Яблочко от яблоньки: Отт Тянак принес Эстонии вторую победу на финском этапе WRC

Фото: Red Bull | команды-участницы

В августе 2003 года на первую ступеньку подиума финского этапа чемпионата мира поднялся третий по счету нескандинав, умудрившийся опередить в Ювяскюля местных раллистов, — эстонский гонщик заводской команды Ford Маркко Мяртин. А 15 лет спустя победу в Ювяскюля одержал его протеже, ныне выступающий в самом финском из коллективов WRC.

Год назад Яри-Матти Латвала доминировал на ралли Финляндия до схода из-за технических проблем. Теперь же финн с трудом удержался на подиуме!

В том, что победителем ралли Финляндия вновь станет кто-либо из представителей Тойоты, сомневаться не приходилось: слишком уж хорошо осела в памяти прошлогодняя редакция культовой гонки, где доминировали подопечные Томми Мякинена. С тех пор Yaris WRC заметно прибавил как в скорости, так и в надежности, а уж наличие разрешенного регламентом постоянного тестового полигона в двух шагах от спецучастков Neste-ралли уже не первый год вызывает недовольство соперников, вынужденных использовать под свои нужды локации вдали от «мировых» допов.

В Суоми Хейден Пэддон стал быстрейшим из гонщиков команды Hyundai, благополучно избежав аварий и технических проблем

Однако на одном негодовании далеко не уехать, и участники чемпионата сделали все возможное для того, чтобы прибыть в Ювяскюля во всеоружии. Так, специально к скоростному этапу в M-Sport экстренно, буквально за один день, испытали обновленный аэродинамический обвес хэтчбека Fiesta WRC, каковой и был задействован на машине Себастьена Ожье. Кроме того, по просьбе француза сменили поставщика амортизаторов: традиционные для Фордов стойки Reiger уступили место более привычной для пятикратного чемпиона мира продукции Sachs. Ну а три оставшиеся команды заявили свои экипажи на ралли Эстония: там стартовали Отт Тянак, Хейден Пэддон и Крейг Брин. Покуда эстонец уверенно шел к победе в домашней гонке, пилот Hyundai заново осваивался со сверхскоростными спецучастками, а в Ситроене вовсю тестировали обновленную геометрию подвески C3 WRC. К слову, в Отепя Брин установил своеобразный рекорд, за шесть часов шейкдауна проехав по дистанции 19 раз!

К финскому этапу Fiesta WRC Ожье получила обвес «как на Ярисе». Результат, впрочем, вышел совсем не «тойотовский»

Неудивительно, что именно представители «Красной армии» стали быстрейшими на тестовом спецучастке в Финляндии: Мадс Остберг и примкнувший к нему Брин показали два первых времени, заметно опередив тойотовцев и лидеров чемпионата. Правда, с началом гонки оба остались позади Тянака (эстонец захватил лидерство еще на городском допе в Ювяскюля), а на СУ2 Брин выпал из борьбы из-за прокола. Остберг же быстро вернулся в группу лидеров (благодарить за это, правда, следует не только обновленную подвеску, но и удачную стартовую позицию в конце первой десятки) и в пятницу даже оказывал прессинг на лидера. Отобрать у Тянака пальму первенства Мадс успел дважды: на четвертом и шестом допах. Но удержать лидерство до конца первого дня норвежцу все же не удалось: высокий износ шин не позволил ему противостоять натиску соперника.

Прокол и проблемы с топливной системой оставили Крейга Брина не у дел уже в пятницу. Однако ирландец все же записал на свой счет победу на спецучастках!

Суббота же превратилась для зрителей в театр одного актера. По ходу второго дня стартующий с выгодной 12-й позиции Тянак был абсолютно недосягаем, уверенно выиграв пять спецучастков из восьми! Эстонец наверняка взял бы и остальные три, если бы не проблемы с усилителем руля на дневной секции. Ну а в воскресенье Отт взял театральную паузу протяженностью в три спецучастка с тем, чтобы поставить жирную точку на финальном Power Stage, где он стал быстрейшим и выиграл ралли Финляндия с максимально возможным количеством очков.

Отт Тянак завоевал четвертую в карьере победу на этапах WRC и стал вторым эстонцем, которому удалось выиграть в Финляндии

Не в силах состязаться с лидером, Остберг сосредоточился на угрозе, исходящей от другого пилота Тойоты — Яри-Матти Латвалы. Если в первый день опытный финн боролся преимущественно с Теему Суниненом и Хейденом Пэддоном за третью строчку, то в субботу он окончательно укрепился на этой позиции и пустился в погоню за Остбергом, благо что к дневной секции автомобиль норвежца «пополнел» на 25 кг за счет второй запаски на борту. Это решение команды Citroen едва не оказалось роковым: под конец дня Латвала сократил отставание от Мадса до пяти секунд! В воскресенье финн приложил все усилия для того, чтобы обеспечить своей команде дубль. Однако Остберг выстоял: до заветного второго места Латвале не хватило всего 2,8 секунды!

