Roborace: яркая упаковка для бесчеловечных гонок

Организаторы нового чемпионата Roborace, в котором будут соревноваться не гонщики, а программисты, пишущие алгоритмы для автономных транспортных средств, презентовали примерный внешний вид беспилотных болидов будущего. Заодно был назван и автор проекта – немец Даниэль Зимон, известный киноманам по дизайнерской работе над внешним видом средств передвижения в фильме «Трон: Наследие». Сразу подчеркну, что Зимон именно художник, а не конструктор. А упомянутый в бодром пресс-релизе опыт в Формуле-1 – это не что иное, как разработка ливреи для почившей в бозе команды HRT!

Беглый осмотр эскиза будущего болида говорит о том, что главной идеей было именно придание ему запоминающегося внешнего вида. Если бы перед конструктором стояла задача построить как можно более эффективный с точки зрения аэродинамики кузов, то электромобиль выглядел бы несколько иначе. Лишь решение закрыть колеса обтекателями, безусловно, пойдет на пользу уменьшению воздушного сопротивления. А вот исполнение остальных деталей экстерьера вызывает большие вопросы.

В глаза бросаются выставленные на показ самые обычные рычаги подвески – судя по всему, они позаимствованы прямиком с машины Spark SRT-01e из чемпионата Formula E. Причем, рычаги эти, как будто специально для увеличения воздушного сопротивления, заключены в сужающиеся туннели. Для такого футуристичного проекта куда естественнее было бы разработать оригинальную подвеску, спрятав хотя бы нижний рычаг в большой профиль. Да и верхний профиль, соединяющий сигарообразный кузов с обтекателями, создан исключительно ради визуального эффекта: с точки зрения аэродинамики он только мешает набегающему потоку. В целом при взгляде на машину Roborace создается впечатление, что авторы проекта очень торопились реализовать идею и просто накрыли шасси болида Formula E футуристичным «киношным» кузовом, предварительно расположив на месте пилота дополнительный блок аккумуляторных батарей.

Если бы конструкторы и впрямь заботились о большей прижимной силе, то площадь днища они сделали бы максимальной, избегая дизайнерских решений с лихим подрезом по бокам кузова

В том же пресс-релизе Зимон говорит, что главной задачей было обеспечить высокий уровень прижимной силы благодаря «поддонной» аэродинамике. Однако и тут не все вяжется с тем, что мы видим на картинке. Во-первых, все та же подвеска сзади могла бы получить хотя бы тянущие штанги и иные нижние рычаги, чтобы вписать все как можно более органично в обозначенную концепцию и не создавать больших затруднений потоку воздуха над кузовом. Во-вторых, если действительно потребовалась бы большая прижимная сила, то конструкторы обязательно организовали бы туннели под днищем. Судя по всему, батареи и прочее оборудование будут располагаться на месте, где обычно сидит гонщик, поэтому эти туннели логичнее было бы провести по бокам. Но никаких намеков на подобное решение на картинках не видно!

Главные же вопросы, касающиеся аэродинамики и скоростей, связаны не совсем с конструкцией. Дело в том, что большинство городских трасс, на которых планируется проводить гонки Roborace, составлены из медленных 90-градусных поворотов. Там все аэродинамические ухищрения будут попросту неэффективны! Так что заявления об «органичных» подвижных элементах – не более чем игра на широкую публику. С другой стороны, организаторы заявляют, что их беспилотные болиды будут достигать скоростей свыше 200 км/ч. Интересно получается: соревнования куда более тихоходных автомобилей-роботов (которые, кстати, проводятся уже не один сезон) проходят в специальных городах-призраках, и все равно там порой случаются аварии, когда компьютер «зависает» или неадекватно оценивает дорожную обстановку. А что будет, если кремниевый мозг даст сбой на высокой скорости в месте, где рукой подать до трибун?

Английский инвестиционный фонд Kinetik вложился не только в проект Roborace, но и в производство электрогрузовиков Charge, которые будут обслуживать новый чемпионат

Да и с подачей шоу могут возникнуть проблемы. Организаторы Roborace твердят, что будущее за беспилотными электромобилями, которые «повышают экологичность и безопасность». В этом утверждении первый пункт будет упираться в логику до тех пор, пока не исчезнет понятие эквивалента выбросов углекислого газа на кВт/ч добытой электроэнергии. Да и с КПД на преобразование видов энергии и ее транспортировку до потребителя пока что все далеко от идеала. Что касается второго пункта, то тут уже постарались обозреватели с официального канала чемпионата Formula E, который просто завален видеофрагментами живописных аварий. Если подобная тенденция сохранится и в беспилотных гонках, то это вряд ли привлечет новых сторонников быстрейшего внедрения автономных транспортных средств.

В целом, презентация внешнего вида техники для чемпионата Roborace оставила впечатление, что новое первенство призвано увлечь исключительно яркой упаковкой, под которой скрывается лишь экстремальное прочтение идей, давным-давно опробованных на соревнованиях роботов DARPA Urban Challenge. Но если заезды по городу-призраку особых насмешек ни у кого не вызывают, то гоночному варианту досталось уже в день премьеры: шутники пустили слух, что злоумышленниками для чемпионата Roborace уже разработан вирус Maldonado.exe.

Рекомендованные статьи