Португальский юбилей: как чемпион мира Себастьен Ожье вернул себе победную форму

Португальский юбилей: как чемпион мира Себастьен Ожье вернул себе победную форму
Автоспорт | 24 мая 2017
Фото: Red Bull | zimbio.com | команды-участницы

Ралли Португалия по праву можно считать настоящей вотчиной Себастьена Ожье: именно на этом этапе, будучи пилотом «молодежного» состава коллектива Citroen, 26-летний француз одержал свою первую победу в WRC. Семь лет спустя, сменив две команды, четырехкратный уже чемпион мира добился здесь очередного триумфа — сорокового по счету.

Спешно перебравшись перед самым началом нового сезона в частный «фордовский» коллектив M-Sport, Ожье успел отметиться только одной победой — в ралли Монте-Карло. Да и та буквально свалилась ему в руки, благодаря ошибке лидировавшего большую часть дистанции Тьерри Невилля. Затем последовал ряд уверенных финишей в первой тройке, однако до недавних пор поспорить с соперниками в чистой скорости — даже с поправкой на привычно первую стартовую позицию — Себ не мог. Худшим с этой точки зрения этапом стало прошедшее в конце апреля ралли Аргентина, где француз уступил оппонентам даже в своей коронной «номинации», умении беречь шины на разбитых дорогах.

К шестому этапу сезона число экипажей на Ситроенах C3 WRC разрослось до четырех: к трио Мик—Брин—Лефевр примкнул арабский шейх Халид Аль-Кассими

В стремлении помочь своему чемпиону в M-Sport пошли на крайние (во всяком случае, для испытывающей финансовые проблемы частной команды) меры: к ралли Португалия француз получил как обещание Малкольма Уилсона при необходимости задействовать командную тактику, так и совершенно новое шасси. Последним действием британцы попытались исключить побочные факторы прежнего автомобиля, которые как-то могли влиять на настройки, подобранные на тестовом шасси. Как выяснилось впоследствии, решение это оказалось абсолютно оправданным.

В первый день португальской гонки лидер чемпионата ожидаемо оказался на вторых ролях, расчищая трассу остальным. Это привело к тому, что только за первые шесть спецучастков лидер менялся четыре раза! Первыми общий зачет возглавили Тьерри Невилль из Hyundai и Мадс Остберг на частной Фиесте WRC, установившие идентичное быстрейшее время на зрительском спецучастке в четверг. Затем слово взял Хэйден Пэддон: новозеландец вырвался вперед на первом полноценном допе гонки утром пятницы, однако лидировал недолго — ровно до того момента, как на его i20 Coupe WRC начал глохнуть мотор. Это позволило перехватить лидерство Яри-Матти Латвале на Тойоте: несмотря на вторую стартовую позицию и тяжелое отравление, финн оказался в состоянии бороться с соперниками, стартовавшими из задних рядов, и продержался на первой позиции чуть дольше Пэддона — на протяжении аж двух спецучастков.

Яри-Матти Латвала стал, пожалуй, главным героем гонки: несмотря на сильное недомогание, лидер Тойоты завоевал зачетные очки

На короткий миг первую строчку оккупировал лидер ситроеновской дружины Крис Мик, однако и его отбросил назад медленный прокол на СУ6, открыв путь вперед Отту Тянаку. Ну а затем португальский этап словно бы решил остановить эту карусель, заодно избавив зачетную десятку от чересчур осмелевших участников: на седьмом спецучастке «упали» сразу три экипажа. Сперва лишился тормозов и перевернул свой Yaris WRC Латвала, затем сошел с дистанции, повредив подвеску, Мик, и, как будто этого было мало, потерял почти 11 минут из-за очередных перебоев в работе двигателя Пэддон. И Хэйден, и Яри-Матти сумели доехать до финиша дня, однако новозеландец немедленно оформил сход — чтобы получить трехчасовой вечерний сервис, в ходе которого команда Hyundai полностью заменила электропроводку на его автомобиле.

Но даже после этого падежа участников у Тянака хватало соперников, способных попортить нервы лидеру гонки: всего в четырех секундах позади от эстонца расположился Дани Сордо, а на третье место выбрался Ожье, спокойно дожидавшийся следующего дня, более выгодной стартовой позиции и своего любимого элемента — протяженных спецучастков.

Португальский результат Тьерри Невилля вознес бельгийца на второе место в личном зачете чемпионата

Уже на первом прохождении по самому длинному допу гонки, 38-километровому Amarante, Себ продемонстрировал фирменное бережное обращение с резиной в сочетании с высоким темпом. Финишировавшие следом пилоты Hyundai (к тому моменту Тьерри Невилль и Дани Сордо обменялись позициями, и бельгиец возглавил погоню за Ожье) проиграли представителю M-Sport более семи секунд, а его партнер по команде Тянак допустил ошибку, повредив подвеску автомобиля и откатившись на пятую позицию. На оставшейся до финиша дистанции зрители могли наблюдать прежнего Ожье — уверенного в собственном автомобиле и контролирующего гонку с закономерным итоговым результатом. Вторая победа в составе M-Sport упрочила лидерство француза в личном зачете и, судя по всему, стала недобрым сигналом для соперников по чемпионату.

Выиграв ралли Португалия в пятый раз, Себастьен Ожье сравнялся по числу побед на этом этапе с Маркку Аленом и стал рекордсменом по числу набранных очков в истории WRC

Что же до Тянака, то он так и не смог полностью ликвидировать последствия своей ошибки на СУ12: за восемь оставшихся спецучастков эстонец разменял только одну позицию, финишировав четвертым и выиграв заключительный Power Stage. Пятое место по итогам гонки досталось Крейгу Брину — единственному пилоту команды Citroen, сумевшему избежать серьезных проблем и удержаться в зачетной десятке. Его «одноклубник» Стефан Лефевр тоже сумел обойтись без сходов, однако авария на СУ3 и прокол на СУ4 заметно остудили пыл французского гонщика, практически никак после этого не проявлявшего себя на допах.

