Где пик новых горников BRP? Мы искали ответ в Шерегеше и на Камчатке

Фото: Дмитрий Гальчун | Никита Колобанов

Весной я рассказал о том, как на склонах Шерегеша знакомился с утилитарными снегоходами компании BRP из коллекции 2020 года. А теперь пришла очередь горных моделей и обновленного кроссовера — Lynx Xterrain RE 3900 850 E-TEC. Причем мне удалось поездить на них как в Сибири, так и на Камчатке.

Линейка профессионалов по отвесным скалам пополнилась узкоспециализированным снарядом — Ski-Doo Summit X Expert. В основе та же платформа REV 4, но тоннель стал короче — на 110 мм для «154-й» гусеницы и на 113 мм для ­«165-го» трака. Это привело и к изменению конструкции брызговика — теперь вместо традиционной лопаты сзади торчит игривый хвост-бикини, чтобы уменьшить сопротивление снега. Плюс более жесткие амортизаторы, дистанционная регулировка высоты подъема лыж и облегченные опоры, увеличенные до 76 мм грунтозацепы и уменьшенная высота проставки руля с переменным сечением. Если предшественник Summit X был и без того легок, то Summit X Expert скинул еще 2,3 кг — около 200 кг сухой массы. Как у литровых спортбайков!

Ski-Doo Summit X Expert 154 850 E-TEC

И подвеска: амортизаторы HPG Plus с покрытием штока Kashima, сзади стойка KYB Pro с компенсационным резервуаром. Двигатель — прежний 850-кубовый двухтактник со «скорбными» 165 л.с. отдачи, но вариатор pDrive, согласно данным производителя, стал на 30% отзывчивее и на 1,6 кг легче.

Приборная панель у горника не главное, но необходимый минимум информации здесь есть. В бардачке над приборной панелью помещаются кроссовые очки, вдобавок туда попадает теплый воздух

Все не зря! Меньшее сопротивление снега чувствуешь немедленно. И заниженное сиденье, и меньшая масса — на относительно плоском бездорожье Summit X Expert напоминал мне кроссовый мотоцикл. Пусть тяжелый, но все-таки мотоцикл! И почти никакого «мыла» в трансмиссии — по ощущениям вариатор если и не похож на «чистую механику», то приближен к ней максимально. Развороты, прыжки, филигранное вождение на самых сложных и занесенных склонах, езда «на пятке» — вот стихия этой машины. Все ее возможности способен раскрыть только очень опытный драйвер.

Вариант с длинным, 165-дюймовым траком предсказуемо оказался менее вертким и не столь легким на перекладках. Однако с подобной гусеницей можно «запиливаться» на такие ирреально крутые склоны, что на это даже смотреть со стороны страшно. Но суровые профессионалы буднично заезжают в небо на этих монстрах, что в очередной раз заставляет жалеть о катастрофически ничтожном собственном снегоходном опыте.

Lynx Boondocker DS 3900 850 E-TEC

Оценить Lynx Boondocker DS 3900 850 E-TEC мне было бы проще — но глубокого снега в этот раз в Шерегеше не нашлось: на склонах исключительно «бетон», то есть плотный, слежавшийся снег. Такое покрытие скорее удел кроссоверов, а Boondocker создан для того, чтобы прокладывать собственные маршруты по пухляку. Злая 850-кубовая двухтактная «двойка» — настоящий остров адреналинового счастья, причем полностью переписанная топливная карта подчеркнула низы и вкусную середину, двигатель стал точнее реагировать на работу газом. Алюминиевая рама тоннельного типа Radien DS — и простая и надежная подвеска PPS² DS+. По сравнению с классическим шасси PPS² масса снижена на 1,6 кг, конструкция лишилась поперечной тяги крепления амортизаторов к тоннелю, а угол атаки гусеницы стал более пологим, чтобы снегоход легче всплывал на пухляке.

