Победит умнейший: триумф Отта Тянака и фиаско лидеров WRC на ралли Турция
Ралли Турция скучным не бывает — где бы оно ни проводилось. Времени на то, чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, у поклонников WRC было предостаточно. Многим наверняка запомнился ошеломительный дебют этой гонки в 2003 году, когда прибывших в окрестности Кемера пилотов встретили спецучастки, не уступающие по «дружелюбию» дорогам Кипра, Греции и Кении. Первая победа марки Citroen на гравии (2003), эпизод с экзотической и опасной травмой Тимо Раутиайнена (2004), борьба за победу в исполнении выступавшего тогда за Mitsubishi Джанлуиджи Галли (2005), последняя гонка Колина МакРея (2006), скандальный дубль команды Ford (2008) и лучший результат Кими Райкконена в его раллийной карьере (2010) — каждый из турецких этапов оставил массу впечатлений, эмоций и воспоминаний.
За первые семь лет гонка перебралась из Кемера поближе к Стамбулу, но своей главной особенности не утратила: интересно и непредсказуемо было всегда. Не стало исключением и возвращение турецкого этапа в календарь чемпионата мира. После семилетнего перерыва ралли Турция снова сменило прописку, обосновавшись в окрестностях курортного Мармариса, и стало первым с 2010 года (после ралли Болгария) абсолютно незнакомым участникам соревнованием.
Перед стартом ралли Турция Тьерри Невилль продлил контракт с коллективом Hyundai Motorsport еще на три года
Учитывая непростой характер турецких спецучастков и ситуацию в личном зачете чемпионата мира, можно было предположить, что лидеры серии остерегутся рисковать, отдав борьбу за победу обладателям более выгодных стартовых позиций. Toyota и вовсе прибыла в Мармарис «безоружной»: в силу особенностей регламента коллективу Томми Мякинена пришлось задействовать не обновленные машины с победных для себя этапов в Финляндии и Германии, а старые шасси со старыми же силовыми установками, которые до этого были задействованы на Сардинии. Лидера команды Отта Тянака такой шаг назад нисколько не смутил. «Судя по спецучасткам, победит здесь не быстрейший, а умнейший», — сухо констатировал эстонец, а затем объяснил, что предстартовые тесты его команда проводила в куда более мягких условиях, так что настраивать машину придется уже по ходу гонки.
В команде M-Sport делают все возможное для того, чтобы сохранить Себастьена Ожье в своем составе на следующий год, однако француз, скорее всего, перейдет в Citroen
Свой непростой нрав обновленная версия турецкого этапа продемонстрировала с первых же километров дистанции. Возглавив гонку после вечернего зрительского допа на улицах Мармариса, Андреас Миккельсен немедленно утратил лидерство в пользу... Крейга Брина. Произошло это в том числе благодаря установившейся над первым утренним спецучастком безветренной погоде. Экипажи, стартовавшие за расчищающим трассу Тьерри Невиллем, были вынуждены ехать вслепую, теряя время, и именно Брин оказался тем счастливчиком, которому удалось лучше других справиться с 38-километровым СУ Çetibeli. Ирландец выиграл первый доп пятницы, обеспечив себе лидерство с преимуществом в пять секунд над Миккельсеном. А на третью позицию при этом выбрался второй представитель команды Citroen, норвежец Мадс Остберг.
Тут надо сделать небольшое отступление и сказать, что французский коллектив подошел к возвращению в Турцию сверхответственно, проведя тесты едва ли не в самых суровых в своей практике условиях. Прибыв в Мармарис, ситроеновцы с удовлетворением отметили, что спецучастки как нельзя лучше подходят подобранным настройкам, а девятая и десятая стартовые позиции в сочетании с предыдущим пунктом сулили им неплохой шанс на высокий результат. Только вот у турецкой гонки были свои планы относительно экипажей Двойного шеврона: в тот самый момент, когда можно было решить, будто Брин и Остберг прочно ухватились за подиум, оба получили по проколу. Повторное прохождение по марафонскому допу отбросило ирландца на седьмое место, а норвежца — на пятое. Ну а на СУ6 Остберг и вовсе выбыл из игры с развороченной о камень подвеской…
Миккельсен вернул себе лидерство, однако его тут же нагнали лидеры чемпионата. К дневной секции первого дня Ожье и Невилль заметно прибавили в скорости: француз отчаянно рисковал, стараясь во что бы то ни стало обойти бельгийца, а тот был вынужден отвечать, полагаясь на удачу и мощь своего автомобиля. По итогам пятницы Тьерри одержал верх, завершив день на первом месте — пусть даже преимущество его составило всего 0,3 секунды.
