Посторонись, Ожье! Как Отт Тянак выиграл на Сардинии свой первый этап WRC

Посторонись, Ожье! Как Отт Тянак выиграл на Сардинии свой первый этап WRC
Автоспорт | 14 июня 2017
Фото: Red Bull | команды-участницы

Чуть менее года назад — на ралли Польша — чемпион мира Себастьен Ожье первым подошел со словами утешения к Отту Тянаку, только что потерявшему шанс выиграть эту гонку. В минувший уик-энд француз вновь оказался рядом после финиша, но уже для того, чтобы поздравить с первой в карьере победой своего партнера по команде — и соперника в борьбе за титул.

За несколько лет выступлений на высшем уровне Отт прошел непростой путь от «перспективного» пилота WRC до специалиста, непосредственно вовлеченного в процесс разработки и совершенствования раллийного автомобиля последнего поколения. Получив в свое распоряжение построенную «под себя» машину и опытнейшего напарника в лице Ожье, эстонец словно преобразился, заметно прибавив в скорости, избавившись от частых ошибок, подводивших его в прошлом, и всё чаще появляясь на подиуме. Для полноты картины не хватало только побед — и случай оформить первую из них представился Тянаку в этом году на итальянском этапе.

Язид Аль-Раджи выиграл ралли Сардиния в зачете WRC Trophy, лидируя от старта до финиша. А единственным препятствием на пути араба стал финишный подиум...

Правда, поначалу ничто не предвещало триумфа эстонца: отметившись вторым результатом на открывшем в четверг гонку зрительском спецучастке в Иттири (лидерство здесь захватил Тьерри Невилль из команды Hyundai), наутро пятницы Отт быстро скатился на восьмую позицию. Покуда утренняя секция первого полноценного дня находилась во власти пилотов, стартовавших из последних рядов, пилот «фордовского» коллектива M-Sport находился в тени, будто бы дожидаясь проблем и ошибок соперников. А уж они-то ждать себя не заставили.

Лидер заводской команды Toyota Яри-Матти Латвала претендовал на победу и на Сардинии. Однако главные надежды финн возлагает на этапы в Польше и Финляндии, где должна проявить себя аэродинамика Яриса WRC

Уже на третьем спецучастке сошел с дистанции ситроеновец Крейг Брин, на C3 WRC которого «потекла» коробка передач. Следом потерял время и откатился в конец зачетной десятки лидер команды Toyota Яри-Матти Латвала. Пятый спецучасток — и в аварию попадает возглавляющий к этому моменту гонку ситроеновец Крис Мик. Там же теряет более минуты из-за неполадок с мотором Дани Сордо из Hyundai. К началу дневной секции пятницы Тянак уже четвертый, но соперникам этого мало: на заключительном спецучастке дня въезжает в металлическое ограждение Хяннинен, теряя сорок секунд и опускаясь на шестое место! В итоге эстонский пилот завершает день третьим. Впереди него — лишь два представителя коллектива Hyundai: лидирующий Хэйден Пэддон и выбравшийся на вторую строчку «абсолюта» Невилль.

С этого момента, получив более удобную стартовую позицию на второй день гонки, Тянак приступил к атакам на соперников. Эстонец успел показать третье время на двух утренних спецучастках субботы, прежде чем лишился первого из них. Пытаясь угнаться за лидером и одновременно не угодить под прессингующего Тянака, Невилль остался без исправных тормозов, потерял более минуты и свалился на четвертую позицию, пропустив вперед еще и Латвалу. А следом сошел со сцены и Пэддон: на СУ13 новозеландец допустил нехарактерную ошибку («Как чайник!» — в сердцах прокомментировал свой промах пилот Hyundai после финиша злополучного допа), раскурочив заднюю подвеску автомобиля и оформив сход.

Хэйден Пэддон никак не может преодолеть полосу неудач. В Италии новозеландец лидировал, но дважды угодил в аварию и до финиша не добрался

Унаследовав лидерство, Тянаку оставалось лишь удержать его до финиша, отбившись от атак Латвалы. Несмотря на 24-секундное отставание перед стартом заключительного дня, «боевая» дистанция которого составляла скромные 42 километра, опытный пилот Тойоты всё же попытался пробить брешь в обороне соперника. И если на первом спецучастке ему удалось «отщипнуть» от преимущества пять секунд (тут помогла пробоина в Фиесте Тянака, через которую в салон поступала пыль, и последовавшая за этим ошибка лидера), то на втором допе финн окончательно расстался с надеждами на успех, заглохнув в медленном повороте. Оставшуюся часть дистанции Тянак провел без спешки, гарантировав себе первую победу и купание в гавани Альгеро — традицию, установленную в 2014 году Себастьеном Ожье и командой Volkswagen.

Выиграв на Сардинии, Отт Тянак стал пятым победителем этапов WRC в этом сезоне

Тьерри Невилль довольствовался третьим итоговым результатом. Помимо него из представителей Hyundai до финиша добрался только Дани Сордо: вернувшийся в воскресенье по системе Rally 2 Пэддон отметился победой на спецучастке и новой аварией, из-за которой организаторам пришлось остановить проведение предпоследнего допа.

Тьерри Невилль медленно, но верно настигает Себастьена Ожье в личном зачете чемпионата мира

Что же до лидера чемпионата, Себастьена Ожье, то он, в отличие от своего партнера по команде, провел более чем скромную гонку, вновь не обнаружив взаимопонимания со своим автомобилем. Лучшим результатом француза на спецучастках стало третье время на СУ18 и СУ19, а пятая итоговая позиция была добыта на последних метрах дистанции в ожесточенной борьбе с испытывающим технические проблемы тойотовцем Юхо Хянниненом.

