Шестой мировой: чем интересен грядущий чемпионат по ралли-кроссу?
В каком чемпионате мира по ходу минувшего сезона выигрывали восемь разных гонщиков, судьба «золота» решалась на последнем этапе, а каждый заезд был ярким и зрелищным? В ралли-кроссе!
Еще вчера ралли-кросс прозябал на автоспортивных задворках: несмотря на сорокалетнюю историю официального чемпионата Европы, про скоротечные гонки на компактных асфальтово-грунтовых трассах знали только настоящие фанаты. Я же, побывав на этапах первенства Старого Света в Финляндии и Швеции, удивлялся, насколько недооценен ралли-кросс. Эффектные 600-сильные полноприводные машины, «стреляющие» с места до 100 км/ч за две секунды, борьба «бампер в бампер» от старта до финиша в каждом заезде... «Где вы, инвесторы?» — так и хотелось воскликнуть тогда, наблюдая за победами нашего Тимура Тимерзянова на хэтчбеке Citroen DS3.
И мои мысли словно услышали!
Все переменилось в 2013 году — после того, как FIA заключила долгосрочный контракт по развитию ралли-кроссовой дисциплины с промоутерской компанией IMG. Американцы, съевшие собаку на раскрутке мировых соревнований по спидвею, гольфу, теннису и прочему серфингу, сразу взяли быка за рога, сделав ставку на интернет и телевидение. Пришлось, конечно, потратиться — но репортажи о ралли-кроссовых баталиях быстро прописались на ведущих спортивных телеканалах. Дело пошло так лихо, что уже через год FIA учредила в дивизионе SuperCar чемпионат мира! Этот статус ралли-кросс, к слову, получил всего лишь шестым по счету — после Формулы-1, картинга, ралли, кузовных и марафонских гонок.
Дальше — больше: IMG нашла титульного спонсора для первенства планеты, производителя энергетиков Monster Energy, и продолжила экспансию на телеэкраны. Сегодня ралли-кросс «вживую» транслируют больше чем в полусотне стран. И Россия благодаря доступности телевизионных прав не исключение: чемпионат мира освещают у нас уже пять каналов, а НТВ+ выдает воскресную картинку в режиме «лайв». Там, куда пока не добралось ралли-кроссовое телевидение, доступен визуальный онлайн на официальном сайте чемпионата мира. Да и на трибунах не протолкнуться: шведский этап в глухой деревушке Хольес собрал свыше сорока тысяч зрителей, французский раунд в провинциальной Бретани — все семьдесят, а за гонкой в Хоккенхайме, совмещенной в минувшем сезоне с этапом DTM, следило более ста тысяч болельщиков!
За право прикоснуться к мировому ралли-кроссу сегодня платят промоутерам не только телевизионщики, но и хозяева трасс и постоянные участники чемпионата. Заявить команду из двух машин на весь сезон стоит 50 тысяч фунтов, а частнику та же процедура обойдется в 20 тысяч. Правда, при неизменной стоимости гоночного «суперкара» (около 400 тысяч евро) общие затраты на сезон, по сравнению с «дореформенными» временами, увеличились едва ли не втрое. Так что без миллиона евро в кармане в чемпионат мира можно даже не соваться: сказываются и наличие заокеанских этапов в Канаде и Аргентине, и возросший с учетом большего количества заездов расход запчастей и шин.
Поначалу команды выступали против изменения ралли-кроссовых устоев: в угоду телевизионной картинке промоутеры перекроили и привычную сетку заездов, и систему начисления очков. Однако, судя по числу желающих выступить в мировой серии (всего в прошлом сезоне в чемпионате стартовало 77 спортсменов на автомобилях десяти разных марок!), затраты участников и их спонсоров сегодня окупаются сторицей.
А вот редкая по нынешним временам конструкторская вольница в ралли-кроссе осталась! «Суперкар» вовсе не обязан быть омологирован FIA (достаточно массовых продаж базовой модели на европейском рынке), а блок цилиндров должен соответствовать марке кузова лишь по названию. Поэтому, например, под капотами одинаковых с виду Фиест можно встретить двухлитровые моторы из разных семейств — как с продольным, так и с поперечным расположением! Кстати, последнее, по словам Тимура Тимерзянова, заметно отражается на поведении болида при торможении и в поворотах. После выступлений на «поперечных» Ситроене DS3 и Peugeot 208 россиянин не сразу нашел общий язык с «продольным» хэтчбеком Ford Fiesta: тот потребовал непривычного для Тимерзянова заднеприводного стиля езды. Однако главные причины провала трехкратного чемпиона Европы в минувшем сезоне, где Тимур лишь дважды смог пробиться в финал, вовсе не в «железе». Если бы в чемпионате присваивался титул самого невезучего спортсмена, то он, несомненно, достался бы 29-летнему казанцу. Сколько раз Тимур показывал хорошие результаты на тренировках, столько же раз его преследовали неудачи в основных заездах! Гора пробитых колес, жесткие атаки соперников, два переворота…
Тем временем обширное освещение ралли-кросса в прессе дает свои плоды: этой гоночной дисциплиной всерьез заинтересовались автопроизводители. Так, инженеры Peugeot помогали в становлении хэтчбека Peugeot 208 команде 14-кратного чемпиона Европы Кеннета Хансена, Volkswagen поддержал сразу два шведских и один американский коллектив, а фордовцы приложили руку к подготовке Фиест. Засветились в ралли-кроссе даже экс-заводские автомобили марки Mini: британская команда JRM выставила пару псевдокроссоверов Countryman, изначально подготовленных для ралли. Правда, экипированы они были не двухлитровыми, как у всех, а 1600-кубовыми турбодвигателями, имели мощность «всего» в 480 л.с. и лавров не снискали — как ни старались французский горнолыжник Герлен Шишери, звезда британского ралли Гай Уилкс и призер заокеанской «формульной» серии Champ Car Патрик Карпентье.