Гонки в азартной стране, или TCR по-грузински

Гонки в азартной стране, или TCR по-грузински
Автоспорт | 4 апреля 2017
Фото: Григорий Голышев

В этом году сезон в международной кузовной серии TCR начался в необычном месте. В том числе и для меня. Всего два часа с хвостиком из Москвы — и, пролетев над могучими хребтами кавказских гор, я оказался в Грузии. А еще полчаса на машине — на трассе Рустави, которая ведет свою историю с советских времен, но недавно пережила капитальную реконструкцию.

Хотя на выездных гонках многие пилоты грешат протокольными комплиментами, Тбилиси на самом деле произвел на участников кузовного чемпионата приятное впечатление. В разговорах спортсмены отмечали, что в городе чувствуется своя атмосфера. И действительно — начиная с главного проспекта Руставели, где под платанами продвинутые дедушки показывали седовласым друзьям фотографии внуков с экрана смартфона, и закачивая витыми переулками где-то на холмах, чувствовалось, что это живой город, а не красивая декорация вроде туристического Макао.

На подъезде к трассе грузинский автодром поначалу потерялся среди грандиозных парковок автомобильного рынка: с дороги были видны только характерные крыши трибун, чем-то напоминающие формы комплекса Крыло в Сильверстоуне. По сравнению с другими трассами, на которых соревнуются участники кузовной серии, в Рустави чувствуется, что все-таки пока это автодром национального уровня. Впрочем, не будем забывать, что этап TCR стал для Грузии первой серьезной международной гонкой. Ну а если местный интерес задержит трассу в календаре, можно не сомневаться, что в Рустави научатся делать отличные соревнования.

Бронзовый призер прошлогодней серии Жан-Карл Верне начал новый сезон в одиночку. Расставшись со Стефано Комини, в команде Leopard Racing пока не успели найти гонщика на вторую машину

То, что со временем присутствие в TCR грузинского пилота Давита Каджаи выльется во что-то большее, было понятно еще в прошлом году. Делегации, приезжавшие на гонки для переговоров с промоутером серии Марчелло Лотти, намекали на это достаточно явно. Так и получилось: в этом сезоне наклейки Visit Georgia на лобовых стеклах спортивных машин TCR сменилась на Check in Georgia, а в серии зарегистрировалась команда GE-Force под флагом грузинского… Министерства внутренних дел!

На вопрос, сложно ли было уговорить Каджаю пересесть с чемпионского Фольксвагена на скромную Alfa Romeo, а не на перспективную Audi, Лотти только хитро улыбнулся мне в ответ и сказал правильные слова про хорошую работу итальянской команды над своими машинами. Но за дипломатичным ответом Марчелло действительно скрывается трудная работа, проведенная им в межсезонье. Чемпионат потерял несколько сильных гоночных коллективов, решивших сосредоточить свои силы на национальных первенствах TCR. Из-за этого Лотти пришлось помогать оставшимся пилотам и командам. Прошлогодние пилоты Альфы, Микаэла Черутти и Петр Фулин, не обладали бюджетом на этот сезон, а так и гонщики вроде бы довольны, и чемпионат сохранил присутствие итальянской марки.

Любопытно, что в числе тех, кому надо было помочь, оказался и действующий чемпион TCR Стефано Комини, оставшийся без места в фольксвагеновском коллективе Leopard Racing. К счастью, швейцарскому бородачу удалось впрыгнуть в поезд нового сезона вместе с новой командой Cometoyou Racing, решившей сделать ставку на новенькие Audi RS3 LMS. Изначально в чемпионате должно было быть четыре такие немецкие машины, но заинтересованные стороны не смогли найти бюджет на полный сезон. В итоге на старт первой гонки вышло 16 спортсменов, а вот начиная с европейской части серии количество гонщиков должно вырасти до двух с лишним десятков.

Дебют в TCR для Джакомо Алтоэ сложился непросто: вдобавок к борьбе и вылетам с трассы в промежутке между гонками на машине итальянца сработала система пожаротушения! После этого механикам пришлось чистить залитый пеной салон автомобиля

В Грузии бородач и балагур Комини был не в лучшем настроении. Его как действующего чемпиона донимало местное телевидение. В ответ швейцарец рассказывал, как дружны они с Каджаей, и сыпал комплименты Грузии. А сразу после этого Стефано мерил шагами боксы и вел долгие беседы со своим отцом. Лишь в воскресенье под вечер, когда напряжение от двух гонок спало, Комини появился в паддоке с кружкой пива и был готов шутить: «Да-да, я снова начал сезон в новой команде и на новом автомобиле. Только не говори, что на следующий год будет то же самое, — я уже наслушался таких подколок. Пока приходится много работать: у нас самый длинный автомобиль на чемпионате, и его зад больше вмешивается в езду. Приходится ездить не столь агрессивно. Да и предсезонный баланс производительности пока играет не в нашу пользу».