Андреас Миккельсен трижды становился лидером ралли Турция, однако сохранить первую позицию так и не смог
Как показали последующие события, лидерство в ралли Турция оказалось делом хлопотным, накладным и бесполезным. Начав субботу в новом статусе, обещавшем выгодную стартовую позицию, Невилль стал первой жертвой второго дня: по ходу 34-километрового СУ Yeşilbelde на i20 Coupe WRC бельгийца не выдержало нагрузок крепление переднего левого амортизатора. Последовавший за этим ремонт на перегоне результатов не дал, и Тьерри был вынужден сойти. Статус лидера перешел к Ожье, который прихватил за собой и «проклятье первой позиции»: уже на СУ9 француз сломал нижний рычаг передней подвески и остановился после финиша для замены поврежденной детали.
Последовавшие за этим минуты стали одним из самых напряженных за всю гонку: несмотря на наличие новой запчасти и ценные советы добровольных помощников в лице Элфина Эванса и Хеннинга Сольберга, Ожье и Инграссиа долгое время не могли произвести замену поврежденного рычага. Экипаж справился буквально в последний момент, получил минуту штрафа за опоздание на следующий спецучасток, но продолжил гонку и стал в бешеном темпе наверстывать упущенное.
Элфин Эванс имел неплохие шансы на высокий результат, но все перечеркнула поломка трансмиссии на СУ3
Себастьен выиграл заключительный доп секции, спокойно отправился на сервис (где Эванс вновь выступил добровольным помощником, решив самостоятельно обслуживать свой автомобиль, чтобы освободить механиков для работы с машиной Ожье), а затем продолжил атаку на дневной секции. Однако красивого возвращения в лидеры не вышло: в одном из медленных поворотов Себ не расслышал штурмана и «уронил» машину в овраг на скорости в 5 км/ч! Fiesta WRC уперлась в дерево и не получила серьезных повреждений, однако выбраться на дорогу французский экипаж не смог — машина увязла…
В этот момент лидерство в гонке унаследовал Отт Тянак — и вот на эстонца никакие «проклятья» уже не действовали. Вместе с Яри-Матти Латвалой они завершили субботу на первых двух позициях и, будучи предупреждены Томми Мякиненом о необходимости сохранить сложившееся положение, спокойно добрались до финиша, отметившись третьим и четвертым результатами на заключительном Power Stage. Единственным темным пятном в истории турецкого успеха Тойоты стал нелепый сход Эсапекки Лаппи в субботу, когда финн «уронил» свой Yaris WRC в овраг, а заодно повредил каркас безопасности, завершив на этом гонку.
За три последних этапа Отт Тянак набрал 87 очков из 90 возможных, а шестая победа в карьере сделала его самым успешным эстонским раллистом в истории
Третий результат по итогам гонки достался Хэйдену Пэддону — новозеландец, подобно пилотам Тойоты, не стал рисковать, а спокойно добрался до финиша, «пересидев» своих более быстрых соперников. Что же до Андреаса Миккельсена, то в субботу на его машине срезало передний привод, из-за чего норвежец довольствовался только пятым результатом, за спиной у «фордовца» Теему Сунинена.
Третье место в Мармарисе стало для Хэйдена Пэддона первым в этом сезоне подиумом
Оборвавшаяся в субботу борьба Невилля и Ожье продолжилась в воскресенье и завершилась ничьей. Бельгиец выиграл Power Stage, заработав пять бонусных очков, а действующий чемпион мира стал там вторым, получив четыре балла. Дополнительное очко француз все же заработал — за счет риска на спецучастках (нужно было нагонять «соперников» из чемпионата WRC 2, чтобы пробраться в очковую зону) и помощи команды, в нужный момент пожертвовавшей ради Себа седьмой позицией Эванса. В результате оба соперника увезли из Турции по пять очков, сохранив отрыв в личном зачете неизменным — вот только Ожье опустился на третью позицию, пропустив вперед Тянака, а тому до лидерства в чемпионате остается теперь всего 13 очков.
Яри-Матти Латвала какое-то время опережал Отта Тянака, однако удержать его за собой не сумел. Но главного партнеры по команде добились — Toyota вырвалась в лидеры в зачете производителей!
