассе отнял у Суховенко и его штурмана Евгения Павлова более часа, так что о борьбе за титул в абсолюте тезкам пришлось забыть. Но оставался еще титул в зачете Рейд Спорт…

Дмитрий Воронов едва не повторил судьбу многократного чемпиона мира по ралли Себастьена Лёба, завоевавшего титул в 2006-м, сидя на диване. Сойдя в Крыму, петербуржец ждал финиша гонки: определенный расклад делал его чемпионом. Но не сложилось…

Формат сражения за победу в этом классе в Крыму сильно напоминал игру в поддавки: один за другим соперники останавливались на трассе. Дмитрий Воронов сошел из-за отказа мотора. С Александром Русановым случилось то же самое, что и с Суховенко, — поломка автомобиля и ремонт в полевых условиях. В то же время Максим Кирпилев ехал предельно аккуратно, не пытаясь угнаться за умчавшимся вперед Алексеем Игнатовым, который на титул уже не претендовал. А дальше в дело вступила командная тактика. Если бы Игнатов так и финишировал первым, то чемпионом в классе становился лидировавший в серии Воронов. Однако два из трех экипажей на Газелях оттормозились перед финишем, пропустив вперед Кирпилева и Суховенко. В итоге Максим стал чемпионом страны в Рейд Спорте, а Евгений сумел взять бронзу как в классе, так и в абсолюте. Столько же очков, как и у Суховенко, оказалось на счету у Дмитрия Воронова, но петербуржец стал дважды серебряным призером чемпионата страны, опередив ростовчанина по дополнительным показателям.

На «Бахе Крым» Алексей Игнатов буквально летел к своей первой победе в ралли-рейдах, однако пожертвовал личным результатом ради интересов команды

В отличие от других категорий, в зачете Т3 интрига в споре за золото по итогам года, по сути, умерла еще в начале крымской гонки. Единственным оппонентом Марии Опариной, выступавшей на мотовездеходе BRP Maverick с вариатором, оставался Дмитрий Пономаренко. Но на прологе его Polaris перевернулся, а по ходу первого этапа владимирский пилот столкнулся с целым ворохом технических проблем. В результате первую победу в сезоне отпраздновал москвич Игорь Хмельницкий на Ямахе с секвентальной коробкой передач, а Пономаренко финишировал в 12 часах позади Опариной...

В следующем году в чемпионат России в зачете Т3 будет допущена не только атмосферная, но и турбированная техника. Так что соперников у Марии Опариной и Таисии Штаневой должно прибавиться!

Чемпионат России по ралли-рейдам завершен, однако впереди еще две кубковые гонки. Пилоты в категории Т3 турбо определят сильнейшего 12—14 октября под Ростовом, а имя обладателя Кубка страны в зачете Национальный станет известно в последний октябрьский уик-энд в Ивановской области.

Чемпионат России по ралли-рейдам
Итоговое положение в абсолютном зачете среди пилотов

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Андрей Рудской Санкт-Петербург G-Force BARS 72
2 Дмитрий Воронов Санкт-Петербург ВАЗ Нива Супротек 52
3 Евгений Суховенко Ростов-на-Дону Газель Next 52
4 Борис Гадасин Санкт-Петербург G-Force BARS 51
5 Богдан Вавренюк Коломна УАЗ-23602 42
6 Андрей Сушенцов Москва Nissan NP300 Pick-Up 38
7 Леонид Петров Москва Toyota Land Cruiser 33
8 Максим Кирпилев Белгород Toyota Land Cruiser 31
9 "Андрей Н." Москва G-Force BARS 30
10 Владимир Васильев Петровское Mini One 30

Рекомендованные статьи