Мадс Остберг принес Ситроену третий подиум в этом сезоне

А далеко позади первой пятерки на протяжении всей гонки вели свою большую игру лидеры чемпионата. Стартуя на пятничных спецучастках первыми, оба — и Тьерри Невилль, и Себастьен Ожье — не питали особых иллюзий насчет борьбы за победу в ралли и потому главной своей задачей назначили финиш впереди принципиального соперника. Показав второй результат на городском допе в четверг, Невилль немедленно провалился на девятое место после СУ2, а попытавшись прибавить, бельгиец вылетел с трассы, потерял время, часть аэродинамического оперения и пару позиций. В результате всю гонку Тьерри провел, замыкая зачетную десятку и не имея шансов отыграться.

Финский этап обернулся очередной неудачей для Андреаса Миккельсена: норвежец перевернул свой Hyundai i20 Coupe WRC на четвертом допе и завершил гонку только десятым

Не сильно лучше шли дела и у Ожье: единственным из пилотов M-Sport получив в свое распоряжение экстремальный аэродинамический обвес, француз быстро выяснил, что недостатков у новинки пока больше, чем преимуществ. Почти всю гонку действующий чемпион мира провел, меняя настройки после каждого допа и сражаясь не столько с соперниками, сколько с машиной. Стать лучшим из пилотов M-Sport Себ смог лишь благодаря напарникам, следовавшим указаниям команды: в пятницу его пропустил на шестое место Элфин Эванс, а в воскресенье «подвинулся», намеренно заработав 20-секундный штраф, Теему Сунинен. В результате Ожье завершил гонку пятым, а Теему довольствовался сомнительным достижением в виде самого эффектного «сейва» гонки:

Отдельного упоминания заслуживает выступление Эсапекки Лаппи. Прошлогодний победитель ралли Финляндия еще утром пятницы потерял полминуты из-за неожиданного сбоя в работе двигателя. Однако во второй день финн расправил плечи и совершил эпичный прорыв с восьмого на четвертое место, попутно выиграв три заключительных спецучастка субботы. К сожалению, увидеть, чего бы Лаппи смог добиться в воскресенье, болельщикам так и не довелось: все перечеркнули его ошибка и авария на СУ20.

Зачет WRC 2 на этот раз прошел в отсутствие лидеров серии Понтуса Тидеманда и Яна Копецки. Вместо них команда Skoda отрядила Калле Рованперу и Оле-Христиана Вейбю, и поначалу именно пара юниоров возглавляла протокол. Впрочем, на СУ6 норвежец пропустил на вторую позицию лидера чемпионата Финляндии Эрика Пиетаринена на еще одной Фабии R5, а в субботу и вовсе вылетел с трассы, завершив на этом ралли. Что же до Рованперы, то он уверенно лидировал до предпоследнего спецучастка субботы, где на его Фабии развалилось крепление левого переднего амортизатора. 17-летний финн сумел дотащить охромевшую машину до финиша, а в воскресенье попытался пробиться в тройку призеров, но так и остался четвертым: до бронзы в WRC 2 ему не хватило всего 1,9 секунды. Победу одержал Пиетаринен, второе место досталось финскому воспитаннику команды Hyundai Яри Хуттуннену, а третьим стал британец Гас Гринсмит на Фиесте R5.

Эрик Пиетаринен — победитель ралли Финляндия в зачете WRC 2

В «молодежном» зачете JWRC, 14 участников которого выступали на хэтчбеках Ford Fiesta R2 с литровыми турбомоторами, впервые победил эстонец Кен Торн. Вторым финишировал шведский лидер серии Эмиль Бергквист, а француз Жан-Батист Франчески завершил гонку на третьем месте.

Прошлогодний победитель ралли Финляндия Эсапекка Лаппи завершил гонку эффектной аварией в заключительный день

Следующий этап мирового первенства пройдет с 16 по 19 августа в Германии, где команда Hyundai постарается взять реванш, упрочив свое положение в зачете производителей. К тому моменту обновленным аэропакетом обзаведутся все три Фиесты от M-Sport, а Отт Тянак наверняка попытается повторить свое прошлогоднее достижение, выиграв асфальтовую гонку в составе новой команды.

Neste Rally Finland
Чемпионат мира, 8-й этап
Ювяскюля (Финляндия), 26—29 июля
Общая длина трассы — 1427,26 км, состоялось 23 СУ — 317,26 км
Стартовало 67 экипажей, классифицирован 51
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О.Тянак/М.Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC 2:35.18,1
2 М.Остберг/Т.Эриксен Норвегия Citroën C3 WRC +32,7
3 Я.-М.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +35,5
4 Х.Пэддон/С.Маршалл Новая Зеландия/Великобритания Hyundai i20 Coupe WRC +1.35,6
5 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC +2.15,0
6 Т.Сунинен/М.Марккула Финляндия Ford Fiesta WRC +2.19,2
7 Э.Эванс/Д.Бэрритт Великобритания Ford Fiesta WRC +2.29,5
8 К.Брин/С.Мартин Ирландия/Великобритания Citroën C3 WRC +3.08,4
9 Т.Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +3.51,8
10 А.Миккельсен/А.Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +8.37,4

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 153
2 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 132
3 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 107
4 Эсапекка Лаппи Финляндия Toyota Yaris WRC 70
5 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 60
6 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 57
7 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 55
8 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 52
9 Мадс Остберг Норвегия Citroën C3 WRC 48
10 Крис Мик Великобритания Citroën C3 WRC 43

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 228
2 M-Sport Ford World Rally Team 202
3 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 201
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 153

Рекомендованные статьи