Утомленные солнцем, но не болотами! Фанаты бездорожья разыграли Кубок России по трофи-рейдам

Утомленные солнцем, но не болотами! Фанаты бездорожья разыграли Кубок России по трофи-рейдам
Автоспорт | 2 июля 2016
Фото: Мария Панкова

В последние дни июня на границе Орловской, Брянской и Курской областей состоялся трофи-рейд «Утомленные Солнцем», в рамках которого был разыгран Кубок России. Разнообразный рельеф, практически все возможные типы болот и кочкарников, бобрятники и затопленные леса уже второй год подряд привлекают в окрестности города Дмитровска лучших спортсменов страны.

На старт гонки планировало выйти около 40 экипажей в трех категориях. К сожалению, в последний момент от участия пришлось отказаться коломчанам Валерию Шкурову и Сергею Солнцеву – одним из лидеров в «серийном» зачете ТР-1. Однако и в отсутствие главного конкурента гонка для Виктора Столярчука – победителя трофи-рейда Ладога 2016 в этом классе – не стала легкой прогулкой. Старшие категории также собрали все «сливки» внедорожного движения: на одной трассе предстояло встретиться извечным соперникам Геннадию Малецкому, Сергею Калинину и Юрию Щекину в «среднем» классе ТР-2, а Владимиру Папояну, Роману Клевцову и Андрею Пономареву – в зачете прототипов ТР-3. И это далеко не полный список фамилий фаворитов из «стартовки»!

В погоне за Кубком России экипажи использовали любую возможность для обгона

В первый день организаторы подготовили линейный спецучасток для «старших» категорий и классическое ориентирование для ТР-1. Зачеты ТР-2 и ТР-3 были поделены на несколько групп, которым стартовали друг за другом через небольшой интервал времени, а попадание экипажа в группу определялось с помощью жеребьевки. По замыслу организаторов, это должно было уменьшить количество «пробок» на линейном СУ и дать спортсменам больше возможностей для обгонов. К сожалению, видение тактики прохождения трассы у экипажей оказалось прямо противоположным – соревнующиеся ездили друг за другом «гуськом». И те, кто по итогам жеребьевки стартовал во вторых группах, имели при этом колоссальное преимущество.

В трофи-рейдах можно рулить, и не находясь в автомобиле! На фото – один из фаворитов зачета ТР-2, нижегородец Юрий Щекин

Действительно, отыграть при перемещении плотной группой от точки к точке хотя бы одну минуту было уже подвигом. Именно деление на группы позволило нижегородцам Юрию и Александру Щекиным завершить стартовый день на первом месте, несмотря на то, что первыми финишную черту пересекли чемпионы России 2015 года Сергей Калинин и Александр Горьков. Зато в категории ТР-3 фавориты оказались практически полным составом во второй стартовой группе, что подарило зрителям множество эффектных кадров на первых минутах гонки. По результатам дня лидерство захватили представители юга страны, Владимир Папоян и Вячеслав Зейтунян на Хищнике, а на пятки им наступал чемпионский экипаж Романа Клевцова и Андрея Самарина. Ну а в ТР-1 разгоралась борьба между экипажами Виктора Столярчука с Максимом Камышовым, Александра Клейна с Алексеем Коротаевым и Петра Ширкова с Максимом Воротниковым.

Поиски новой траектории для взятия точки закончились для одного из лидеров ТР-3, Андрея Пономарева, переворотом прототипа на бок

На второй день организаторы дали участникам возможность выложиться по полной программе, проявив свои лучшие качества. Ну а чтобы за всем этим было проще наблюдать, сразу же после старта старшие категории отправлялись в «коридор» – полкилометра заболоченного участка в низине оврага, который полюбился бобрам для строительства плотин. Здесь мягкие кочки, окруженные протоками и бобриными канавками, практически не держали якоря, сильно усложняя процессы самоспасения из болотного плена. А открытое пространство под палящим солнцем и температура воздуха «слегка за 30» превращала вполне безобидный спецучасток в настоящую сковородку, выбраться с которой было непросто. Стартовавший первым Юрий Щекин буквально пробивал всем трассу – именно его траекторией затем воспользовалось большинство спортсменов. Однако каждый экипаж понемногу взрыхлял почву колесами, что усложняло задачу перемещения для преследователей. В то же время это давало возможность спортсменам проявлять находчивость. Так, два экипажа решили проходить СУ вместе: первые использовали два якоря для лебежения через сложные участки, а вторые подтягивались за ними.

0 / 0

Не обошлось и без технических проблем: экипаж Хищника, лидировавший в ТР-3, лишился мотора лебедки и потерял на этом много времени, откатившись на последнее место по результатам дня. В ТР-2 смоляне Андрей и Роман Лучкины, а также москвичи Омар Каримов и Андрей Алексанов также столкнулись с проблемами с лебедками. В итоге экипажи решили попробовать собрать из двух лебедок одну работающую и попробовать выехать из «коридора». Увы, инженерного чуда не случилось – и ребята отказались от дальнейшей борьбы.

