Шведский туринг: вслед за DTM и обратно, или куда идет STCC
Десять машин — именно столько вышло на старт первого этапа скандинавского кузовного чемпионата STCC, который прошел в первые выходные мая на временной трассе, проложенной по взлетной полосе и рулежным дорожкам аэродрома шведского города Шёвде. Поразительный пример деградации чемпионата, еще десять лет назад бывшего одним из лучших в Европе! Даже в самый первый сезон STCC, в 1996-м, гонки собирали больше участников...
Снижение популярности STCC продолжается уже третий год, хотя первый сезон в текущем формате — со среднемоторными «силуэтами» идентичной конструкции — выглядел довольно многообещающе: пятнадцать машин на первом этапе, 21 участник по итогам всего года.
Да-да, название Scandinavian Touring Car Championship не очень-то отражает фактическое наполнение этой серии на сегодняшний день. Во-первых, последние несколько лет кузовных автомобилей — сиречь туринг-каров — в чемпионате нет. В этом серия STCC напоминает немецкий чемпионат DTM: вместо «кузовов» используются прототипы, которым придают сходство с серийными автомобилями при помощи пластикового оперения.
Но у скандинавов «и труба пониже, и дым пожиже»: вместо углепластикового монокока — пространственная рама из стальных труб, вместо специальной гоночной «восьмерки» — серийный мотор Nissan V6 3.5 мощностью около 420 л.с., установленный продольно в базе. Конструкция всех машин идентична — все они созданы французской фирмы Solution F. Во-вторых, претензии на общескандинавский охват также ничем не оправданы — все семь этапов пройдут в Швеции (в последний раз выездной этап на датском треке Юландс-ринген проводился 2012 году, еще до перехода на «силуэтную» формулу).
Так было не всегда: изначально первая буква в аббревиатуре STCC означала Swedish — шведский кузовной чемпионат, а сами машины были настоящими «кузовами», построенными на основе серийных седанов и хэтчбеков. Поначалу в серии использовались автомобили класса Супертуринг, а в 2003-м им на смену пришла техника категории S2000.
Когда в начале десятых годов класс S2000 во всем мире стал выходить из употребления, организаторы предложили заимствовать технические требования NGTC из британского чемпионата BTCC: это предполагало сохранение серийного стального кузова, но полную унификацию подвесок, замену двухлитровых «атмосферников» турбомоторами того же объема и введение опционального небрендированного мотора (на случай, если команде сложно и дорого разработать свой, либо подходящего базового мотора просто не выпускается). Все это, в теории, должно было дать командам возможность самим строить гоночную технику за сравнительно небольшие деньги. Начался даже переходный процесс: например, команда Engstrom Motorsport приобрела в Англии «гибридный» хэтчбек Honda Civic — шасси S2000 с турбомотором NGTC.
Вместе с тем, сразу несколько команд во главе с боссом Flash Engineering Яном Нильссеном сочли этот вариант слишком дорогим и медленным, непрестижным. Они настаивали на переходе к более быстрым и эффектным внешне «силуэтам» — несложным технически, недорогим, но мощным и быстрым. Компромисса достичь не удалось: в 2012-м году чемпионат распался надвое — на «кузовной» STCC и силуэтный TTA. Но «силуэтчики» одержали верх — спустя сезон TTA поглотил STCC, получив по наследству историческое название.
Теперь уже видно, что та победа для детища Нильсена была пирровой: после первого всплеска интерес к серии неуклонно снижался, и сейчас, похоже, достиг минимума.
В «старом» STCC была сложившаяся экосистема: костяк чемпионата составляло несколько мощных команд, пользовавшихся поддержкой местных импортеров (WestCoast Racing — BMW, Kristoffersson Motosport — Audi и Volkswagen, Engström Motorsport — Honda, NIKA Racing — Chevrolet, IPS Motorsport — Peugeot), плюс заводская команда Volvo — Flash Engineering, после смены владельца переименованная в Polestar Racing. Прибавьте сюда команды поскромнее, для которых был учрежден «частный» зачёт Semcon Cup — и получите высококонкурентную серию, в каждом этапе которой, как правило, выступало по 15-18 гонщиков, а топ-десятка отличалась близким, и весьма высоким уровнем.
После перехода на «силуэты» этот баланс сил оказался нарушен: команда Kristoffersson Motosport ушла в ралли-кросс, NIKA Racing — в WTCC, а Engström Motorsport после года выступлений вовсе закрылась. И не скажешь, что случилась какая-то катастрофа: появилась поддержка от новых брендов — команда Brovallen Design получила контракт с местным импротером Kia, даже пришел бренд Dacia... Но многие сильные участники разошлись кто куда: в гонки GT, как Йохан Стуресон или Фредрик Ларссон, или в ралли-кросс, как Томми Рустад, или в WTCC и TCR, как Михель Нюкжер. Меньше стало и гонщиков-любителей.
