Баха «Снежный шторм»: как выступил Владимир Мельников на прототипе Тритон?

Фото: компания G-Energy

До последнего дня я сомневался. Неужели мне дадут на гонку дорогущий ралли-рейдовый прототип Triton, а штурманом станет Антон Николаев, только что вернувшийся с уже десятого для него марафона Дакар? Да и состоится ли сама баха «Снежный шторм» в Коломне в условиях кризиса?

Но — свершилось! В лобовом окне Тритона и впрямь зимний шторм: серое небо, порывистый ветер укрывает поземкой лысое поле. И я бросаю педаль сцепления по команде Николаева.

Что мне не понравилось на бахе «Северный лес» в прошлом году (АР №6, 2014)? Тряска вкупе с неважной управляемостью «серийного» Mitsubishi Pajero на ненастроенной подвеске и нехватка мощности. Четыре давно не видевших ребилда амортизатора Öhlins и «задушенный» для неопытного журналиста турбодизель 3.2 мешали в полной мере получать удовольствие от самого романтичного вида автоспорта. Теперь у меня совсем другой Mitsubishi — пикап L200 2004 года выпуска по пас­порту, а на деле — прототип Triton, построенный во Франции компанией Faster SA. Сейчас автомобиль в таком состоянии стоит около 150 тысяч евро, а новый — вдвое дороже. Причем на нем уже выступал экипаж Мельников—Николаев — мой однофамилец Антон Мельников привел Triton к финишу марафона Дакар на 17-м месте в абсолютном зачете.

У нас задача приземленнее: «протрясти» давно не видевший гонок автомобиль, «присидеться» к нему и не повредить. Последнее напутствие Николаев повторил многократно. Понимаю, есть за что переживать.

Салоны ралли-рейдовых автомобилей на удивление тесноваты. Сиденья расположены высоко, под рукой — рычаг кулачковой коробки Sadev

По конструкции Triton напоминает топовый прототип Mini немецкой фирмы X-Raid, на котором мне посчастливилось покататься в песках Дубая (АР №10, 2014). Пространственная стальная рама, углепластиковые кузовные панели, независимые подвески, сдвинутый в пределы базы двигатель (у Mini трехлитровый турбодизель BMW, а здесь бензиновая «шестерка» V6 4.0 мощностью 290 л.с.). Коробка передач такая же: шестиступенчатая кулачковая фирмы Sadev, но остальная трансмиссия попроще, с принудительной блокировкой межосевого дифференциала и самоблокирующимся задним, а в подвеске — восемь амортизаторов Öhlins, которые заметно дешевле стоек Reiger.

За этим описанием скрывается поджарый и по-спортивному красивый автомобиль. Не качок, а гимнаст. Внутри тесновато, сразу за спинками кресел — перегородка, места едва хватает, чтобы запихнуть туда куртку и пару теплых ботинок: в случае схода эвакуации придется ждать долго, можно и замерзнуть. Посадка высокая, а педали сдвинуты влево могучим трансмиссионным тоннелем. Он же — неплохой отопитель, отдающий нам жар коробки передач. Перед глазами знакомая по кольцевым Гранте и Фиесте гоночная панель MoTeC, правее — масса тумблеров, реле, предохранители. Туда особенно не заглядываю, это вотчина Николаева. Запомнил только кнопку стартера.

«Лучше бы гонку «Теплый солнечный день» назвали», — заметил мой штурман Антон Николаев после того, как ураганный ветер едва не сдул стартовую арку
«Лучше бы гонку «Теплый солнечный день» назвали», — заметил мой штурман Антон Николаев после того, как ураганный ветер едва не сдул стартовую арку
0 / 0

Спортивный канал для нынешней экономической ситуации оказался достаточно богатым — 24 автомобиля. Для сравнения: примерно столько же экипажей собрала раллийная кубковая гонка в Рос­тове, проходившая в это же время. Относительной массовости способствовали и умеренные стартовые взносы: 20 тысяч рублей для прототипов и автомобилей более простой международной категории Т2 (таких набралось пять), десять тысяч рублей для УАЗов и Нив класса Национальный — их было одиннадцать. Столько же заплатили пятеро участников зачета Рейд-Спорт, своеобразной резервации для техники, не попадающей ни в один из классов. Причем в Коломну не приехали многие из российских участников Дакара, так что относительно наполняемости рейдовых гонок в этом году есть оптимизм. Кризисы ведь меньше всего затрагивают самых обеспеченных, а ралли-рейды — это самый дорогой вид автоспорта в России. Поэтому среди участников немало очень успешных бизнесменов. А мой старт оказался возможным благодаря журналистской гоночной программе компании G-Energy — у пользователей недр пока тоже все в порядке.

