Ветер в Харью, или сезон в штурманском кресле раллийных Жигулей

Фото: margusefotod.eu | Raimondas Alisauskas | Андрей Клещев | Клим Байков | Марк Алексеев

ВАЗ-2105 кировчанина Клима Байкова, с которым я езжу штурманом уже третий год, — не обычная «пятерка». Вазовский 16-клапанник форсирован до 180 сил, задний мост от Volvo 240 плюс венгерская кулачковая коробка передач Dogbox и шведские амортизаторы Öhlins 46HRC с тремя регулировками. Бюджет постройки такой машины еще до скачка евро превысил полтора миллиона рублей!

Главная передача от Volvo легко переваривает наши «детские» 180 «лошадок». А чтобы не гнулись «чулки», Клим усилил задний мост мощными стальными пластинами
Главная передача от Volvo легко переваривает наши «детские» 180 «лошадок». А чтобы не гнулись «чулки», Клим усилил задний мост мощными стальными пластинами
0 / 0

После стартов в Кубке России и призовых мест в трехэтапном литовском турнире Lada Classic Cup (АР №20, 2015) Климу захотелось чего-то большего. Поэтому наш выбор пал на чемпионат Эстонии. Дороги здесь самые интересные на всем постсоветском пространстве, есть отдельный зачет для «национальных» 1600-кубовых машин, которого нет ни в Латвии, ни в Литве, а техника в нем — самая разнообразная. В классе Е9 ездят Хонды и Ниссаны, передне- и заднеприводные Тойоты, вазовские «восьмерки» и, что особенно приятно, несколько Жигулей!

Передняя колея наших Жигулей стала шире после установки удлиненных рычагов, а задняя увеличилась за счет больших проставок

Но чтобы бороться с быстрыми эстонцами, «пятерку» пришлось доработать. Удлиненные передние рычаги расширили колею почти на 15 см и сделали машину более послушной: если раньше Клим заправлял Жигули в поворот чуть ли не в три приема, то теперь — одним движением. А заказанная в Финляндии еще более «короткая» главная передача (5,43 вместо прежних 5,13) ликвидировала «ступеньку» между второй и третьей и улучшила разгон. Правда, максимальная скорость упала со 180 км/ч до 165, но на закрученных трассах больше и ни к чему.

В России 16-клапанник под капотом раллийных Жигулей, как у Байкова (первый слайд), — обычное дело, а вот в Прибалтике новых вазовских моторов еще не видывали. Поэтому эстонцы выжимают все соки из «классических» двигателей (второй слайд)
В России 16-клапанник под капотом раллийных Жигулей, как у Байкова (первый слайд), — обычное дело, а вот в Прибалтике новых вазовских моторов еще не видывали. Поэтому эстонцы выжимают все соки из «классических» двигателей (второй слайд)
0 / 0

Зимнюю гонку в Выру отменили из-за оттепели, так что впервые наш ВАЗ-2105 предстал перед публикой во всей красе лишь в апреле на московском Rally Masters Show. Выбив у организаторов асфальтовой гонки в Крылатском отдельный зачет для моноприводных раритетов, взамен Клим обязался пригласить участников на Жигулях из-за рубежа. И компания в нашем классе вышла на загляденье: девять экипажей из Эстонии, Литвы, России, Германии и Венгрии! Жаль, асфальтовых навыков и «дорожных» шин Toyo R1R нам хватило лишь для бронзы. Победил эстонец Янар Тянак — младший двоюродный брат известного раллиста Отта, выступающего в WRC. К слову, его ВАЗ-2105 — настоящий гоночный шедевр: 940-килограммовый кузов, секвентальная коробка передач Drenth и развивающий почти двести сил 1600-кубовый «классический» мотор с многодроссельным впрыском, облегченными поршнями и степенью сжатия около 13:1! Ну а вторым финишировал наш литовский друг Довилас Чутеле на «пятерке» с высокооборотистым благодаря коленвалу от Хонды мотором 1.9.

Потом мы для тренировки съездили на латвийское ралли Курземе, где был отдельный зачет для Жигулей. И не зря: «пятерка» хандрила из-за проблем с подачей топлива, хотя и довезла нас до бронзы в зачете Lada Open. Виновником болезни оказался засорившийся фильтр, а заодно под замену пошли и оба топ­ливных насоса.

