Шестой мировой: чем интересен грядущий чемпионат по ралли-кроссу?

Шестой мировой: чем интересен грядущий чемпионат по ралли-кроссу?
Автоспорт | АР №3 2016

В каком чемпионате мира по ходу минувшего сезона выигрывали восемь разных гонщиков, судьба «золота» решалась на последнем этапе, а каждый заезд был ярким и зрелищным? В ралли-кроссе!

Еще вчера ралли-кросс прозябал на автоспортивных задворках: несмотря на сорокалетнюю историю официального чемпионата Европы, про скоротечные гонки на компактных асфальтово-грунтовых трассах знали только настоящие фанаты. Я же, побывав на этапах первенства Старого Света в Финляндии и Швеции, удивлялся, насколько недооценен ралли-кросс. Эффектные 600-сильные полноприводные машины, «стреляющие» с мес­та до 100 км/ч за две секунды, борьба «бампер в бампер» от старта до финиша в каждом заезде... «Где вы, инвесторы?» — так и хотелось воскликнуть тогда, наблюдая за победами нашего Тимура Тимерзянова на хэтчбеке Citroen DS3.

Не найдя места в мировых раллийных командах, Петтер Сольберг смог реализовать себя в ралли-кроссе

И мои мысли словно ус­лы­шали!

Все переменилось в 2013 году — после того, как FIA заключила долгосрочный контракт по развитию ралли-кроссовой дисциплины с промоутерской компанией IMG. Американцы, съевшие собаку на раскрутке мировых соревнований по спидвею, гольфу, теннису и прочему серфингу, сразу взяли быка за рога, сделав ставку на интернет и телевидение. Пришлось, конечно, потратиться — но репортажи о ралли-кроссовых баталиях быстро прописались на ведущих спортивных телеканалах. Дело пошло так лихо, что уже через год FIA учредила в дивизионе SuperCar чемпионат мира! Этот статус ралли-кросс, к слову, получил всего лишь шестым по счету — после Формулы-1, картинга, ралли, кузовных и марафонских гонок.

В отборочных «хитах» главное — не занятое пилотом место, а общее время заезда

Дальше — больше: IMG нашла титульного спонсора для первенства планеты, производителя энергетиков Monster Energy, и продолжила экспансию на телеэкраны. Сегодня ралли-кросс «вживую» транслируют больше чем в полусотне стран. И Россия благодаря доступности телевизионных прав не исключение: чемпионат мира освещают у нас уже пять каналов, а НТВ+ выдает воскресную картинку в режиме «лайв». Там, куда пока не добралось ралли-кроссовое телевидение, доступен визуальный онлайн на официальном сайте чемпионата мира. Да и на трибунах не протолкнуться: шведский этап в глухой деревушке Хольес собрал свыше сорока тысяч зрителей, французский раунд в провинциальной Бретани — все семьдесят, а за гонкой в Хоккенхайме, сов­мещенной в минувшем сезоне с этапом DTM, следило более ста тысяч болельщиков!

За право прикоснуться к мировому ралли-кроссу сегодня платят промоутерам не только телевизионщики, но и хозяева трасс и постоянные участники чемпионата. Заявить команду­ из двух машин на весь сезон стоит 50 тысяч фунтов, а частнику та же процедура обойдется в 20 тысяч. Правда, при неизменной стоимости гоночного «суперкара» (около 400 тысяч евро) общие затраты на сезон, по сравнению с «дореформенными» временами, увеличились едва ли не втрое. Так что без миллиона евро в кармане в чемпионат мира можно даже не соваться: сказываются и наличие заокеанских этапов в Канаде и Аргентине, и возросший с учетом большего количества заездов расход запчастей и шин.