В первой гонке Стефано Комини смог прыгнуть выше головы и привез свою Audi на подиум. Но участие в стычке с Жаном-Карлом Верне и пробитый радиатор испортили чемпиону TCR второй заезд: швейцарец сошел из-за перегрева двигателя

Разговоры про баланс постоянно велись в паддоке Рустави — особенно после выигранной Давитом Каджаей квалификации. После предсезонных тестов Альфы грузинской команды оказались не только самыми легкими (1265 кг против 1330 у Audi и 1325 у Опелей), но еще и самыми низкими: дорожный просвет итальянских машин был на сантиметр меньше, чем у конкурентов. Деталь кажется незначительной, но на практике меньший клиренс дает большое преимущество в скорости. Хотя, конечно, и сама команда Ромео Феррари провела большую работу над улучшением Альф.Например, итальянцы решили проблему с повышенным износом покрышек по ходу заездов. А еще на результате местного героя сказались дополнительные тесты: Каджая начал вкатываться в домашнюю трассу еще с начала недели.

В межсезонье главным «эксплуататором» Хонд стала венгерская команда M1RA, а роль наставника юного Аттилы Тасси досталась опытному итальянцу Роберто Кольчиаго

Не знаю, действительно ли отразились результаты квалификации на интересе грузинских болельщиков, но в воскресенье трибуны в Рустави были полны. «Я услышал по радио, что вчера наш Дато Каджая выиграл, стало интересно — решил приехать, — рассказал мне один из зрителей, 30-летний Реваз Картвилишвили. — Я слышал, что у нас есть мототрек, но не знал, что в Грузии есть гонки. Оказывается, наши соотечественники тоже азартно ездят!»

Надо отдать должное местной публике, болеть она умеет: каждый круг главная трибуна громко приветствовала грузинского героя. Лидируя с самого старта, Каджая выиграл первую гонку, хотя изношенные покрышки на его болиде позволили вплотную приблизиться к хозяину трассы венгру Ференцу Фице. «Я счастлив выиграть свою первую гонку в TCR здесь, дома, слыша, как меня приветствуют трибуны», — захлебывался от радости Давит. Грузинский гонщик был нарасхват: каждый, кто оказался на пит-лейне, хотел поздравить героя или сфотографироваться с ним.

Ференц Фица поздравляет Давита Каджаю после финиша первой гонки

Во втором заезде с реверсивным стартом Давиту было уже труднее. Попав в небольшой завал, Каджая смог финишировать только шестым, проиграв своему сербскому напарнику Душану Борковичу. Выиграл гонку отправившийся в свой третий поход за титулом в TCR испанец Пепе Ориола на Сеате. Ну а главным спортивным итогом первого этапа стали неудачи традиционных лидеров. Например, тройка пилотов команды Lukoil Craft Bamboo (Пепе Ориола, Джеймс Нэш, Хюго Валенте) провалила первый заезд. Ее примеру последовали и остальные фавориты: Жан-Карл Верне, Стефано Комини, Джанни Морбиделли и Роберто Кольчиаго были в тени новых лидеров.

Почему это произошло? Осмелюсь предположить, что на незнакомой для всех трассе сказались особенности работы со свежими комплектами колес в квалификации, что и задало настрой первой гонке. Ну а по ходу сезона, когда спортсмены вернутся на хорошо изученные автодромы, сюрпризов будет меньше.

Борьба словака Матея Хомолы на Опеле и сеатовца Хюго Валенте в стартовой гонке завершилась в пользу первого. Во втором заезде француз отметился обгоном под желтым флагом, из-за которого потерял серебро, и оскорблением судей, за что Валенте получил штраф 3000 евро

Говоря о будущем TCR, Марчелло Лотти рассуждает не столько о наполняемости решетки, сколько о положении серии: «Я хочу, чтобы турнир был витриной для автопроизводителей. Уже с майского этапа в Спа у нас будет больше марок машин: появятся две Kia команды Zengo Motorsport. А в 2018 году к пелотону TCR присоединятся автомобили Hyundai. Пока все развивается как надо — и мы чувствуем себя комфортно, имея стартовую решетку в двадцать машин. Хотя в идеале, наша цель — чтобы каждый производитель был представлен командой из двух автомобилей».

Жаль только, что третий сезон TCR начался без российских спортсменов: ни Сергей Афанасьев, ни Михаил Грачев не нашли возможности продолжить участие в международной серии. Особенно обидно за Грачева: омич закончил прошлый год с четырьмя победами и мог претендовать на хорошие результаты. А еще стоит отметить визит в Рустави представителей коллектива «Лада Спорт». Тольяттинцы приехали, чтобы обсудить с Лотти скорую омологацию по правилам TCR седанов Лада Веста, которые в этом сезоне дебютируют в российской серии кольцевых гонок.

Международная серия TCR
Положение в личном зачете после первого этапа

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Давит Каджая Грузия Alfa Romeo Giulietta 38
2 Аттила Тасси Венгрия Honda Civic Type-R 32
3 Пепе Ориола Испания Seat Leon 31
4 Жан-Карл Вернэ Франция Volkswagen Golf GTi 25
5 Ференц Фица Венгрия Seat Leon 21
6 Стефано Комини Швейцария Audi RS3 LMS 15

Рекомендованные статьи