На десерт у меня оказался Lynx Xterrain RE 3900 850 E-TEC — универсальный солдат с управляемостью горного снегохода и возможностями модели Boondocker в глубоком снегу. Во всяком случае, именно таким его хотели бы видеть оптимистичные маркетологи компании. Платформа Radien (или Radien-X для версии Xterrain RE 3700 Turbo) предполагает применение трех вариантов двигателя. Помимо 850-кубовой двухтактной «двойки», может быть рядная двухтактная шестисотка Rotax 600 E-TEC (к слову, практически не пользующаяся популярностью у соотечественников) или рядная турбированная четырехтактная «тройка» Rotax 900 ACE Turbo. Последняя знакома нам по модели Ski-Doo Renegade X-RS 900 ACE Turbo. А еще можно заказать опционное пассажирское сиденье, причем со спинкой, подогревом и ручками. Стартер может быть как ручным, так и электрическим. А системы Shot с конденсатором и запуском от магнето, как у облегченных горников, не предусмотрено — здравствуйте, старый тяжелый электростартер и полноценная аккумуляторная батарея. Зато в случае с подвеской Xterrain никаких попыток сэкономить нет: спереди KYB с компенсационными резервуарами, регулировкой быстрого и медленного сжатия, отбоя, преднатяга, центральный и задний амортизаторы также Kayaba. Гусеница бегает в шасси финского снегоходного гонщика Паули Пиппола — PPS², но только без приставки DS, как у модели Boondocker DS 3900, то есть не для глубокого снега. Однако для наших условий импортеры завозят варианты с увеличенным грунтозацепом — 64 мм против обычного 51 мм. Это логично: специально созданных укатанных снегоходных трасс у нас нет, а вот глубокого снега предостаточно.

Lynx Xterrain RE 3900 850 E-TEC

Под мои скромные навыки Lynx Xterrain RE прекрасно подошел: да, он тяжелее узкоспециализированных горных собратьев, но заметно комфортнее, не столь резок при разгонах с полностью прижатым курком газа, инертнее на перекладках, но без тяжести жирных утилитарников или «туристов». Очень гармоничный вариант, причем можно нарядить его двухместным «туристом» или отстегнуть у него все лишнее, используя для ­разучивания трюков на небольших склонах. Жаль, что зима в столичном регионе последние лет пятнадцать столь невнятная и для такой техники совершенно не находится дела. Но в нашей бесконечной стране снега достаточно — более того, вопреки тренду с мотоциклами, Москва и область играют отнюдь не ключевую роль в продаже техники BRP.

Цены? Ski-Doo Summit X Expert 154 850 E-TEC сейчас оценивается в 1 млн 561 тысячу рублей, вариант со «165-й» гусеницей стоит 1 млн 622 тысячи, ценник на Lynx Boondocker DS 3900 850 E-TEC начинается с 1 млн 519 тысяч, а за Lynx Xterrain RE 3900 850 E-TEC попросят 1 млн 560 тысяч рублей. Причем прайс-лист почти не изменился с начала года. 

Паспортные данные 
Снегоходы Ski-Doo Summit X Expert
154/165 850 E-TEC
Lynx Boondocker
DS 3900 850 E-TEC
Lynx Xterrain RE
3900 850 E-TEC
Размеры, мм
длина 3227/3360* 3210 3260
ширина 1080—1100 1105—1180 1105—1180
высота 1292 1330 1230
колея лыж (регулируемая) 910—950 900—942 976—1017
Рама алюминиевая, тоннельного типа алюминиевая, тоннельного типа алюминиевая, тоннельного типа
Сухая масса, кг 200/203* 209 243
Двигатель двухтактный двухтактный двухтактный
Число и расположение цилиндров 2, рядное  2, рядное  2, рядное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,0/80,4 82,0/80,4 82,0/80,4
Степень сжатия 12,3:1 12,3:1 12,3:1
Рабочий объем, см³ 849 849 849
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 165/121,3/7900 165/121,3/7900 165/123,1/7900
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин н.д.** н.д. н.д.
Трансмиссия бесступенчатый вариатор бесступенчатый вариатор бесступенчатый вариатор
Длина/ширина/высота гусеницы, мм 3912/406/76,2 3912/400/76 3923/406/64
Передняя подвеска A-образные рычаги,
амортизаторы HPG Plus с регулировкой
сжатия/преднатяга и компенсационным резервуаром
A-образные рычаги, амортизаторы KYB 36 с регулировкой сжатия/преднатяга A-образные рычаги, амортизаторы KYB 40 с регулировкой сжатия/преднатяга, отбоя и компенсационным резервуаром
Подвеска гусеницы центральный амортизатор HPG Plus с регулировкой сжатия/преднатяга, задний амортизатор KYB Pro 36 с регулировкой сжатия/преднатяга и компенсационным резервуаром центральный амортизатор KYB 36 с регулировкой преднатяга, задний амортизатор KYB 36 с регулировкой преднатяга  центральный амортизатор KYB 46 с регулировкой сжатия/преднатяга, задний амортизатор KYB 46 с егулировкой преднатяга
Ход подвески передней/задней, мм 215/239                                                                                                                215/390 215/390
Тормозной механизм гидравлический, однопоршневой суппорт Brembo с вентилируемым диском, стояночный тормоз
Емкость топливного бака, л 36 37 37
Емкость масляного бака, л 3,4 3,4 3,4
Топливо бензин АИ-95—98 бензин АИ-95—98 бензин АИ-95—98
* В зависимости от модификации
** Н.д. — нет данных

Рекомендованные статьи