В предвкушении. Чем живут сегодня команды, выступающие в чемпионате мира по ралли?

В предвкушении. Чем живут сегодня команды, выступающие в чемпионате мира по ралли?
Автоспорт | АР №21 2016
Фото: Red Bull/WRC | Андрей Клещев | команды-участницы

На этапе WRC в Испании Себастьен Ожье в четвертый раз стал чемпионом мира, а в минувшие выходные в Уэльсе Volkswagen вновь досрочно оформил титул сильнейшего в зачете автопроизводителей. Чему же так радуются их соперники по раллийному первенству планеты?

Победив в Испании, Себастьен Ожье (справа) и его штурман Жюльен Инграссиа сравнялись по количеству высших титулов с легендарными финскими раллистами Юхой Канккуненом и Томми Мякиненом. Впереди — только девятикратный чемпион мира Себастьен Лёб!

Испанская погода в октябре — та еще дрянь: косой дождь на первых спецучастках ралли Каталония промочил меня до нитки, словно я уже в туманном Уэльсе!

Однако вечером в сервисном парке, пока механики переделывали машины из гравийной спецификации в асфальтовую для испытаний уже на твердом покрытии (на все про все, включая замену трансмиссии, подвески и тормозов, чуть больше часа!), лица гонщиков светились улыбками. Что это — радость от того, что они выжили в тяжелейших погодных условиях, не сломались сами и не сломали технику?

Отнюдь! С кем бы из пилотов WRC я ни общался, разговор то и дело перескакивал на сезон 2017 года. А вот с тем, что Себастьен Ожье станет лучшим в четвертый раз подряд, его соперники, похоже, смирились еще в середине лета. Даже новые правила, согласно которым лидер чемпионата два дня работал бульдозеристом на гравийных этапах, расчищая траектории перед преследователями, не помогли остановить чемпионскую машину. Да, вопреки обыкновению, в первой половине сезона Ожье выиграл лишь две гонки: ралли Монте-Карло и Швеция. Однако во всех остальных случаях француз все равно являл собой образцовый сплав скорости и стабильности — в то время как соперники (равно как и партнеры француза по команде Volkswagen Motorsport Яри-Матти Латвала и Андреас Миккельсен) выступали по принципу «то густо, то пусто». Вот и получилось, что Себ справился с задачей стать четырехкратным чемпионом, даже не выигрывая на гравии!

Хэтчбек Citroen C3 WRC прошел уже несколько тысяч километров в тестовом режиме

Однако если на скользких покрытиях пилоты автомобилей Hyundai i20, Citroen DS3 и Ford Fiesta еще могли конкурировать с фаворитом, то на асфальте в Германии, Франции и Испании Ожье и 318-сильный Volkswagen Polo R WRC ­по-прежнему непобедимы. Это признают все, включая коллег по команде, которые так и не смогли пока перенять у Себа его неброский, но филигранный стиль езды с минимумом скольжений, который к тому же позволяет беречь шины.

Параллельно с тестами новенького Ситроена С3 Крис Мик (справа) практиковался на европейских этапах чемпионата мира за рулем DS3 WRC. И очень удачно: на счету британца — две победы!

Все надежды в сервисном парке сейчас — на сезон грядущий, в который команды войдут с более быстрой техникой и обновленными правилами игры. Главное из них: в зачет марок будет разрешено заявлять не два, а три экипажа. А это, учитывая полноценное возвращение Ситроена с новым хэтчбеком С3 и приход в WRC Тойоты с моделью Yaris, гарантирует места в заводских коллективах не восьми, как сейчас, а пятнадцати быстрейшим гонщикам планеты. Такого в чемпионате мира не было уже больше десяти лет!

Вторая «генерация» хэтчбека Hyundai i20 WRC, получившая путевку в жизнь в этом сезоне, получилась весьма удачной — по крайней мере, на гравии пилоты корейских машин уже не уступали гонщикам Фолькcвагена

Поэтому параллельно с выступлениями в гонках команды этой осенью тестировали новые болиды, которые в 2017 году станут мощнее и агрессивнее. Отдача 1600-кубовых турбодвигателей за счет увеличенного с 33 до 36 мм воздушного рестриктора на впуске поднимется примерно до 380 «лошадей», ширина автомобилей подрастет на 55 миллиметров (до 1875 мм), масса снизится с нынешних 1200 до 1175 килограммов, в трансмиссию вернется активный межосевой дифференциал. Ну а увенчают все это великолепие гигантские антикрылья, живо напоминающие времена легендарной группы В. И хотя финальные версии новых автомобилей WRC еще не показаны публике (они будут готовы к декабрю), гонщики в восторге и от «промежуточных» вариантов. «Когда я после тестов вернулся за руль нынешнего автомобиля WRC, мне показалось, что я в серийной машине группы N! — впечатлился эстонец Отт Тянак, который испытал фордовскую Фиесту, подготовленную британской командой M-Sport. — Помимо мотора, у новой техники потрясающая аэродинамика: на больших скоростях ты буквально чувствуешь, как автомобиль прижимается к земле!»

За время переделки хэтчбека Polo R WRC из гравийной в асфальтовую спецификацию механики Фольксвагена меняют тринадцать узлов, состоящих в общей сложности из 1348 компонентов!

Но не увеличат ли все эти новшества затраты коллективов? Ведь современные болиды WRC и так уже стоят около полумиллиона евро. «Не переживай, — успокоил меня в Испании Свен Сметс, который недавно сменил на посту руководителя чемпионской команды Volkswagen Motorsport перешедшего в Формулу-1 Йоста Капито. — Новый технический регламент не увеличивает бюджеты, ведь в машинах по большому счету меняется только экстерьер. Начинка остается прежней, да и надежности нынешних деталей должно хватить, чтобы справиться с возросшей мощностью: у современных автомобилей WRC почти нет технических сходов. Так что наши затраты останутся на прежнем уровне — зато новые машины куда больше понравятся и гонщикам, и болельщикам». Порадовало Сметса и появление в WRC новых игроков, поскольку это должно привлечь дополнительную зрительскую аудиторию в Европе и Азии. Да и расширение заводских коллективов с двух до трех экипажей Свен одобряет: для его команды де-факто ничего не меняется (она и сейчас выставляет на каждый этап по три дуэта), а вот болельщикам будет проще — не надо ломать голову, чем «дочерние» сборные Volkswagen Motorsport II или Hyundai Motorsport N отличаются от основных.

В общем, хотя нынешний чемпионат мира еще не завершен, все его участники уже живут днем завтрашним. В предвкушении сезона-2017 теперь и я: даже если Себастьен Ожье вновь будет быстрее всех, гонки точно станут зрелищнее!

Не сделано в Китае

Когда в прошлом году промоутеры чемпионата мира неожиданно объявили о включении в WRC этапа в Китае, многие команды выступили против. С одной стороны, это перегрузило осеннюю часть календаря (за два неполных месяца — четыре ралли!), с другой — слишком уж неподготовленным выглядело это решение. Складывалось впечатление, что никому не известная асфальтовая гонка близ Пекина была включена в мировую обойму для того, чтобы сподвигнуть к возвращению в WRC марку Citroen: боссы французской компании ставили непременным условием для этого появление этапа в Поднебесной, которая является для них важным рынком сбыта.

Но когда Двойной шеврон официально объявил о раллийном камбэке в 2017 году, о Китае словно забыли. А в августе, меньше чем за месяц до старта азиатской гонки, было заявлено о ее отмене! По официальной версии — из-за буйства стихии, приведшей в негодность спецучастки. Однако китайские журналисты проехали по трассе ралли в дни его предполагаемого проведения — и обнаружили всего два места, которые требовали ремонта! Похоже, что местные промоутеры просто не смогли найти финансирование для китайского этапа WRC.

Причем все билеты уже были куплены, гостиницы забронированы. А механики все равно отправлены в Китай, чтобы ревизовать содержимое путешествующих морем контейнеров с автомобилями и оборудованием для их соответствия таможенным правилам грядущего этапа в Австралии. В итоге фордовская команда M-Sport потеряла на отмененной гонке около 150 тысяч долларов, а вложившийся в рекламную кампанию Volkswagen Motorsport — больше полумиллиона!

Танцуй, Россия, и плачь, Европа?

Чемпионат Европы, хоть и куда старше по возрасту своего мирового собрата, сегодня смотрится на фоне WRC как бедный родственник. После ухода заводских команд Skoda Motorsport и Peugeot Rally Academy первенство Старого Света превратилось в состязание частников. Однако далеко не каждому по карману десятиэтапное путешествие по всему континенту, включая такие далекие локации, как Ирландия, Кипр, Канарские и Азорские острова. По логистике проще программа из шести—семи стартов в куда более конкурентном чемпионате WRC 2, где тоже соревнуется полноприводная 1600-кубовая турботехника категории R5.

Вот и получилось, что бюджет на полноценное участие в европейской серии нашелся в этом сезоне лишь у нескольких гонщиков из стран Восточной Европы. Быстрейшим среди них оказался россиянин Алексей Лукьянюк: на счету у пилота фордовской Фиесты (на фото) было больше всего выигранных спецучастков. Однако 35-летнего петербуржца подвела надежность: не раз барахлила машина, подготовленная чешской командой H-Racing, а в Ирландии, Бельгии и Чехии Лукас сам попал в аварии. В результате Алексей уступил в споре за золото пусть и не самому быстрому, зато стабильному Каетану Каетановичу на такой же Фиесте — и теперь в коллекции поляка уже два европейских титула. Лукьянюк же довольствовался серебром, которое досталось ему после победы на финальном ралли Кипр в остром соперничестве с молодым латышом Ральфсом Сирмацисом на Шкоде.

Рекомендованные статьи