Дизельный Tiguan. Запись №11: сажевый фильтр, парктроники, мороз и Финляндия

Фото: Юрий Ветров

Вероятно, это была неизбежность. Тысячи владельцев Фольксвагенов делают это — рано или поздно покупают разнообразные диагностические приборчики для считывания и сброса ошибок, контроля параметров и перекодировки. Поддался соблазну и я, пусть и с благой целью.

Вы же помните, осенью я обещал разобраться с ростом расхода топлива, в котором был заподозрен сажевый фильтр (DPF, Diesel Particle Filter), требующий все более и более частого прожига? Для наблюдения за его работой был приобретен простейший Bluetooth-адаптер ELM 327.

А на телефон я скачал приложение VAG DPF. Общий бюджет покупок (адаптер плюс платное приложение) не превысил полутора тысяч рублей.

VAG DPF, по сути, лишь играет роль индикатора, показывая те данные, которыми располагает бортовая электроника: температуру выхлопа, пробег и время с момента последнего прожига, а также количество сажи (в граммах и процентах от общей емкости) и золы в фильтре. Масса последней, кстати, в конечном итоге и определяет ресурс фильтра: зола не выжигается, только накапливается внутри.

Тем не менее даже по этим параметрам легко было вычислить нужные мне цифры и уловить главные закономерности.

Прежде всего, периодичность прожига зависит не столько от того, какой режим используется (Эко, обычный или спортивный), сколько от манеры обращения с педалью акселератора. Чем чаще и больше давишь на газ, тем больше впрыскивается топлива в цилиндры, тем выше температура выхлопных газов — и тем меньше сажи оседает в DPF. И никакой связи с оборотами! То есть принудительно раскручивать дизель, понижая передачи подрулевыми лепестками, нет никакого смысла.

Расчеты показали, что за цикл принудительного прожига фильтра дополнительно тратится примерно 0,14 л дизтоплива. В загородном режиме программная прочистка DPF требуется примерно раз в 300—400 км, а в городе — раз в 100—200 км. Иными словами, даже при самом неблагоприятном раскладе с очень плавным педалированием в «жестких» пробках расход мог увеличиться максимум на 0,14 л/100 км. Слезы. И смех.

Выходит, что, освоившись с дизелем и DSG, я просто с каждым месяцем езжу все динамичнее и динамичнее.

Волей случая мой Tiguan поучаствовал еще и в экспериментах с системами автоторможения в рамках разработки рейтинга RuNCAP.

Заезды по неподвижной мишени подтвердили результаты тестов Euro NCAP: на сухом асфальте Tiguan способен предотвратить столкновение на скорости до 50 км/ч. К слову, контакты с мягкой «целью» на большей скорости не оставили даже царапин на переднем бампере. Хотя морально я уже был готов переклеивать на нем защитную пленку: кто-то из соседей успел оставить небольшую потертость на его левом «ухе».

Я уже несколько раз имел возможность убедиться в пользе системы Front Assist. Причем не на полигоне, а в реальной жизни. Ложные срабатывания? У меня не было ни одного, хотя в Сети есть несколько видео, где Тигуаны сами тормозят ни с того ни с сего. Все из-за недоработок в программном обеспечении, которые устранили начиная с 2018 модельного года. Так что если у вас Tiguan постарше, рекомендую заехать к дилеру и обновить прошивку системы автоторможения.

Жаль, новое ПО не спасает от мерзкой реагентной грязи. Достаточно в снегопад или после него проехать километров 10—15, чтобы эмблему залепило слизью и находящийся за ней радар системы Front Assist сказал: «Все, я так больше не могу».

Откровенно говоря, уже хочется приладить для него дворник, подогрев и омыватель. Потому что без системы автоторможения и предупреждения о возможном столкновении я себя чувствую уже малек неуютно — как будто кто-то подушки безопасности отключил.

В остальном же Tiguan отлично подготовлен для заплывов по снежно-реагентному болоту.

Грязевая аэродинамика проработана на пять с плюсом: я еще ни разу не доставал тряпку для протирки зеркал и боковых стекол! Омыватели фар — вещь! Я искренне не понимаю, зачем отключать омыватели, а потом возиться с тряпкой. До -12 градусов по Цельсию фары остаются чистыми, ничего не засыхает, крышки фароомывателей не примерзают (я не экономлю на качественной омывайке). «Душ» камеры заднего вида тоже пока справляется с грязью на отлично. Веерные омыватели лобового стекла чудо как экономичны: за два дня и 600 км фактически непрерывного пользования омывателем (раз в две минуты точно приходилось дергать правый рычажок) потратил менее десяти литров жидкости. А за семилитровый бачок омывателя придумавший его конструктор Фольксвагена достоин памятника в России еще при жизни.