Только в конце мая мы добрались до чемпионата Эстонии. Дело это недешевое. Даже в нашем самом скромном классе Е9 стартовый взнос за гонку составляет 400 евро (почти вдвое выше, чем в Кубке России), плюс еще 150 евро надо платить иностранцам для получения очков в чемпионате. Однако интересные дороги, хорошая организация и высокая конкуренция того стоят!

Правда, на ралли Харью в окрестностях Таллина нам встретилась такая колея с камнями, что Климу живо вспомнились самые лихие клубные ралли в России. Даже на нашем «танчике», который усилен во всех местах (и потому на сотню килограммов тяжелее местных Жигулей), приходилось осторожничать. И все равно не убереглись: опрокинулись набок при заходе в крутой правый поворот на рыхляке. Поврежденное крепление поворотного кулака Климу пришлось ремонтировать в полях, но мы финишировали — на четвертом месте.

Лишь к концу сезона Янар Тянак разобрался с проблемой, мучившей его супер-Жигули еще с весны: мотор нормально работал только несколько километров в боевом режиме, а потом скисал. Поначалу ­команда ОТ Racing грешила на нестабильное топливо — биоэтанол Е85. Но на поверку дело оказалось в плохом контакте одного из датчиков, завязанных на работу многодроссельного впрыска
Лишь к концу сезона Янар Тянак разобрался с проблемой, мучившей его супер-Жигули еще с весны: мотор нормально работал только несколько километров в боевом режиме, а потом скисал. Поначалу ­команда ОТ Racing грешила на нестабильное топливо — биоэтанол Е85. Но на поверку дело оказалось в плохом контакте одного из датчиков, завязанных на работу многодроссельного впрыска
0 / 0

А на первых позициях в Е9 расположились прошлогодний чемпион Эстонии Герт Кяхр (Honda Civic образца 1993 года), Янар Тянак на своих супер-Жигулях и Алари Силласте на… Москвиче АЗЛК-2140! Правда, двигатель у него вазовский, задняя подвеска — на косых рычагах от BMW, а амортизаторы — Reiger с выносными бачками.

В этом сезоне у Алари Силласте был всего один сход, зато крайне обидный: на ралли Таллин эстонец по ошибке залил в бак своего Москвича не бензин, а солярку!

Ралли Западная Эстония стартовало всего через две недели, и времени на подготовку было в обрез. Хорошо, что новые двери, крылья и капот обошлись Климу на «разборке» всего в тысячу руб­лей, — завидуйте, владельцы раллийных иномарок!

Соперников прибавилось: за руль Жигулей вернулся чемпион Эстонии 2014 года в абсолюте Тимму Кырге, а Стевен Виило за восемь лет собаку съел в гонках на легкой заднеприводной «пушке» Toyota Starlet. Они и завоевали два первых места в нашем классе. А у нас «как будто разорвалась граната с неудачей», грустно шутил Клим. Сначала ослабло крепление кулисы коробки передач — и мы остались только с четвертой и пятой передачами. Затем лопнула возвратная пружина на тросике газа.

Но ближе к финишу нам удалось прорваться на четвертое место. А перед финальным спецучастком до Каспера Коосы на Хонде оставалось семь секунд — и девять километров безумно быстрой дороги. Это был, пожалуй, лучший спецучасток в нашей совместной гоночной жизни: мы привезли Коосе целых 15 секунд — и завоевали свой первый приз на гонках в соседском чемпионате!

Перед следующим ралли, Южная Эстония, Клим поставил новую «короткую» рулевую «рейку» от Фольксвагена — которая позволила лаконичнее работать баранкой там, где старый механизм от ижевской Оды требовал перехвата. На сложнейшей трехмерной трассе мы вновь заработали бронзу, пропустив вперед лишь экипажи Герта Кяхра и Стевена Виило. И — поднялись с третьего на второе место в нашем зачете Е9!

Восходящая звезда эстонского ралли, 17-летний Карл-Мартин Вольвер, пересел на новенькую Ладу Калину NFR, которую «заряжали» уже в Прибалтике. По скорости юниор был лучшим в нашем классе, а вот по надежности — худшим. Три гонки — три схода по технике!

