Яблочко от яблоньки: Отт Тянак принес Эстонии вторую победу на финском этапе WRC
В августе 2003 года на первую ступеньку подиума финского этапа чемпионата мира поднялся третий по счету нескандинав, умудрившийся опередить в Ювяскюля местных раллистов, — эстонский гонщик заводской команды Ford Маркко Мяртин. А 15 лет спустя победу в Ювяскюля одержал его протеже, ныне выступающий в самом финском из коллективов WRC.
Год назад Яри-Матти Латвала доминировал на ралли Финляндия до схода из-за технических проблем. Теперь же финн с трудом удержался на подиуме!
В том, что победителем ралли Финляндия вновь станет кто-либо из представителей Тойоты, сомневаться не приходилось: слишком уж хорошо осела в памяти прошлогодняя редакция культовой гонки, где доминировали подопечные Томми Мякинена. С тех пор Yaris WRC заметно прибавил как в скорости, так и в надежности, а уж наличие разрешенного регламентом постоянного тестового полигона в двух шагах от спецучастков Neste-ралли уже не первый год вызывает недовольство соперников, вынужденных использовать под свои нужды локации вдали от «мировых» допов.
В Суоми Хейден Пэддон стал быстрейшим из гонщиков команды Hyundai, благополучно избежав аварий и технических проблем
Однако на одном негодовании далеко не уехать, и участники чемпионата сделали все возможное для того, чтобы прибыть в Ювяскюля во всеоружии. Так, специально к скоростному этапу в M-Sport экстренно, буквально за один день, испытали обновленный аэродинамический обвес хэтчбека Fiesta WRC, каковой и был задействован на машине Себастьена Ожье. Кроме того, по просьбе француза сменили поставщика амортизаторов: традиционные для Фордов стойки Reiger уступили место более привычной для пятикратного чемпиона мира продукции Sachs. Ну а три оставшиеся команды заявили свои экипажи на ралли Эстония: там стартовали Отт Тянак, Хейден Пэддон и Крейг Брин. Покуда эстонец уверенно шел к победе в домашней гонке, пилот Hyundai заново осваивался со сверхскоростными спецучастками, а в Ситроене вовсю тестировали обновленную геометрию подвески C3 WRC. К слову, в Отепя Брин установил своеобразный рекорд, за шесть часов шейкдауна проехав по дистанции 19 раз!
К финскому этапу Fiesta WRC Ожье получила обвес «как на Ярисе». Результат, впрочем, вышел совсем не «тойотовский»
Неудивительно, что именно представители «Красной армии» стали быстрейшими на тестовом спецучастке в Финляндии: Мадс Остберг и примкнувший к нему Брин показали два первых времени, заметно опередив тойотовцев и лидеров чемпионата. Правда, с началом гонки оба остались позади Тянака (эстонец захватил лидерство еще на городском допе в Ювяскюля), а на СУ2 Брин выпал из борьбы из-за прокола. Остберг же быстро вернулся в группу лидеров (благодарить за это, правда, следует не только обновленную подвеску, но и удачную стартовую позицию в конце первой десятки) и в пятницу даже оказывал прессинг на лидера. Отобрать у Тянака пальму первенства Мадс успел дважды: на четвертом и шестом допах. Но удержать лидерство до конца первого дня норвежцу все же не удалось: высокий износ шин не позволил ему противостоять натиску соперника.
Прокол и проблемы с топливной системой оставили Крейга Брина не у дел уже в пятницу. Однако ирландец все же записал на свой счет победу на спецучастках!
Суббота же превратилась для зрителей в театр одного актера. По ходу второго дня стартующий с выгодной 12-й позиции Тянак был абсолютно недосягаем, уверенно выиграв пять спецучастков из восьми! Эстонец наверняка взял бы и остальные три, если бы не проблемы с усилителем руля на дневной секции. Ну а в воскресенье Отт взял театральную паузу протяженностью в три спецучастка с тем, чтобы поставить жирную точку на финальном Power Stage, где он стал быстрейшим и выиграл ралли Финляндия с максимально возможным количеством очков.
Отт Тянак завоевал четвертую в карьере победу на этапах WRC и стал вторым эстонцем, которому удалось выиграть в Финляндии
Не в силах состязаться с лидером, Остберг сосредоточился на угрозе, исходящей от другого пилота Тойоты — Яри-Матти Латвалы. Если в первый день опытный финн боролся преимущественно с Теему Суниненом и Хейденом Пэддоном за третью строчку, то в субботу он окончательно укрепился на этой позиции и пустился в погоню за Остбергом, благо что к дневной секции автомобиль норвежца «пополнел» на 25 кг за счет второй запаски на борту. Это решение команды Citroen едва не оказалось роковым: под конец дня Латвала сократил отставание от Мадса до пяти секунд! В воскресенье финн приложил все усилия для того, чтобы обеспечить своей команде дубль. Однако Остберг выстоял: до заветного второго места Латвале не хватило всего 2,8 секунды!
Мадс Остберг принес Ситроену третий подиум в этом сезоне
А далеко позади первой пятерки на протяжении всей гонки вели свою большую игру лидеры чемпионата. Стартуя на пятничных спецучастках первыми, оба — и Тьерри Невилль, и Себастьен Ожье — не питали особых иллюзий насчет борьбы за победу в ралли и потому главной своей задачей назначили финиш впереди принципиального соперника. Показав второй результат на городском допе в четверг, Невилль немедленно провалился на девятое место после СУ2, а попытавшись прибавить, бельгиец вылетел с трассы, потерял время, часть аэродинамического оперения и пару позиций. В результате всю гонку Тьерри провел, замыкая зачетную десятку и не имея шансов отыграться.