А вот тех, кто «пробил» решение о замене лобовых стекол AGC стеклами Fuyao, хочется, наоборот, подвергнуть экзекуции. Почему? Посмотрите на фото!

У стекол Fuyao по краям огромные необогреваемые зоны. И это бы не представляло особой проблемы, если бы именно в этом месте не «парковалась» водительская щетка в сервисном положении (поднимать и обстукивать дворники на Тигуане можно только в нем, в противном случае мешает капот). То есть, имея такую шикарную вещь, как мощный электрообогрев стекла (я забыл, как выглядит скребок!), ты все равно обречен на то, что левая (самая нужная!) щетка будет «полосить» и шкрябать, пока отопитель салона не прогреет весь «лобовик».

Это, кстати, еще один аргумент за то, чтобы потратиться на предпусковой подогреватель (на Tiguan ставится агрегат марки Webasto). Прочие плюсы? Загибайте пальцы!

1. Комфорт в салоне. Даже в 12-градусный мороз я не пользовался электроподогревами руля и сиденья.

2. Меньший износ двигателя, так как он предварительно уже частично прогрет и масло достигает рабочей температуры намного раньше.

3. Более легкий запуск холодного двигателя, что для дизеля особенно актуально. Но надо следить за состоянием аккумулятора: те, кто часто пользуется предпусковым подогревом, должны взять за правило периодически подзаряжать батарею.

Неоднозначная ситуация только с расходом топлива. Если пользоваться Webasto исключительно как догревателем (для автоматического включения этого режима должна стоять галка в соответствующем пункте меню), то будет небольшая экономия (в городском режиме около 0,3 л/100 км). Просто потому, что аппетит у холодного дизеля намного выше, чем у прогретого. Настолько, что разница превышает расход догревателя.

А вот если использовать Webasto по прямому назначению, включая предпусковой подогрев минут за 20 до выезда, то про экономию топлива можете забыть. «Котел» расходует примерно 0,7 л в час в режиме максимальной мощности, и при коротких городских поездках 20-минутные предварительные разогревы запросто поднимут фактический аппетит до 12—13 л/100 км. Хотя борткомпьютер будет показывать оптимистичные 8—9 л/100 км, ибо у Тигуана он подсчитывает расход топлива только при запущенном двигателе.

У меня, например, на 14-километровом маршруте «редакция — дом» фактический расход сейчас составляет 9,9 л/100 км. Но я использую хитрость — нанокартонку, прикрывающую нижнюю часть радиатора. Она не только способствует более быстрому прогреву и меньшему выстуживанию дизеля набегающим потоком морозного воздуха, но и защищает значительный сектор радиатора от агрессивной реагентной слизи.

Возможности перегрева я не опасаюсь: езда на 130 км/ч при околонулевой температуре показала, что с охлаждением при высокой нагрузке полный порядок. Кстати, Volkswagen раньше предлагал для первого Тигуана пластиковую зимнюю заглушку на решетку в бампере. Так что ждем, когда немцы сподобятся сделать фирменную деталь и для нового поколения.

А еще я ожидаю разрешения проблемы с парктрониками. Да-да, Tiguan наконец-то «сломался»!

Причем проблема массовая. И она обострилась, когда с середины 2018 года вместо двух пищалок парктроников (спереди и сзади) стали устанавливать только один зуммер. Дилеры разводят руками: «Ждем от Фольксвагена обновления программного обеспечения». А в российском офисе Volkswagen лишь подтверждают, что тестирование новой прошивки еще не завершено, и покуда рекомендуют дилерам отключать динамики парктроников!

Что ж, если через пару лет проблему не устранят, можно будет как минимум вернуть деньги. Или обменять Tiguan на новый такой же. Ведь я покупал машину с самопарковщиком и парктрониками «по кругу». А раз дилер не может заставить их работать корректно, это тянет на «неустранимую неисправность» — и, согласно закону «О защите прав потребителей», я могу обменять негодный товар на аналогичный новый!

Разумеется, я пока не стану этого делать. Тем паче что, за исключением недочета с парктрониками, дизельный Tiguan с Webasto особенно хорош зимой.

Лишний раз я в этом убедился на новых участках платной трассы М11 от Москвы до Питера: по доброй традиции Новый год я буду встречать в Финляндии.

М11 — это не просто полупустая дорога с шикарным покрытием. И не просто скорость: так быстро я еще не доезжал до Питера со студенческих времен. Главное, что благодаря М11 поменялось восприятие дороги из Москвы в Финляндию. Вереницы фур, ямы, засады гаишников и вечный хаос придорожной торговли — все это для меня просто перестало существовать. В точности по Пелевину: объект наблюдения дематериализуется, как только исчезает из фокуса внимания наблюдателя.

Ну и конечно, безопасность. Глаза ночью отдыхают: на всем протяжении от Торжка до Новгорода отличное искусственное освещение (даже при том, что процентов пять фонарей уже не работают). Нет безумных обгонов и бесконечных разгонов-торможений. И прочный отбойник-заступник, надежно уберегающий от «гастелло» со встречной полосы.

Словом, я ничуть не жалею, что заплатил 660 рублей за 300 с лишним километров быстрой и безопасной дороги. По тем же причинам я легко отдал и 500 рублей за проезд по питерскому ЗСД (Западному скоростному диаметру). Единственное, чего не хватает этим скоростным трассам, — сервисной инфраструктуры. И если отсутствие цивилизованных заправок меня не особо беспокоит (запас хода даже в режиме «газ в пол» у дизельного Тигуана более 600 км), то напряженка с кафе и теплыми туалетами порой ставит в тупик. Учитывайте оба фактора при планировании путешествия!

Очереди на границе с Финляндией? Здесь все как обычно: раз на раз не приходится. Мне тоже казалось, что в Светогорске на этот раз машин больше обычного и я потеряю минимум пару часов. Но пограничники, причем как наши, так и финские, были на редкость оперативны — и на все про все ушло лишь 40 минут.

Увидимся в новом году на финских закрученных дорожках!

С наступающим!

Минутка рекламы.

Я не стал дожидаться следующего ТО, а еще осенью обменял 3230 бонусных баллов из более чем четырех тысяч, накопленных по карте Tinkoff Drive. Отданные летом дилеру Фольксвагена 3230 рублей за техобслуживание и запчасти вернулись в мой кошелек. То есть, с одной стороны, можно считать, что первое ТО благодаря карте Tinkoff Drive было бесплатным. Либо, что тоже приятно, обслуживание карты (190 рублей в месяц) стало безвозмездным на 17 месяцев вперед. А бонусные баллы между тем продолжают «капать»…

Тем паче что теперь за пользование услугами «Автодор — платные дороги» при оплате через мобильное приложение или в личном кабинете онлайн-банка можно получить дополнительные 5% скидки баллами. Пусть и небольшой, но приятный бонус. И еще аргумент в пользу того, чтобы быстро и одновременно безопасно прокатиться по платным участкам трассы М11.

Кстати, с 18 декабря банк Тинькофф изменил условия программы лояльности. Кэшбек при определенных условиях стал еще выгоднее! Почему? Отменяется десятитысячный лимит для покупок на АЗС. Иными словами, когда вы тратите в дальней дороге на топливо, омывайку, перекус и так далее более десяти тысяч рублей — мой случай! — начисление баллов отныне не прекращается. Например, по прежним условиям уже после второй заправки в Финляндии я бы не получил ни копейки кэшбека: при цене дизтоплива около полутора евро за литр и нынешнем курсе 80 рублей за евро, чтобы выбрать лимит, достаточно залить 83 литра солярки. А по новым правилам — сколько угодно!

Единственное условие: нужно оплачивать с карты Tinkoff Drive и «обычные» покупки — в супермаркетах, кафе и так далее. Кэшбек там ниже (один процент, а не десять, как на АЗС), но все равно получается выгодно. Тем более что каждый «обычный» бонусный балл дает возможность начисления пяти АЗС-баллов.

Я уже задумался о том, что неплохо бы заменить свою нынешнюю зарплатную карту другого банка аналогичной от Тинькофф. Ну или можно сдать дебетовую Tinkoff Drive и взять аналогичную кредитную.

Если вы решитесь на такое раньше меня, то вот вам лайфхак. Сейчас у банка Тинькофф можно получить кредитку с бесплатным годом обслуживания (или три месяца для дебетовой карты). Можно сказать, бесплатный тест-драйв карты. Попробуйте! 

Рекомендованные статьи