Отдельно стоит упомянуть о злоключениях экипажей команды Citroen. Вернувшись в гонку по системе Rally 2 в субботу, Мадс Остберг сошел на первом же спецучастке из-за отказа турбины (первого для Двойного шеврона за несколько лет), однако смог завершить гонку в воскресенье. Что же до Брина, то для ирландца турецкий вояж завершился после СУ11 эффектным пожаром, в котором его C3 WRC выгорел до голого металла…
Для Крейга Брина гонка началась с борьбы за подиум, а завершилась пожаром, причины которого остаются для команды загадкой
Зачет WRC 2 завершился пятой подряд победой Яна Копецки. Соперникам не помогли ни проколы, ни обрыв полуоси на заводской Шкоде чешского пилота! Ну а сход шведского напарника по команде Понтуса Тидеманда лишь укрепил позиции Гонзы в чемпионате мира. Второе место досталось румыну итальянского происхождения Симоне Темпестини (Citroen C3 R5), а третье — британскому дебютанту WRC 2 Крису Ингрэму, выступавшему на Шкоде. Быстрейшим же среди всех пилотов на «эр-пятых» стал Хеннинг Сольберг на Фабии — многоопытный норвежец, не заявленный в мировую серию, финишировал шестым в абсолютном зачете и опередил Копецки на четыре с половиной минуты.
Для Яна Копецки этот сезон складывается идеально. 36-летний чех выиграл все гонки, в которых стартовал — пять этапов WRC 2 и шесть ралли национального уровня!
Турецкий этап определил и победителя молодежного первенства JWRC, который разыгрывался на переднеприводных хэтчбеках Ford Fiesta с литровыми турбомоторами. Чемпионом стал швед Эмиль Бергквист, который выиграл турецкую гонку после вылета с трассы лидировавшего эстонца Кена Торна. Второе место по итогам ралли досталось его соотечественнику Деннису Радстрёму, а третьим финишировал Эмилио Фернандес из Чили.
Следующей остановкой в расписании чемпионата мира станет ралли Великобритания, которое пройдет с 4 по 7 октября.
Rally Turkey Marmaris
Чемпионат мира, 10-й этап
Мармарис (Турция), 13-16 сентября
Общая длина трассы - 875,34 км, состоялось 17 СУ - 312,44 км
Стартовало 45 экипажей, классифицирован 31
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | О.Тянак/М.Ярвеоя | Эстония | Toyota Yaris WRC | 3:59.24,5 |
2 | Я.-М.Латвала/М.Анттила | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +22,3 |
3 | Х.Пэддон/С.Маршалл | Новая Зеландия/Великобритания | Hyundai i20 Coupe WRC | +1.46,3 |
4 | Т.Сунинен/М.Марккула | Финляндия | Ford Fiesta WRC | +4.10,9 |
5 | А.Миккельсен/А.Егер | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | +7.11,7 |
6 | Х.Сольберг/И.Майнор | Норвегия/Австрия | Škoda Fabia R5 | +13.40,6 |
7 | Я.Копецки/П.Дреслер | Чехия | Škoda Fabia R5 | +18.25,2 |
8 | С.Темпестини/С.Иту | Румыния | Citroën C3 R5 | +19.37,1 |
9 | К.Ингрэм/Р.Уитток | Великобритания | Škoda Fabia R5 | +20.21,3 |
10 | С.Ожье/Ж.Инграссиа | Франция | Ford Fiesta WRC | +20.51,2 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 177 |
2 | Отт Тянак | Эстония | Toyota Yaris WRC | 164 |
3 | Себастьен Ожье | Франция | Ford Fiesta WRC | 154 |
4 | Эсапекка Лаппи | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 88 |
5 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 75 |
= | Андреас Миккельсен | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | 75 |
7 | Дани Сордо | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | 60 |
8 | Теему Сунинен | Финляндия | Ford Fiesta WRC | 54 |
9 | Элфин Эванс | Великобритания | Ford Fiesta WRC | 53 |
10 | Хэйден Пэддон | Новая Зеландия | Hyundai i20 Coupe WRC | 49 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | Toyota GAZOO Racing World Rally Team | 284 | ||
2 | Hyundai Shell Mobis World Rally Team | 279 | ||
3 | M-Sport Ford World Rally Team | 244 | ||
4 | Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team | 169 |