Финский этап обернулся очередной неудачей для Андреаса Миккельсена: норвежец перевернул свой Hyundai i20 Coupe WRC на четвертом допе и завершил гонку только десятым
Не сильно лучше шли дела и у Ожье: единственным из пилотов M-Sport получив в свое распоряжение экстремальный аэродинамический обвес, француз быстро выяснил, что недостатков у новинки пока больше, чем преимуществ. Почти всю гонку действующий чемпион мира провел, меняя настройки после каждого допа и сражаясь не столько с соперниками, сколько с машиной. Стать лучшим из пилотов M-Sport Себ смог лишь благодаря напарникам, следовавшим указаниям команды: в пятницу его пропустил на шестое место Элфин Эванс, а в воскресенье «подвинулся», намеренно заработав 20-секундный штраф, Теему Сунинен. В результате Ожье завершил гонку пятым, а Теему довольствовался сомнительным достижением в виде самого эффектного «сейва» гонки:
Отдельного упоминания заслуживает выступление Эсапекки Лаппи. Прошлогодний победитель ралли Финляндия еще утром пятницы потерял полминуты из-за неожиданного сбоя в работе двигателя. Однако во второй день финн расправил плечи и совершил эпичный прорыв с восьмого на четвертое место, попутно выиграв три заключительных спецучастка субботы. К сожалению, увидеть, чего бы Лаппи смог добиться в воскресенье, болельщикам так и не довелось: все перечеркнули его ошибка и авария на СУ20.
Зачет WRC 2 на этот раз прошел в отсутствие лидеров серии Понтуса Тидеманда и Яна Копецки. Вместо них команда Skoda отрядила Калле Рованперу и Оле-Христиана Вейбю, и поначалу именно пара юниоров возглавляла протокол. Впрочем, на СУ6 норвежец пропустил на вторую позицию лидера чемпионата Финляндии Эрика Пиетаринена на еще одной Фабии R5, а в субботу и вовсе вылетел с трассы, завершив на этом ралли. Что же до Рованперы, то он уверенно лидировал до предпоследнего спецучастка субботы, где на его Фабии развалилось крепление левого переднего амортизатора. 17-летний финн сумел дотащить охромевшую машину до финиша, а в воскресенье попытался пробиться в тройку призеров, но так и остался четвертым: до бронзы в WRC 2 ему не хватило всего 1,9 секунды. Победу одержал Пиетаринен, второе место досталось финскому воспитаннику команды Hyundai Яри Хуттуннену, а третьим стал британец Гас Гринсмит на Фиесте R5.
Эрик Пиетаринен — победитель ралли Финляндия в зачете WRC 2
В «молодежном» зачете JWRC, 14 участников которого выступали на хэтчбеках Ford Fiesta R2 с литровыми турбомоторами, впервые победил эстонец Кен Торн. Вторым финишировал шведский лидер серии Эмиль Бергквист, а француз Жан-Батист Франчески завершил гонку на третьем месте.
Прошлогодний победитель ралли Финляндия Эсапекка Лаппи завершил гонку эффектной аварией в заключительный день
Следующий этап мирового первенства пройдет с 16 по 19 августа в Германии, где команда Hyundai постарается взять реванш, упрочив свое положение в зачете производителей. К тому моменту обновленным аэропакетом обзаведутся все три Фиесты от M-Sport, а Отт Тянак наверняка попытается повторить свое прошлогоднее достижение, выиграв асфальтовую гонку в составе новой команды.
Neste Rally Finland
Чемпионат мира, 8-й этап
Ювяскюля (Финляндия), 26—29 июля
Общая длина трассы — 1427,26 км, состоялось 23 СУ — 317,26 км
Стартовало 67 экипажей, классифицирован 51
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | О.Тянак/М.Ярвеоя | Эстония | Toyota Yaris WRC | 2:35.18,1 |
2 | М.Остберг/Т.Эриксен | Норвегия | Citroën C3 WRC | +32,7 |
3 | Я.-М.Латвала/М.Анттила | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +35,5 |
4 | Х.Пэддон/С.Маршалл | Новая Зеландия/Великобритания | Hyundai i20 Coupe WRC | +1.35,6 |
5 | С.Ожье/Ж.Инграссиа | Франция | Ford Fiesta WRC | +2.15,0 |
6 | Т.Сунинен/М.Марккула | Финляндия | Ford Fiesta WRC | +2.19,2 |
7 | Э.Эванс/Д.Бэрритт | Великобритания | Ford Fiesta WRC | +2.29,5 |
8 | К.Брин/С.Мартин | Ирландия/Великобритания | Citroën C3 WRC | +3.08,4 |
9 | Т.Невилль/Н.Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | +3.51,8 |
10 | А.Миккельсен/А.Егер | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | +8.37,4 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 153 |
2 | Себастьен Ожье | Франция | Ford Fiesta WRC | 132 |
3 | Отт Тянак | Эстония | Toyota Yaris WRC | 107 |
4 | Эсапекка Лаппи | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 70 |
5 | Дани Сордо | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | 60 |
6 | Андреас Миккельсен | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | 57 |
7 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 55 |
8 | Элфин Эванс | Великобритания | Ford Fiesta WRC | 52 |
9 | Мадс Остберг | Норвегия | Citroën C3 WRC | 48 |
10 | Крис Мик | Великобритания | Citroën C3 WRC | 43 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | Hyundai Shell Mobis World Rally Team | 228 | ||
2 | M-Sport Ford World Rally Team | 202 | ||
3 | Toyota GAZOO Racing World Rally Team | 201 | ||
4 | Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team | 153 |