Рррум-ррум-ррр — многолитровые двигатели прототипов на высоких оборотах выдают мотоциклетные ноты. Первым на старт уходит чемпион России 2012 года Сергей Савенко на прототипе ГАЗ-69, спустя две минуты — Максим Кирпилев на автомобиле, построенном на базе пикапа Nissan NP300, а затем — мы с Николаевым. Перед стартом ко мне подошел Сергей Скрипка, с которым в прошлом году я дебютировал в рейдах и провел несколько гонок в раллийном монокубке Volkswagen Polo. В этом сезоне Скрипка ассистирует Александру Колембету, и они одни из главных претендентов на победу в классе Т2. Их дизельная Toyota Land Cruiser 200 развивает свыше 250 л.с., амортизаторов у нее тоже восемь, поэтому просьба почаще смотреть в зеркала — Колембет стартует сразу за нами — не выглядит как шутка.

Педальный узел заметно смещен влево — тормоз легкий и чувствительный, а привод акселератора туговат
Двигатель Mitsubishi 6G75 на серийных Pajero развивает 250 л.с. Для Тритона его объем увеличен с 3,8 до четырех литров, установлены оригинальные кованые поршни. Мощность — 290 л.с., крутящий момент — 395 Нм
0 / 0

Уходим на первый 44-километровый­ круг из пяти, проехать их нужно без остановки.

Металлокерамическое сцепление схватывает резко и может заглушить даже такой моментный мотор — который сразу покоряет ровной тягой уже с 2000 об/мин и вплоть до 5500 об/мин, когда вспыхивает лампа-сигнализатор. Короткий кивок высокого рычага секвенталки к себе — вторая. А третья что-то с хрустом, хотя я не миндальничаю: кулачковая коробка требует быстрых переключений.

Трасса почти сразу начинает виться кромками полей. Перетекающие из одной в другую связки, гладкий лед, минимум ям — больше ралли, чем рейд. И это неожиданно для коломенской бахи, которая раньше всегда проходила осенью и местами напоминала трофи. Triton отлично сбалансирован: уверенно заезжает внутрь поворотов под сброс газа, мощности достаточно для силовых скольжений четырьмя колесами, но увлекаться глубокими заносами не стоит. Что-то с гидро­усилителем, и баранку прихватывает при знакопеременном вращении — можно и не успеть отрулить. Вдобавок прототип весит внушительные 1850 кг, поэтому эффективно гасить скорость в скольжении не выходит — Triton уезжает далеко в сторону от поворота. Тут нужна объемная подготовительная работа: заранее снизить скорость, вовремя качнуть автомобиль в противоположную повороту сторону и загодя направить нос на выход из виража. Поэтому когда обещанный Николаевым поворот вместо 200 метров появился через 40, попасть в него было уже невозможно. Рефлекторно ставлю машину боком, но понимаю, что в таком положении мы и полетим в поле через метровый кювет.

Сдвоенные амортизаторы Öhlins фантастически энергоемки. Нашпигованные грузовыми шипами покрышки Michelin XZL хорошо работают на льду, но в снегу почти беспомощны
Днище спереди закрыто листом авиационного дюраля марки Д16Т толщиной 10 мм, а в середине защита углепластиковая — для снижения веса. Подвески независимые, со стальными рычагами
0 / 0

— Распрямляйся, — на удивление спокойно говорит Николаев, а я уже выравниваю машину и сжимаюсь в ожидании удара. Но его нет — энергоемкость за гранью понимания!

За весь круг притормаживать приходилось лишь на единственной отмеченной «яме три», то есть самой большой. А прописанные в дорожной книге «ямы два» за рулем прототипа не требовали даже снимать ногу с педали газа. Видишь приличный провал дороги, ждешь жесткого удара, но, упруго отжавшись четырьмя колесами, Triton мчит как ни в чем не бывало.

А трамплины — это отдельное удовольствие. Если Pajero отскакивал от гребней носом вниз, то прототип летит параллельно дороге!

К середине первого круга я втянулся: вроде мчим. Правда, точку потеряли. По всей трассе расположены GPS-отметки, взятие которых фиксирует приемник в каждом гоночном автомобиле, — так организаторы страхуются от возможных срезок. А мы... Нет, не срезали, но по совету Антона прошли один участок по более крутой дуге — и одна из точек осталась за спиной. Пока разворачивались и искали, прошло больше минуты. Для такой плотной гонки это много.

По чистой скорости в Коломне выиграл УАЗ Карго Богдана Вавренюка (на первом слайде). Но автомобили класса Национальный соревнуются только в своем зачете, не получая очки в «абсолюте», хотя при цене свыше 70 тысяч евро некоторые из них могут побороться и с прототипами. В итоге победителями в абсолютном зачете стали Александр Колембет и Сергей Скрипка (их Toyota Land Cruiser 200 категории T2 — на втором слайде)
По чистой скорости в Коломне выиграл УАЗ Карго Богдана Вавренюка (на первом слайде). Но автомобили класса Национальный соревнуются только в своем зачете, не получая очки в «абсолюте», хотя при цене свыше 70 тысяч евро некоторые из них могут побороться и с прототипами. В итоге победителями в абсолютном зачете стали Александр Колембет и Сергей Скрипка (их Toyota Land Cruiser 200 категории T2 — на втором слайде)
0 / 0

Тем не менее в конце первого круга догоняем прототипы, стартовавшие перед нами. Значит, мы лидируем! Короткая погоня, обгон в «шпильке», затем еще один, уже на широком прямом отрезке, — и мы возглавляем канал не только виртуально, но и фактически. Фактор неожиданности вносят круговые автомобили класса Национальный. В снежном шлейфе они могут нас и не видеть, а сис­темы Sentinel, которая позволяет «посигналить» прямо в салон обгоняемого автомобиля, на кубковых гонках нет. Приходится гудеть по старинке — и повышать степень риска, ведь медлить с опережением нельзя.

Наше лидерство продлилось полтора круга, пока на ровном месте не сломалась трансмиссия. На выходе из дуги наступаю на педаль газа — но тяги нет, словно «осыпался» диск сцепления. Останавливаюсь, Николаев блокирует межосевой дифференциал, но тронуться в горку не можем. Пробуем заднюю — покатились. С приводом на единственное колесо и неприятными стуками ковыляем в зону сервиса, благо сломались почти на финише третьего круга.

Обидно, конечно. С другой стороны, все тестовые задачи выполнены. Ведь это не единственный мой старт за рулем прототипа. Коломенская гонка была тренировкой перед этапом Кубка мира, бахой «Северный лес», которая пройдет 20—22 февраля. Нужно успеть вылечить все тритоновские болячки — и избежать внезапных поворотов, ведь в Карелии сразу за краем дороги — деревья.

Баха «Снежный шторм»

Кубок России по ралли-рейдам, 2-й этап. Коломна (Московская область), 24 января.
Дистанция СУ — 220 км. Стартовало 24 экипажа, классифицировано 16
Место Экипаж Город Автомобиль Группа Время
1 Б. Вавренюк / А. Терентьев Коломна УАЗ-23602 N 2:58.00
2 Е. Батаев / Ю. Сачков Коломна УАЗ-31519 N +2.43
3 А. Колембет / С. Скрипка Москва Toyota Land Cruiser 200 T2 +14.03
4 С. Кочураев / Д. Рожнов Коломна УАЗ-3151 N +15.10
5 C. Савенко / Д. Мальцев Москва ГАЗ-69 T1 +19.46
6 Д. Рыбин / Е. Постников Ульяновск УАЗ-3164 N +21.38
7 А. Яськов / В. Макаренко Коломна Toyota Land Cruiser Prado T2 +23.38
8 А. Соколов / И. Крупнов Москва Mitsubishi Pajero R +29.20
9 С. Щекин / А. Казакевич Москва Bowler Wildcat R +38.02
10 С. Скрипкин / Н. Яшин Коломна УАЗ-469 N +46.50

Рекомендованные статьи