Перед стартом сезона-2016 в STCC произошло несколько любопытных перестановок. Так, заводская программа Volvo теперь перешла коллективу WestCoast Racing: все из-за того, что сама «конюшня» Volvo Cyan Racing занята участием в WTCC. Впрочем, для зрителей все прошло незаметно — теперь WCR работает под «псевдонимом» Volvo Cyan Racing. Причем на один этап вольвовцы пригласили в партнеры к Роберту Дальгрену и Ричарду Горанссону новозеландского гонщика Скотта Маклафлина, отстаивающего честь марки в чемпионате V8 Supercars! За рулем прототипа Volvo S60 он заменил принца Карла-Филиппа Бернадотта, в эти дни участвовавшего в праздновании 70-летнего юбилея своего отца, короля Швеции Карла XVI Густава.
После двухлетнего отсутствия вернулся коллектив Flash Engineering Яна Нильссона — и в дополнение к Линусу Олссону и Ройбену Кресснеру подписал звезду японской серии Super GT (и чемпиона Европейской серии Ле-Ман) Бьорна Вирдхайма.
Команда PWR Racing заручилась поддержкой шведского импортера марки Seat, и «переодела» три своих машины в обвес, стилизованный под Seat Leon. А коллектив Brovallen Design, прежде стилизовавший свои машины под Citroen C5 и Kia Optima, подготовил обвес а-ля Ford Mondeo.
Последнее — свидетельство будущего перехода на требования TCR, к которому готовятся команды: продукция Seat Sport уже представлена в чемпионате, а китайско-американская команда FRD Sport вовсю работает над новым Ford Focus. Босс STCC Йонас Лундин уже подтвердил эти планы: по его словам, на заседании в июне команды решат, менять ли регламент в 2017 или 2018 году. «У нас уже есть три команды, намеренные прийти в чемпионат в случае смены техрегламента» — сказал Лундин.
Скорее всего, это действительно могло бы оздоровить чемпионат. Но скорый переход на регламент TCR не вписывается в планы компании Volvo. «Нет, мы не будем заниматься TCR. Для этого в разработку и доводку машин пришлось бы инвестировать не меньше, чем конкурирующие компании. У нас таких планов нет — вдобавок, подходящая для этого модель V40 будет снята с производства в течение 18 месяцев, — прокомментировал ситуацию шеф вольвовского автоспортивного отделения Polestar Motorsport Александр Мурдзевски Шедвин, — Если они хотят, чтобы мы остались, нужно или отбалансрировать характеристики имеющихся машин и техники TCR, или отложить введение новых правил».
В квалификации перед первым этапом быстрейшим был представитель заводской команды Volvo Роберт Дальгрен: он возглавлял протоколы в обоих заездах. Для Дальгрена это было возвращение после двухлетней паузы: прошлый сезон он занимался тестами нового Volvo S60 для чемпионата WTCC, а в 2014-м выступал в австралийской серии V8 Supercars.
22-летний австралиец Скотт Маклафлин в первом сегменте квалификации показал второе время, но во втором ошибся, и уступил не только Дальгрену, но и коллегу по команде Ричарда Горанссона и представителя Дачии Матиаса Андерссона.
Победу в первом заезде уверенно одержал стартовавший с поула Дальгрен. Его партнер Ричард Горанссон был вынужден сойти из-за пожара, а вот Скотт Маклафлин, сперва опередив Логан Матиаса Андерссона, а в середине гонки и Saab 9-3 Линуса Олссона, финишировал вторым. «Бронза» досталась гонщику Flash Engineering Линусу Олссону на Саабе — он уступил победителю более 15 секунд.
На финиш второй гонки с реверсивным стартом из-за аварий прибыло лишь шесть автомобилей! Первым финишную черту пересек вольвовец Ричард Горанссон, а его партнер Роберт Дальгрен взял «серебро». А вот машина Маклафлина оказалась выбита с трассы из-за ошибки Ройбена Кресснера.
Следующий этап STCC состоится 26 мая в Манторп-Парке. Как думаете, сколько пилотов выйдет на старт на этот раз?
Календарь серии STCC — 2016
Этап | Трасса | Дата |
---|---|---|
1 | Аэродром Шёвде | 30 апреля — 1 мая |
2 | Манторп-парк | 25-26 мая |
3 | Андерсторп | 18-19 июня |
4 | Фалькенберг | 9-10 июля |
5 | Карлскога | 13-14 августа |
6 | Сольвалла, Стокгольм | 2-3 сентября |
7 | Кнутсторп | 23-24 сентября |