Стефан Лефевр пока выглядит самым слабым звеном в команде Двойного шеврона

Куда удачнее (во всяком случае, если сравнивать с коллегами из Ситроена) сложилась судьба экипажей Тойоты: несмотря на технические проблемы (Юхо Хяннинен) и ошибки (дебютировавший за рулем хэтчбека Yaris WRC Эсапекка Лаппи), все они сумели завершить гонку в первой десятке. Чего стоит упорство одного только Яри-Матти Латвалы, в первый день дотащившего поврежденный в аварии автомобиль до сервиса, а в воскресенье буквально сбежавшего за руль машины из местной больницы, где финн провел ночь под капельницей, — и всё ради двух очков за девятое место!

Ралли Португалия стало дебютным стартом Эсапекки Лаппи за рулем автомобиля WRC. Несмотря на ошибку в субботу, третий пилот тойотовской команды все же сумел финишировать в очках

После аргентинского успеха Элфина Эванса, во многом обусловленного использованием шин DMACK, количество клиентов британской компании из числа обладателей техники WRC выросло с одного до четырех. В Португалии компанию пилоту M-Sport составили Мадс Остберг, Мартин Прокоп и участник WRC Trophy Жан-Мишель Рау. Однако все трое в итоге пали жертвами проколов, потеряв массу времени. Эванс завершил гонку на шестом месте, а Остберг довольствовался восьмой позицией и победой в негласном состязании по прыжкам со знаменитого трамплина на СУ Fafe: по неофициальным данным, норвежец пролетел 42 метра. А еще этот доп ознаменовался эффектной аварией француза Квентина Жильбера, выступавшего в «дочернем» зачете WRC 2.

Ралли Португалия стало первым местом очной встречи двух «ударных» гонщиков команды Skoda Motorsport в WRC 2: лидера серии Понтуса Тидеманда и коротающего здесь время в отсутствие возможности стартовать за рулем топовой техники Андреаса Миккельсена. Бывший пилот заводской команды Volkswagen со старта ушел в отрыв, став быстрейшим на 12 спецучастках из 19 и оставив Тидеманду право разбираться с Теему Суниненом из M-Sport. До третьей победы подряд, впрочем, не дошло: располагая трехминутным преимуществом над соперниками (сказались проколы у обоих преследователей), Андреас оступился на заключительном спецучастке, перевернув свою Фабию, повредив радиатор и фактически подарив победу Тидеманду.

Лидерство Понтуса Тидеманда в зачете WRC 2 после неожиданной победы в Португалии выросло до 46 очков

Зачет WRC Trophy впервые в этом году собрал на старте гонки сразу трех участников на раритетных ныне «уорлд-ралли-карах» предыдущего поколения. На этот раз компанию украинцу Валерию Горбаню составили Мартин Прокоп с «Фионой» (так чех ласково называет свою Фиесту WRC) и француз Жан-Мишель Рау на Ситроене DS3 WRC. Быстрейшим по результатам этой встречи стал Прокоп, опередивший Горбаня почти на 11 минут (экипаж Mini преодолел всю дистанцию ралли, но сошел после финиша заключительного допа из-за проблем с системой охлаждения). Ну а Рау уступил победителю без малого 24 минуты.

В Португалии Отт Тянак в очередной раз боролся за победу, но эстонца вновь подвела собственная ошибка...

Следующим этапом в расписании чемпионата значится ралли Италия, которое пройдет с 8 по 11 июня. Одним из главных «номеров» программы гонки на Сардинии станет долгожданное возвращение за руль автомобиля WRC Андреаса Миккельсена. Несмотря на эффектный сход под занавес португальской гонки, норвежец всё же сумел договориться с командой Citroen, чей руководитель Ив Маттон еще недавно всячески отрицал такой сценарий. В Италии Миккельсен будет пилотировать C3 WRC, предназначавшийся для Стефана Лефевра. Как знать, быть может, и в этом случае опытный раллист сумеет отблагодарить приютившую его команду победой?

Vodafone Rally de Portugal
Чемпионат мира, 6-й этап
Матозиньюш (Португалия), 19-22 мая
Общая длина трассы - 1528,81 км, состоялось 19 СУ - 349,17 км
Стартовало 64 экипажа, классифицирован 41
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC 3:42.55,7
2 Т.Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +15,6
3 Д.Сордо/М.Марти Испания Hyundai i20 Coupe WRC +1.01,7
4 О.Тянак/М.Ярвеоя Эстония Ford Fiesta WRC +1.30,2
5 К.Брин/М.Скотт Ирландия/Великобритания Citroën C3 WRC +1.57,4
6 Э.Эванс/Д.Бэрритт Великобритания Ford Fiesta WRC +3.10,6
7 Ю.Хяннинен/К.Линдстрём Финляндия Toyota Yaris WRC +3.48,9
8 М.Остберг/О.Флоэне Норвегия Ford Fiesta WRC +5.29,7
9 Я.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +5.43,6
10 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Toyota Yaris WRC +8.13,3

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 128
2 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 106
3 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 88
4 Отт Тянак Эстония Ford Fiesta WRC 83
5 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 66
6 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 53
7 Крейг Брин Ирландия Citroën C3 WRC 43
8 Хэйден Пэддон Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC 33
9 Крис Мик Великобритания Citroën C3 WRC 27
10 Юхо Хяннинен Финляндия Toyota Yaris WRC 21

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 M-Sport World Rally Team 199
2 Hyundai Motorsport 173
3 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 113
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 85
WRC

Рекомендованные статьи