По ходу сезона в чемпионате мира можно использовать лишь три двигателя с 45-миллиметровыми рестрикторами на впуске. За каждый дополнительный мотор из результата гонщика вычитается 15 очков

Поначалу команды выступали против изменения ралли-кроссовых устоев: в угоду телевизионной картинке промоутеры перекроили и привычную сетку заездов, и систему начисления очков. Однако, судя по числу желающих выступить в мировой серии (всего в прошлом сезоне в чемпионате стартовало 77 спортсменов на автомобилях десяти разных марок!), затраты участников и их спонсоров сегодня окупаются сторицей.

А вот редкая по нынешним временам конструкторская вольница в ралли-кроссе осталась! «Суперкар» вовсе не обязан быть омологирован FIA (достаточно массовых продаж базовой модели на европейском рынке), а блок цилиндров должен соответствовать марке кузова лишь по названию. Поэтому, например, под капотами одинаковых с виду Фиест можно встретить двухлитровые моторы из разных семейств — как с продольным, так и с поперечным расположением! Кстати, последнее, по словам Тимура Тимерзянова, заметно отражается на поведении болида при торможении и в поворотах. После выступлений на «поперечных» Сит­роене DS3 и Peugeot 208 россиянин не сразу нашел общий язык с «продольным» хэтчбеком Ford Fiesta: тот потребовал непривычного для Тимерзянова заднеприводного стиля езды. Однако главные причины провала трехкратного чемпиона Европы в минувшем сезоне, где Тимур лишь дважды смог пробиться в финал, вовсе не в «железе». Если бы в чемпионате присваивался титул самого невезучего спортс­мена, то он, несомненно, достался бы 29-летнему казанцу. Сколько раз Тимур показывал хорошие результаты на тренировках, столько же раз его преследовали неудачи в основных заездах! Гора пробитых колес, жесткие атаки соперников, два переворота… 

Очередная неудача Тимура Тимерзянова

Тем временем обширное освещение ралли-кросса в прессе дает свои плоды: этой гоночной дисциплиной всерьез заинтересовались автопроизводители. Так, инженеры Peugeot помогали в становлении хэтчбека Peugeot 208 ­команде 14-кратного чемпиона Европы Кеннета Хансена, Volkswagen поддержал сразу два шведских и один американский коллектив, а фордовцы приложили руку к подготовке Фиест. Засветились в ралли-кроссе даже экс-заводские автомобили марки Mini: британская команда JRM выставила пару псевдокроссоверов Countryman, изначально подготовленных для ралли. Правда, экипированы они были не двухлитровыми, как у всех, а 1600-кубовыми турбо­д­­­­­вигателями, имели мощность «всего» в 480 л.с. и лавров не снискали — как ни старались французский горнолыжник Герлен Шишери, звезда британского ралли Гай Уилкс и призер заокеанской «формульной» серии Champ Car Патрик Карпентье.

По новой системе начисления очков бо́льшая часть зачетных баллов разыгрывается не в финале, а в отборочной части соревнований. Так что страсти на трассе кипят в течение всего уик-энда

Вообще, число знаменитос­тей из других дисциплин автоспорта в чемпионате мира по ралли-кроссу растет как на дрожжах. Уже попробовали свои силы за рулем «суперкаров» кольцевики Иван Мюллер, Тимо Шайдер и Рене Мюнних, раллисты Франсуа Дюваль, Манфред Штоль и Пер-Гуннар Андерссон, а экс-чемпион мира в Формуле-1 Жак Вильнёв даже решился в сезоне-2014 на полноценную программу. Увы, канадцу ничего вразумительного за рулем Peugeot 208 показать не удалось. А вот двум другим именитым «пришельцам» выпала куда более приятная участь. Звезда немецкой серии DTM Маттиас Экстрём буквально ворвался в чемпионат мира 2015 года с новеньким хэтчбеком Audi S1, выиграв домашний этап в Швеции. И только накладка двух ралли-кроссовых гонок на кольцевые этапы не позволила 37-летнему скандинаву подняться выше шестого места по итогам сезона.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи