Двухмоторный болид Virgin DSV-01 впервые победил в гонках Формулы-Е
Очередной, четвертый этап первенства FIA Formula E прошел в аргентинском Буэнос-Айресе. Трасса, проложенная по городским улицам самого фешенебельного района Пуэтро-Мадеро, за год не претерпела существенных изменений. К сожалению, колорита в происходящее добавил инцидент с бродячей собакой, появившейся на трассе во время тренировок. Однако икалось на сей раз не только службе охраны, но и архитекторам временного автодрома, построившим не самый удобный выезд с пит-лейн: там свой электромобиль умудрилась «разложить» швейцарская пилотесса Симона Де Сильвестро.
Помимо высоких нагрузок на силовую установку на длинной стартовой прямой, одним из серьезнейших испытаний для техники стала высокая температура воздуха. В рамках подготовки к гонке во время длительного перерыва после предыдущего этапа в Уругвае команды еще раз проанализировали возможные варианты повышения эффективности работы систем охлаждения. Теперь в этой области организаторы поощряют конструкторскую деятельность, однако новинок в Аргентину участники так и не привезли.
Несмотря на развитие различных концепций и появление разнообразных вариантов силовых установок, которое, по идее, должно было привести к росту скоростей, время аргентинского поула в 2016 году оказалось даже хуже, чем в прошлом сезоне. Возможно, это объясняется тем, что победитель прошлогодней квалификации Себастьен Буэми из команды Renault e.dams ошибся в решающей попытке. Хотя по ходу всех сессий было видно, что именно швейцарец лучше остальных приспособился к управлению 230-сильными 900-килограммовыми электромобилями на этой трассе.
В отсутствии конкуренции со стороны Буэми лучшее время в квалификации показал британец Сэм Бёрд, недавно ставший заводским гонщиком Ferrari в марафонском чемпионате FIA WEC. Несмотря на эффектный снос в скоростной связке (давали о себе знать шины с дорожным протектором), Бёрд застолбил за собой поул со временем 1.09,420. Примечателен этот результат еще и тем, что буквально перед заездами в Аргентине напарник британца по команде DS Virgin Жан-Эрик Вернь низко оценивал шансы на успех из-за того, что их машина тяжелее конкурентов. К сожалению, сам француз опровергнуть свое утверждение не смог – выступал он с пищевым отравлением и явно не претендовал на успех. А вот Бёрд, в прошлом году установивший лучший круг в гонке, на сей раз заезд выиграл, лидируя со старта и до самого финиша.
Если группа лидеров, составленная из Сэма Бёрда, Николя Проста, Антонио Феликса да Кошты и Стефана Сарразана, активно разменивать позиции не собиралась, видимо, откладывая поединки до второй половины гонки, то Буэми, после своей ошибки стартовавший 18-м, раз за разом радовал зрителей обгонами. К моменту смены электроболидов швейцарец оказался аккурат позади своего коллеги Проста! Главный соперник Буэми по борьбе за титул, бразилец Лукас ди Грасси, на старте отметился удачной атакой и пробился на пятое место, но эти достижения явно померкли по сравнению с тем прорывом, что записал на свой счет Себастьен.
Главным неудачником заезда можно признать прошлогоднего победителя да Кошту, чья машина на сей раз остановилась на трассе совсем незадолго до пит-стопов. Более того, сход португальца сыграл на руку Буэми! Вышедший на трассу электромобиль безопасности позволил сократить пилоту команды Renault e.dams наметившийся отрыв от группы лидеров. Однако понервничать Себастьену все же пришлось.