После финиша Себастьен Ожье признался, что не может сладить с Фиестой WRC на трассах со скользким покрытием

Одним из главных героев ралли Сардиния стал еще один финн, Эсапекка Лаппи, завершивший гонку на четвертой позиции. Еще перед стартом итальянского этапа Яри-Матти Латвала, впечатленный достижениями своего соотечественника на предыдущем ралли Португалия, заверил журналистов, что в этом сезоне Лаппи, как минимум, оформит первую победу на спецучастках. Чемпион WRC 2 не стал тянуть время, реализовав этот прогноз уже в пятницу и повторив по ходу гонки свое достижение еще пять раз. А еще примечательно, что первую победу на допе Эсапекка одержал с «выпавшей» второй передачей!

В своем втором старте за рулем WRC Эсапекка Лаппи стал быстрейшим на шести спецучастках — больше, чем любой из соперников

А вот Андреас Миккельсен, дебютировавший за рулем WRC нового поколения в составе команды Citroen, высоких ожиданий отдельных наблюдателей не оправдал. Установив четвертое время на шейкдауне, по ходу гонки норвежец действовал осторожно, осваиваясь с непривычным для себя C3 WRC и стоически перенося тягости и невзгоды в виде проколов и технических проблем (на СУ15 у него отказал передний дифференциал). Итоговый результат — восьмое место, следом за «частником» Мадсом Остбергом.

Восьмое место и восемь минут отставания от лидера в первом старте за «Двойной шеврон». При всех оговорках, от Андреаса Миккельсена в французской команде явно ждали другого результата...

В малочисленном на этот раз зачете WRC 2 ожидаемо выиграл заводской пилот Шкоды Ян Копецки. Самым грозным соперником чешского раллиста стал норвежец Оле-Кристиан Вейби на такой же Фабии R5, отставший в результате от лидера на две с лишним минуты. Третье место досталось японцу Такамото Катсуте, выступающему за рулем хэтчбека Ford Fiesta R5 в рамках программы подготовки молодых раллистов Тойоты, — однако его отставание от Копецки составило свыше семи минут. Впрочем, всё внимание по ходу гонки было привлечено к борьбе Копецки с... Эриком Камилли, по какой-то причине не заявленным на Сардинии в зачете WRC 2. «Сосланный» в этом сезоне за руль Фиесты категории R5, пилот команды M-Sport регулярно опережал представителя Млада-Болеслава, завершив гонку с преимуществом над чехом в 6,5 секунды.

В отсутствие партнеров по команде Skoda Motorsport серьезных соперников у Яна Копецки на Сардинии не было

Победителем второго этапа юниорского чемпионата мира, в котором все пилоты выступают на хэтчбеках Ford Fiesta с литровыми турбомоторами, стал испанец Нил Соланс, почти на минуту опередивший по итогам ралли Николя Сьямена из Франции. На третьем месте гонку завершил немецкий раллист Юлиус Таннерт.

После четвертой аварии подряд в трех стартах терпение команды Citroen лопнуло: польский этап Крис Мик проведет на скамейке запасных

В конце июня участникам чемпионата мира предстоит впервые вывести современную технику WRC на спецучастки, считающиеся одними из быстрейших в календаре. На ралли Польша, что пройдет с 29 июня по 2 июля, в состав команды Citroen вернется Стефан Лефевр, пропускавший гонку на Сардинии. Увидим мы и Андреаса Миккельсена: очередная авария Криса Мика вынудила руководство команды продлить соглашение с норвежцем, который на этот раз займет место формального лидера команды. Кроме того, дебютное ралли за рулем автомобиля WRC проведет еще одна надежда финского ралли — пилот команды M-Sport Теему Сунинен. Ну и, конечно же, всё внимание будет обращено на главную звезду минувшего этапа, уже готовую потеснить Ожье и Невилля в борьбе за корону мирового первенства — Отта Тянака. Быть может, в этот раз эстонцу удастся восстановить справедливость, добавив в свою копилку еще одну победу. После триумфа на Сардинии сомневаться в его способности сделать это не приходится.

Rally Italia Sardegna
Чемпионат мира, 7-й этап
Альгеро (Италия), 8-11 июня
Общая длина трассы - 1496,37 км, состоялось 19 СУ - 312,66 км
Стартовало 53 экипажа, классифицирован 41
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О.Тянак/М.Ярвеоя Эстония Ford Fiesta WRC 3:25.15,1
2 Я.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +12,3
3 Т.Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +1.07,7
4 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Toyota Yaris WRC +2.12,9
5 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC +3.25,3
6 Ю.Хяннинен/К.Линдстрём Финляндия Toyota Yaris WRC +3.38,5
7 М.Остберг/О.Флоэне Норвегия Ford Fiesta WRC +6.31,8
8 А.Миккельсен/А.Егер Норвегия Citroën C3 WRC +8.07,8
9 Э.Камилли/Б.Вейя Франция Ford Fiesta R5 +11.15,8
10 Я.Копецки/П.Дреслер Чехия Škoda Fabia R5 +11.21,4

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 141
2 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 123
3 Отт Тянак Эстония Ford Fiesta WRC 108
4 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 107
5 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 70
6 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 53
7 Крейг Брин Ирландия Citroën C3 WRC 43
8 Хэйден Пэддон Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC 33
9 Юхо Хяннинен Финляндия Toyota Yaris WRC 29
10 Крис Мик Великобритания Citroën C3 WRC 27

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 M-Sport World Rally Team 234
2 Hyundai Motorsport 194
3 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 143
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 97

Рекомендованные статьи