Почерк чемпиона. Отт Тянак вновь выиграл ралли Германия — на этот раз за рулем Тойоты

Фото: Red Bull | команды-участницы

Регулярные победы на одном и том же этапе WRC — признак известного мастерства, которым могут похвастать лишь немногие из нынешних участников мирового первенства. То же достижение, исполненное в составе разных команд, и вовсе представляется уделом совсем уж выдающихся гонщиков. В минувшие выходные Отт Тянак составил компанию Яри-Матти Латвале и Себастьену Ожье, во второй раз подряд выиграв немецкий этап за рулем нового для себя автомобиля.

Как и на этапе в Финляндии, обновленная Fiesta WRC в коллективе M-Sport (на фото справа) вновь досталась только Себастьену Ожье

На старт ралли Германия эстонский пилот заводской команды Toyota вышел спустя две с половиной недели после убедительной победы на финском этапе чемпионата мира. И если год назад Yaris WRC выглядел на асфальтовых спецучастках не очень уверенно (хотя Эсапекка Лаппи и претендовал на высокий результат), то к возвращению в Германию коллектив Томми Мякинена провел серьезную домашнюю работу. Помимо обновленного по ходу сезона двигателя, машина получила ряд доработок и настроек, призванных улучшить ее поведение на твердом покрытии.

Год назад Андреас Миккельсен привел Citroen C3 WRC на подиум немецкой гонки. Тем удивительнее было наблюдать за полным бессилием норвежца за рулем i20 Coupe WRC!

О том, что на этот раз пилоты Тойоты всерьез замахнутся на победу, стало ясно уже в четверг на шейкдауне, который завершился дублем в исполнении Тянака и Яри-Матти Латвалы. Спустя несколько часов эстонец возглавил гонку на зрительском спецучастке. А утром пятницы стало очевидно, что соперничать с Тянаком, в общем-то, и некому! Перехватив было лидерство на СУ2, Себастьен Ожье быстро отступил назад (на рывок француза Тянак ответил пятью подряд победами на спецучастках) и посвятил себя первоочередной задаче — созданию отрыва от Тьерри Невилля.

Если бы не ливень на СУ3 и не вылет с трассы в субботу, Крейг Брин вполне мог бы замахнуться на подиум

Тут стоит напомнить, что с наступлением второй половины сезона оба претендента на титул поставили перед собой задачу не столько бороться за победы, сколько финишировать впереди соперника. Серьезно уступая Невиллю в личном зачете чемпионата, Ожье был вынужден использовать все доступные ему методы — включая гражданский иск к FIA, лишившей его четырех очков в Мексике! Однако парижский суд встал на сторону чиновников, и Себастьену не оставалось ничего, кроме как вернуться к более привычной ему борьбе на спецучастках. Но если финский этап у француза не задался, то в Германии гонщик оказался на высоте — если, конечно, не принимать во внимание недосягаемого в первый день Тянака. Пятницу Ожье завершил на второй позиции, опережая Невилля на 15 секунд и рассчитывая поспорить за лидерство на субботних спецучастках военного полигона Баумхольдер.

В отличие от француза, положение лидера чемпионата выглядело плачевно: несмотря на выгодную первую стартовую позицию в пятницу, Тьерри Невилль уверенно отставал от соперников. После дневного сервиса, замены коробки передач и установки настроенного «под субботу» дифференциала ситуация усугубилась: пилот Hyundai отстал еще сильнее. А на следующий день Тьерри начал терять и позиции: сперва бельгийца обошел разогнавшийся Латвала, а затем такой же маневр исполнил и Дани Сордо. Находясь на пятом месте, Невилль мог рассчитывать разве что на командную договоренность с испанцем (и то в зависимости от его позиции — очень уж решительно Дани нагонял Латвалу) да проблемы у соперников.

Второй год подряд Яри-Матти Латвалу в Германии подводит техника. Дело дошло до того, что после гонки президент компании Toyota принес финну публичные извинения!

И похоже, что в эти выходные ралли Германия — словно извиняясь за обидный прошлогодний прокол! — смилостивилось над Тьерри: на повторном прохождении по легендарному СУ Panzerplatte Ожье пробил колесо, потерял почти две минуты и провалился на девятое место. После этого француз в стремлении наверстать упущенное ринулся в атаку так, будто под ним внезапно оказалась не Fiesta, а старый добрый Polo R WRC, однако отыграть минуту отставания от Невилля за оставшиеся до финиша пять спецучастков было невозможно.

Серебро стало для Тьерри Невилля настоящим подарком: бельгиец сумел увеличить свой отрыв от Ожье в чемпионате на два очка

Ну а воскресным утром судьба преподнесла Невиллю еще один подарок: на первом же спецучастке сошел с дистанции по техническим причинам Латвала и угодил в аварию Сордо, досрочно закончивший гонку из-за перегревшегося двигателя. После этого Тьерри оставалось лишь занять освободившееся второе место: достать Тянака было уже невозможно, а преследовавший Невилля пилот Тойоты Эсапекка Лаппи после схода партнера по команде сбросил темп и довольствовался третьей позицией. Ну а Себастьен Ожье завершил ралли Германия на четвертом месте, попутно взяв пять очков за победу на финальном Power Stage — против одного у допустившего там ошибку Невилля.

По-разному сложилась судьба партнеров Ожье по команде. Британец Элфин Эванс, боровшийся во второй день с Сордо и пилотами на Тойотах, допустил ошибку на СУ11 и выбыл из борьбы с развороченной подвеской. А вот дебютировавший за рулем WRC на асфальтовом покрытии финн Теему Сунинен, напротив, провел ровное ралли, по ходу дела лишь прибавлял в скорости и финишировал пятым — следом за Ожье.

Дебютный старт Теему Сунинена за рулем WRC на асфальте прошел как нельзя лучше: финн показал пятый результат

Говоря о выступлении гонщиков на Ситроенах, наверное, лучше промолчать: подопечные Пьера Бюдара обеспечили Двойному шеврону худшую гонку в этом сезоне. В пятницу Крейга Брина остановил внезапный ливень (ирландец оказался едва ли не единственным из пилотов на WRC, угодившим под дождь на СУ3), а в субботу, располагаясь на шестом месте, он вылетел с трассы в том же месте, что и Эванс, разворотил подвеску и потерял полторы минуты. Ну а герой недавнего ралли Финляндия Мадс Остберг отметился полной ошибок гонкой, венцом которой стал вылет и сход на первом спецучастке воскресного дня.

Если в Финляндии Мадс Остберг отличился со знаком плюс, то в Германии — со знаком минус

Результат Тянака позволил ему значительно сократить отставание от двух лидеров в личном зачете чемпионата мира: за четыре этапа до завершения сезона эстонец уступает Ожье всего 13 очков. Стараниями Отта и Эсапекки Лаппи их команда наконец-то опередила M-Sport в зачете коллективов и теперь занимает второе место следом за Hyundai. Кроме того, благодаря победе в Германии Toyota стала самым успешным японским производителем в истории WRC: до этого момента на счету марки было 47 побед, поровну с Subaru (неслучайно, видимо, президент компании Акио Тойода на днях заявил о своем желании вновь видеть в чемпионате и Плеяды, и Mitsubishi).

Отт Тянак одержал свою пятую в карьере победу на этапах WRC. Ровно столько же — на счету наставника эстонца, Маркко Мяртина

Зачет WRC 2 в этот раз порадовал гонкой драматичной и полной событий. Поначалу лидерство ожидаемо захватили пилоты Шкоды: после городского допа лидировал Калле Рованпера, однако затем финн растерял время, позволив перехватить лидерство Яну Копецки. Гонза продержался во главе пелотона до субботних спецучастков, где пробил колесо и выпустил на первое место Эрика Камилли. Французский гонщик команды M-Sport (одновременно замещающий должность тест-пилота Фольксвагена по доводке Polo R5) уверенно шел ко второй подряд победе в Германии, когда после СУ13 на его Фиесте умер генератор... В результате к воскресенью вперед вновь вырвался Рованпера, который в финале гонки все же сдался под натиском рвавшего и метавшего Копецки. Третье место занял итальянец Фабио Андольфи, также выступавший на Фабии.

Одержав победу в Германии, Ян Копецки возглавил чемпионат WRC 2. А на днях ему предстоит еще одно непростое сражение — с Дани Сордо и нашим Алексеем Лукьянюком на чешском этапе первенства Европы!

Три с половиной недели спустя участники мирового первенства отправятся в Турцию, которая вернулась в календарь чемпионата мира с новой гонкой в окрестностях Мармариса. Совершенно новый маршрут означает, что все заводские экипажи будут выступать в равных условиях. Все, за исключением стартующего первым Тьерри Невилля и, пожалуй, Отта Тянака. События предыдущих этапов убедительно продемонстрировали, что для быстрейшего из пилотов Тойоты преград и условностей не существует...

ADAC Rallye Deutschland
Чемпионат мира, 9-й этап
Бостальзее (Германия), 16—19 августа
Общая длина трассы — 1221,89 км, состоялось 18 СУ — 325,76 км
Стартовало 60 экипажей, классифицировано 45
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О.Тянак/М.Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC 3:03.36,9
2 Т.Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +39,2
3 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Toyota Yaris WRC +1.00,9
4 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC +1.34,5
5 Т.Сунинен/М.Марккула Финляндия Ford Fiesta WRC +2.02,9
6 А.Миккельсен/А.Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +2.13,8
7 К.Брин/С.Мартин Ирландия/Великобритания Citroën C3 WRC +2.39,1
8 М.Грибель/А.Рат Германия Citroën DS3 WRC +10.41,2
9 Я.Копецки/П.Дреслер Чехия Škoda Fabia R5 +13.12,8
10 К.Рованпера/Й.Халттунен Финляндия Škoda Fabia R5 +13.16,6

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 172
2 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 149
3 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 136
4 Эсапекка Лаппи Финляндия Toyota Yaris WRC 88
5 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 65
6 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 60
7 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 55
8 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 52
9 Мадс Остберг Норвегия Citroën C3 WRC 48
10 Крейг Брин Ирландия Citroën C3 WRC 47

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 254
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 241
3 M-Sport Ford World Rally Team 224
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 159

Рекомендованные статьи