На следующем ралли Таллин мы соскользнули в канаву, недооценив при прописке крутизну одного из поворотов, а потом загнули рулевую тягу и ось нижнего правого рычага при ударе о камень — однако все же финишировали четвертыми. А на самом длинном спец­участке сентябрьского ралли Тарту ошиб­лись на хитром трамплине. У эстонцев это место называется Pasamägi — в переводе на русский «Дерьмовая гора». Именно здесь Алексей Лукьянюк, лидируя в этом году на этапе чемпионата Европы, сошел из-за лопнувшей рулевой тяги. Первый проход был для нас удачным, а во второй мы решили прибавить — и... приземлились аккурат в земляной бруствер.

В том злополучном месте, где мы на ралли Тарту сошли из-за погнутых рулевых тяг, этому Газону повезло куда меньше: он перевернулся через крышу!
0 / 0

Но не только остались в чемпионате вторыми, а даже сохранили теоретические шансы на золото! Все должен был решить последний этап — ралли Сааремаа, которое проводится на одноименном острове в Балтийском море.

В чемпионате Эстонии с советских времен сохраняется зачет для грузовиков. Старички ГАЗ-51 весят всего две тонны, а с V-образными «восьмерками» от ГАЗ-53 они способны разгоняться до 150 км/ч! На фото — нынешние чемпионы Таави Ниинеметс и Эско Аллика

Эта гонка немного не дотянула до рекорда 2013 года, когда в городок Курессааре съехалось 148 экипажей. Однако и нынешние 130 машин — мечта любого организатора. К слову, недобор произошел в основном по вине россиян: если раньше нашей нормой на острове было два десятка дуэтов, то нынче приехали только шесть. Кризис! Зато в классе Е9 наблюдалась обратная картина: 23 экипажа, рекорд последних сезонов.

Всего в классе Е9 чемпионата Эстонии получили зачет 27 экипажей, девять из которых выступали на Жигулях. На фото — Майт Мяттик и Михкель Вахер, которых по пути к финишу на ралли Сааремаа не остановила ни авария, ни пробитые задние колеса

После ралли Тарту Климу удалось решить главную проблему Жигулей, беспокоившую нас еще с мая, — крепление поворотного кулака. Штатные спецболты, которые беспардонно вытягивались по ходу гонок, он заменил на более прочные увеличенного диаметра — и о люфте в рулевом управлении мы тут же забыли. Но чтобы завоевать серебро по итогам сезона, нам нужно было финишировать в Курессааре как можно ближе к Тойоте Стевена Виило и удержать за спиной Москвич Алари Силласте, отстававшего всего на одно очко. Со второй задачей мы благополучно справились, а вот чтобы решить первую, нужно было обгонять на финальном допе стартовавшего впереди Кермо Лауса на Ниссане.

В Эстонии наша стенограмма обогатилась минусами в числовых обозначениях поворотов, позволяющими более точно оценить их крутизну

Увы, промчать на все деньги культовый спецучасток Каугатума с его профилированными виражами нам по мокрому не удалось: жесткие шины Pirelli K4 во время дождя не работали совсем. В итоге Лаус так и остался впереди. Что означало для нас равное количество очков в чемпионате с экипажем Стевена и Якко Виило — и проигрыш им серебра по дополнительным показателям…

Подиум летнего ралли Южная Эстония удивительным образом совпал с итогами сезона в классе Е9. В центре — чемпионский экипаж Герта Кяхра и Яна Панталона, слева — «серебряные» братья Стевен и Якко Виило, справа — Клим Байков и ваш ­покорный слуга. А еще любопытно, что по ходу сезона в нашем 1600-кубовом зачете побеждало шесть разных экипажей!

Но третье место по итогам первого сезона в чемпионате Эстонии, который считается сильнейшим на постсоветском пространстве, — тоже неплохо. Гоночный сезон в Прибалтике обошелся примерно в 1,6 миллиона рублей. Однако выступать в России не намного дешевле — по крайней мере Климу, которому от Кирова до наших лучших трасс ехать те же две тысячи километров, что и до Эстонии.

Не хотим ли мы с Байковым поменять технику на более серьезную? «Нет, потому что Жигули — это концентрат гоночного удовольствия!», — отвечает на подобные вопросы мой пилот. И я с ним, пожалуй, согласен.

Рекомендованные статьи