Опередив замедлившегося из-за технических проблем Проста (француз ехал по пит-лейн так медленно, что даже получил пинок в корму от ди Грасси), Буэми выскочил на трассу уже пятым, следом за Сарразаном. Вскоре он стал четвертым, так как вышедший было на первое место Нельсон Пике-младший вынужден был сам совершать пит-стоп. И тут швейцарцу и всему штабу его команды пришлось поволноваться: ехавший впереди Сарразан неверно понял информацию от судей и решил, что активирован режим «виртуального» пейс-кара, когда нужно ехать с ограничением скорости. Однако на самом деле на трассе находился настоящий электромобиль безопасности – и его нужно было еще догнать! Буэми отчаянно жестикулировал, пытаясь привлечь внимание соперника, но лишь через некоторое время Стефан сообразил, что ошибся, и все же нагнал лидеров. После рестарта Буэми долго не церемонился и обогнал электроболид Venturi, на предыдущих этапах оставлявший лучшее впечатление. А сразу после финиша Буэми отправился в шатер команды Сарразана – но все обошлось мирно, похлопыванием по плечам и объяснением конфуза со стороны француза.
Финальные круги гонки прошли под знаком сражения трех лидеров. В пылу борьбы на электромобиле Бёрда, который отчаянно крыл траектории и при этом экономил энергию, начала греться батарея. Но расчет британца оказался верным: Ди Грасси, растративший много электричества на неудачные атаки, сам вскоре уступил позицию Буэми, а под финиш и вовсе чуть не остановился, подпустив к себе никуда не торопившегося Сарразана. Буэми же тоже поплатился за свои атакующие действия, прибыв на дуэль с Бердом не с лучшим соотношением запаса энергии. Кроме того, гонщик DS Virgin эффективно перекрывал все пути для атаки, а на финишном круге сумел еще и чуть оторваться.
Таким образом, первую победу в гонках FIA Formula E на свой счет записала «бескоробочная» конструкция – на электромобиле Бёрда вместо одного электромотора и КПП установлено два, через механическую «главную пару», чтобы избежать появления электронных дифференциалов, связанных с задними колесами.
Рассказ о гонке FIA Formula E был бы неполным, если не упомянуть атмосферу, привычную для этих электропризов. В то время, когда море громыхающих купе GT3, кубковых Porsche и силуэтов сотрясали тишину летней ночи над знаменитой Горой, Маунт-Панорамой, уходя на старт австралийского марафона «12 часов Батерста», на противоположной стороне Земли миловидного вида ведущая интервьюировала какую-то знаменитость, а на специальной эстраде «разогревал» зрителей «электрический» ди-джей. Что называется, каждому свое…
Чемпионат FIA Formula E
Положение после четырех этапов
Личный зачет
Место | Гонщик | Страна | Электромобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьен Буэми | Швейцария | Renault Z.E. 15 | 80 |
2 | Лукас ди Грасси | Бразилия | Abt Schaeffler FE01 | 76 |
3 | Сэм Берд | Великобритания | Virgin DSV-01 | 52 |
4 | Лоик Дюваль | Франция | Venturi VM200-FE-01 | 32 |
5 | Жером Д'Амброзио | Бельгия | Venturi VM200-FE-01 | 30 |
6 | Стефан Сарразан | Франция | Venturi VM200-FE-01 | 28 |
7 | Ник Хайдфельд | Германия | Mahindra M2Electro | 23 |
8 | Робин Фряйнс | Голландия | Spark SRT_01E | 21 |
9 | Николя Прост | Франция | Renault Z.E. 15 | 21 |
10 | Антониу Феликс да Кошта | Португалия | Spark SRT_01E | 16 |
Командный зачет
Место | Команда | Страна | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | e.DAMS-Renault | Франция | 101 | |
2 | Audi Sport ABT | Германия | 86 | |
3 | Dragon Racing | США | 62 | |
4 | DS Virgin Racing | Великобритания | 58 | |
5 | Mahindra Racing | Индия | 34 | |
8 | Venturi | Монако | 28 | |
7 | Andretti Formula E | США | 21 | |
6 | Aguri | Япония | 20 | |
9 | NEXTEV TCR | Китай | 14 |