Несмотря на сложности с лебедкой, экипаж Хищника все же преодолел «коридор» и, собрав нужное количество точек, получил зачет на СУ

Не обошлось и без потерть в стане лидеров ТР-2. Сергей Калинин и Александр Горьков в пылу погони за лидирующими нижегородцами совершили ошибку и оказались по крышу в воде! Последствия купания, к сожалению, не позволили москвичам продолжить гонку – сход. Геннадий Малецкий и Павел Емелин были более удачливы в погоне за серебристой нижегородской Тойотой: финишную черту они пересекли первыми. В ТР-1 результаты повторили предыдущий день: лидерство захватили Виктор Столярчук и Максим Камышов. Но настроение Фортуны весьма переменчиво, в чем экипажам предстояло убедиться лично.

Сергей Калинин и Александр Горьков

Перед стартом финального дня воздух разве что не искрил от накала эмоций: ни в одной из категорий не было однозначного лидера! В концовке гонки участникам в ТР-1 предстояло преодолеть немного облегченную версию «коридора» и далее уйти на лесной участок, а экипажи зачетов ТР-2 и ТР-3 должны были выяснять свои отношения на небольшой линейной трассе.

Младшим категориям на финальный день припасли изюминку в виде немного облегченного «коридора» предыдущего дня

Для победы в ТР-2 Юрию и Александру Щекиным необходимо было не отпустить Геннадия Малецкого и Павла Емелина более, чем на две позиции выше себя. Казалось бы, простая задача в условиях линейного СУ, но именно в этот момент Госпожа Удача решила проверить нижегородцев. Почти сразу же после старта экипаж повредил радиатор, чем поставил под вопрос свое дальнейшее участие в гонке. А вот их главные конкуренты из Санкт-Петербурга прошли всю трассу аккуратно и эффектно – и казалось, что Кубок уже в руках спортсменов с берегов Невы! Но нижегородцы показали себя бойцами, починив радиатор и отправившись дальше на трассу. После этого трудового подвига Фортуна смилостивилась над Щекиными – из-за того, что смоленские братья Лучкины решили не брать завершающий «куст» точек, нижегородцы, собрав больший «урожай», смогли опередить их в результатах дня. А это, в свою очередь, позволило Щекиным на 7,8 очка обогнать Геннадия Малецкого и Павла Емелина в итоговых протоколах Кубка России.

Неудачный жребий в первый день не позволил Геннадию Малецкому и Павлу Емелину стать обладателями Кубка России – хотя они были единственным экипажем в ТР-2, собравшим все точки

Не менее интересно развивались события в самой подготовленной категории ТР-3. Экипаж Хищника, устранив неполадки, отправился в бой, полный решимости если не выиграть, то хотя бы одеражть маленькую победу над Романом Клевцовым и Андреем Самариным. Оба экипажа шли буквально бампер в бампер, перекрывая друг другу траектории и даже не брезгуя контактной борьбой. Но, увлеченные этой дуэлью, соперники забыли о других претендентах на Кубок –богородском экипаже Вадима Ракова и Андрея Резвякова, занимавшем на тот момент второе место. Преодолевая трассу не менее быстро, но не отвлекаясь на очную борьбу, этот дуэт показал лучшее время на спецучастке, опередив по сумме трех дней Клевцова Романа на 6,3 балла! Стоит отметить, что если бы Владимир Папоян не обогнал бы на завершающих точках Клевцова, то результаты Кубка России были бы совершенно иными.

Борьба экипажей Владимира Папояна (справа) и Романа Клевцова на завершающих точках стала украшением финального дня

Но самые драматичные события произошли в категории ТР-1. Без особых усилий преодолев бобрятник, первыми преодолевать «линейку» отправилось экипажи Виктора Столярчука и Петра Ширкова. А вот Александр Клейн в этот раз играл роль догоняющего, потеряв много времени в «коридоре». Но сложность и дикость местности сыграла со спортсменами злую шутку: множество дорог оказывались непроходимыми для младшей категории, а попытки выбраться из леса каждый раз заканчивались неудачами. Лишь опытные представители ульяновского оффроада, Петр Ширков и Максим Воротников, смогли найти нужную тропинку к финишу, преодолев заветную черту за несколько мгновений до окончания отпущенного времени. Все же остальные не уложились в норматив, получив незачет за третий день…

Кубок России по трофи-рейдам
Итоговые результаты
Зачет ТР-1

Место Экипаж Город Автомобиль Очки
1 П.Ширков/М.Воротников Ульяновск Toyota Land Cruiser 224
2 В.Столярчук/М.Камышов Санкт-Петербург Land Rover Defender 200
3 А.Клейн/А.Коротаев Екатеринбург/Санкт-Петербург Toyota Land Cruiser 169

Зачет ТР-2

Место Экипаж Город Автомобиль Очки
1 Ю.Щекин/А.Щекин Н.Новгород Toyota Land Cruiser 262
2 А.Малецкий/П.Емелин Санкт-Петербург/Тольятти Toyota Land Cruiser 254
3 М.Симков/Е.Павлов Калининград/Тверь Land Rover Defender 191

Зачет ТР-3

Место Экипаж Город Автомобиль Очки
1 В.Раков/А.Резвяков Богородск Прототип 240
2 Р.Клевцов/А.Самарин Воронеж/Курск TRX 04 233
3 В.Папоян/В.Зейтунян Пятигорск/Сочи Хищник 215

Рекомендованные статьи