В Барселоне состоялись тесты Формулы-1 — первые из двух, разрешенных в ходе сезона
После Гран При Испании почти все команды Формулы-1 остались на автодроме Каталунья, чтобы принять участие в тестах. Почему FIA, еще недавно запрещавшая тесты в ходе сезона ради ограничения расходов, все-таки согласилась на две двухдневные сессии? Возможно ли за два дня собрать какую-то важную информацию? Для чего эти заезды используют команды?
Полная отмена любых тестов после начала чемпионата и до его окончания была одной из популистских мер, демонстрирующих миру желание Формулы-1 жить по средствам. Если бы желание это было настоящим – не предпринимали бы перехода на гибридные двигатели или выбрали бы иные эффективные способы экономии. Но для далекого от автоспорта человека это звучало внушительно: полный отказ от дорогостоящих испытаний! Между тем неудобство этой меры для команд превышало сомнительные финансовые выгоды. К примеру, если для тестов нужен обновленный мотор, то его надо произвести и это, разумеется, стоит денег. Но загвоздка в том, что если перед моторостроительной фирмой стоит задача проверить свои новинки, она все равно будет вынуждена произвести эту силовую установку! Только вместо тестов, приближенных к боевым условиям, новую технику отправят на стендовые испытания. Которые тоже стоят денег, но дают меньше полезной информации.
С точки зрения ограничения расходов, безусловно, оплата гостиниц за пару лишних дней, бензина и расходных материалов, коллективная аренда автодрома – капля в море по сравнению с общими бюджетами команд на сезон. Раньше в эти затраты включались и транспортные расходы – на тесты и обратно надо было доставлять все имущество команд. Теперь делают более грамотно, проводя испытания не на неделе между гонками, а после Гран При. Кроме прошедшей в Барселоне двухдневной сессии будет еще одна, в Сильверстоуне. Без них командам Формулы-1 пришлось бы очень трудно. Во-первых, предсезонные тесты сейчас ужались до двух четырехдневных сессий. Да и их сложно было эффективно использовать из-за общей весенней недостаточной готовности техники. Во-вторых, сезон нынче растянут до совсем уж запредельных размеров, так что проблема обновления машин встает в полный рост.
А на Гран При градус накала страстей столь высок, что спокойно протестировать новинку нет никакой возможности. Сколько раз мы встречались с сообщениями самых разных команд: привезли новый аэродинамический элемент, поставили, впечатление оказалось неоднозначным, поэтому на квалификацию и гонку снова поставили старый. Кроме того, главная работа на свободных заездах в рамках гоночного уик-энда – с шинами. Роль различных шинных стратегий сейчас настолько велика, что главное для гонщиков – почувствовать эффективность всех составов покрышек здесь и сейчас, на этом асфальте, при этих условиях. Обычно не до продуктивных испытаний новой аэродинамики!
Поэтому на тестах главная задача, которую преследовали команды – аэродинамические исследования. Причем это не только апробация новинок, но и тщательное исследование того, что происходит с текущей конфигурацией. Для этого машина обвешивается множеством аэродинамических датчиков и собранные данные затем сравниваются с теми, что получены методами вычислительной аэродинамики. Если корреляция на уровне – то и прочие результаты, полученные не на автодроме, а на компьютерах, будут достаточно адекватными.
Вторая важная задача – проверка новинок, которые подготовили моторостроители. В этом плане можно порадоваться за Renault. Прогресс французских силовых установок приятно поразил как фирменную команду концерна, так и клиента – Red Bull. Перед стартом тестов уже было решено, что моторы Renault с обновлениями первый раз используют только на Гран При Канады – поскольку на тесных улочках Монте-Карло мощность не дает особых преимуществ. Но новые движки так понравились гонщикам обеих команд, что заговорили об их возможном дебюте уже в Гран При Монако. Мотористы Renault оптимистично заявляют, что новая техника вскоре поможет отыграть по полсекунды на круге! А вот Honda пока похвастаться такими достижениями не может, хотя там тоже планируют какие-то обновления в ближайшем будущем. Представители фирмы говорят о том, что новинок слишком много – и надо решить, на какие из них потратить баллы обновления, оставшиеся у фирмы. Что в переводе с японского деликатного звучит так – все, что мы сделали, пока не дает какого-то существенного преимущества.
Третья задача, официально предписанная участникам тестов – проверить в деле перспективную молодежь. Из четырех дней летних тестов половину должны отработать новички – у которых за плечами не более пары гонок в Формуле-1. К чему это может привести на практике, показал пример Мерседеса. Чемпиону мира на этот раз решили дать отдохнуть, в первый день работал Нико Росберг, во второй должен был наступить черед Эстебана Окона. Но, вероятно, в команде в последний момент засомневались в возможностях 19-летнего француза, который в первый день тестов проехал за Renault и показал худшее время дня. В результате был срочно вызван протеже Мерседеса Паскаль Верляйн, после дня тестов за Manor уже собиравшийся покидать Барселону. Верляйн с успехом отработал свой день. Но беда в том, что в категорию «новичков» он уже не попадает, участвуя в нынешнем чемпионате со старта в составе Manor. А это значит, что Льюису Хэмилтону в тестах участвовать в этом году уже не придется – оба дня после Гран При Великобритании в Мерседесе должны будут отработать новички. И тем не менее, жаловаться лидерам чемпионата мира не на что – в Барселоне и в первый, и во второй день их представители проехали по трассе больше всех кругов.
Характерно, что преследователям Мерседеса из Red Bull тоже придется использовать в Сильверстоуне новичков. На нынешние тесты они ангажировали боевых пилотов, в то время как в Ferrari предоставили один из дней Себастьяну Феттелю, а второй – 19-летнему итальянскому участнику Академии Ferrari Антонио Фуоко, выступающему в GP3. В Force India, испытывающей финансовые проблемы, отдали оба дня мексиканцу Альфонсо Селишу – вероятно, в обмен на пополнение бюджета. А вот Sauber провалился в финансовую пропасть еще глубже, поэтому от тестов отказался совсем. Персоналу фабрики в Хинвиле не платят зарплату третий месяц, да и новинок для машин никаких не произведено, поэтому испытывать на тестах все равно нечего. Переговоры с инвесторами идут, и от них зависит, завершит ли команда сезон вообще.
Для Даниила Квята, вернувшегося в Toro Rosso, тесты имели важное значение. Ему нужно было найти общий язык с машиной и в спокойной обстановке изучить особенности управления ею. Отработав второй из двух дней, Квят проехал по трассе 116 кругов. Но до двух гоночных дистанций он все-таки не дотянул. Работу пришлось завершить досрочно – помешала проблема с силовой установкой машины. Что же касается переведенного в Red Bull Макса Ферстаппена, то он программу выполнил полностью и даже показал лучшее время дня, хотя на тестах это и не имеет существенного значения (в другой день лучший результат был у Себастьяна Феттеля).