Как прошел финал ретрогоночной серии Moscow Classic Grand Prix
Когда в 2013 году глава столичной компании «Старое Время» Александр Смирнов впервые затеял кольцевые гонки на советской «классике», на старт вышло всего... четыре машины. Но прошло два сезона — и финал трехэтапной серии Moscow Classic Grand Prix собрал почти сотню участников!
В обычный будний четверг на автодроме Moscow Raceway царило непривычное оживление: весь паддок был забит гоночной техникой, а по пит-лейну с горящими глазами сновали ветераны сборной СССР. Кого здесь только не было: москвичи Эдгард Линдгрен и Александр Потехин, минчанин Анатолий Шимаковский, киевлянин Алексей Варавин… Причем Линдгрен с Потехиным вышли на старт!
Современный автоспорт — дорогое удовольствие: с учетом трат на «техничку», механиков и расходники сезон тянет на миллионы рублей даже в картинге, не говоря уж о ралли или кольцевых состязаниях. А вот чтобы поучаствовать в Moscow Classic Grand Prix, по большому счету, достаточно обычного автомобиля не моложе тридцати лет и гоночного шлема. Все! Это минимальный набор для допуска к соревнованиям на лучшее время круга типа Тайм-аттак, которые проводятся с раздельным стартом на трассе Sprint длиной 2,5 км.
В зачете Veteran для довоенных автомобилей соревнуются тщательно восстановленные «жестянки Лиззи» Ford T 1925 и 1927 года выпуска, их ровесник Bentley Tourer Vanden Plas и чуть более молодые ГАЗ-А и Opel Kapitän. В других зачетах тоже хватает раритетов: здесь можно встретить элегантное купе Porsche 356 с 60-летней биографией или репликар ГАЗ М-20 Спорт, подготовленный нашим коллегой Иваном Падериным. Для владельцев Жигулей и Москвичей в Tайм-аттак существуют свои отдельные классы. Однако это лишь половина от всего пелотона — больше сорока автомобилей в Moscow Classic Grand Prix сегодня оснащены каркасом безопасности и ездят в полноценных гонках с совместным стартом!
Почин Смирнова почти совпал с инициативами энтузиастов в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, где теперь тоже проводятся гонки на автомобилях советских времен. Технические требования всех серий очень близки и базируются на правилах, действовавших в СССР. То есть построить «космолет» на базе Жигулей или Волги при всем желании не получится — да и карбюраторные моторы с «дорожными» шинами все равно будут сдерживать прыть современных кулибиных. Можно, конечно, и шикануть: например, один из «строителей» трассы Moscow Raceway Максим Базильер выложил за подготовленный в Прибалтике Москвич-412 30 тысяч евро. Но, по признанию самих спортсменов, конкурентоспособную Волгу можно построить за 600—650 тысяч, а «пятерку» или «копейку» — за 800 тысяч рублей. Сравните с Калинами самого дешевого кольцевого класса Национальный, ценник которых уже зашкаливает за полтора миллиона.
Более того, на сентябрьском финале серии впервые провели заезды на «формулах» советских времен, которые много лет стояли без дела в музеях или под заборами! На Moscow Raceway по первому звонку приехало почти полтора десятков разномастных Эстоний и Даллар. За руль сел даже Михаил Алешин — победитель Мировой серии Renault и призер этапов Индикара вспомнил молодость за рулем той самой желтой Эстонии-25, на которой он в начале 2000-х начинал свою «формульную» карьеру в чемпионате России. И хотя в соперниках у Алешина ходили москвич Николай Ветров и белорус Юрий Кондратюк на более современных Далларах, Михаил обыграл конкурентов одной левой. Столь же велико было и преимущество Эдгарда Линдгрена на Эстонии-21 в состязаниях 1300-кубовой техники — а ведь столичный ветеран в этом году отпразднует 80-летний юбилей!
Оба совместных заезда Жигулей, Москвичей и импортной техники (тут стартовали и Mini, и Porsche) уверенно выиграл участник российской серии кольцевых гонок Михаил Засадыч. Однако его ВАЗ-2101 был «заряжен» куда круче, чем другие отечественные автомобили, — один только 1800-кубовый мотор переводил москвича в свободный зачет Жигули+. Среди владельцев «олдскульной» техники лучшими оказались питерцы Всеволод Ерещенко и Павел Федоров, поочередно пилотировавшие 1600-кубовую «копейку», и бывший раллист Матисс Межакс из Латвии, эффектно дрифтовавший на 1300-кубовых Жигулях. Ну а в «москвичевских» зачетах настоящий фурор произвела ижевчанка Наталья Гольцова. Дочь десятикратного чемпиона СССР Владимира Гольцова легко адаптировалась к ижевскому Москвичу-412 после выступлений в РСКГ на Калине и оказалась быстрее всех старожилов серии.
И все же самое яркое впечатление на Moscow Raceway оставили заезды Волг: как в старые добрые советские времена, гонки «барж» были насыщены борьбой, разворотами и даже столкновениями. В своеобразной матчевой встрече между российскими и латвийскими пилотами инициатива поначалу была на стороне хозяев. Однако Денис Самсонов, приехавший в Подмосковье из-под Красноярска (!), сошел из-за пробитой прокладки головки блока цилиндров, а нижегородец Андрей Чесноков получил штраф за нарушение правил. Все это вывело на первое место гостя из Риги Нормундса Добумса, которого оба заезда плотно «опекал» ветеран бывшей заводской команды ГАЗа Николай Черный.
Воодушевленные успехом этого сезона, Александр Смирнов со товарищи уже строят международные планы. Не исключено, что уже в 2016 году Moscow Classic Gran Priх дополнит Кубок Дружбы с этапами в Москве и Риге, а сам столичный ретротурнир получит официальное признание со стороны Российской автомобильной федерации.
А в это время в Прибалтике
Мода на кольцевые ретрогонки на постсоветском пространстве пошла из Латвии. Пять лет тому назад именно рижские энтузиасты возродили соревнования Волг на трассе Бикерниеки, которые сегодня превратились в крупнейший прибалтийский чемпионат Dzintara Aplis, «Янтарное кольцо». В этом году он состоял из шести гонок: первые четыре прошли на трассе в эстонском Пярну, а финальные два этапа состоялись на только что реконструированном автодроме в столице Латвии. Технические требования к Жигулям, Волгам и гоночным «формулам» тут тоже советских времен. За небольшими исключениями: во имя повышения надежности, например, разрешается устанавливать дополнительные радиаторы для охлаждения масла. Ну а для исключения гонок бюджетов в кузовных классах применяются «дорожные» моношины: 14-дюймовые Falken FK для Волг и 13-дюймовые Firestone Multihawk для Жигулей.
Всего в «янтарном» сезоне-2015 стартовало 67 спортсменов, причем не только из прибалтийских стран, но и из России и Германии, которую представляли «гэдээровцы» Ганс Зибер и Хартмут Хайдике на «формулах». Самыми массовыми стали заезды Жигулей — и потому весьма приятно, что в объединенном вазовском Суперкубке для машин с 1300- и 1600-кубовыми двигателями отличился петербуржец Константин Самушия (его ВАЗ-2105 —на фото). В остальных зачетах победу праздновали эстонец Яак Куул (Формула Мондиаль, Эстония-21), литовец Адомас Петровас (Жигули-1600, ВАЗ-2101) и трое латышей: Робертс Томс (Формула Восток, Эстония-21-10), Мартиньш Лагздиньш (Жигули-1600, ВАЗ-2105) и Иварс Янекс (Волга, ГАЗ-24).