Будущее сегодня: утилитарная линейка снегоходов BRP 2020 модельного года в Шерегеше — что нового?

Фото: Никита Колобанов

Снег в апреле? Но в Шерегеше сезон может длиться и дольше, а главное — именно на этих горных склонах в 4000 км от Москвы я только что протестировал утилитарники компании BRP модельной линейки 2020 года. Готовь сани летом, а снегоходы весной!

Что изменили канадцы и их финские коллеги? Если не считать незыблемый, как постулаты Маркса и Энгельса, Ski-Doo Skandic WT 550F, то практически вся утилитарная линейка изрядно взбодрена «по железу». Цель, как всегда, благая — выше, лучше, сильнее, краше…

У модели Lynx Commander теперь сзади работает подвеска Easy Ride, а «хребет» — платформа Radien-X: по сути, это чуть удлиненная вариация рамы всей горной серии Lynx. На нашем рынке Commander будет представлен в трех ипостасях. Базовая модель с одноместным сиденьем и тремя двигателями — двухтактным мотором 600R E-TEC либо с четырехтактными 900 ACE/900 ACE TURBO. Еще есть вариант с двухместным сиденьем LTD и таким же набором двигателей, но без турбированной версии и шикарный вариант снежного лайнера — Commander LTD Grand Tourer 900 ACE с турбированной или обычной версией четырехтактного мотора.

Lynx Commander GT

По сравнению с предыдущей «тележкой» REV-XU рама стала легче на шесть килограммов, а общая ширина уменьшилась на 37 мм — это должно дать дивиденды в виде более точного управления в глубоком снегу. Улучшилась ветрозащита, а у «жирной» модификации GT конструкция передней подвески не на изогнутых А-образных рычагах, а на прямых. Причем именно у GT теперь есть стабилизатор поперечной устойчивости, а рулевое управление — трапеция. Да здравствует управляемость!

За раздачу ньютон-метров отвечает новая двухступенчатая коробка Easy Shift — она тише (от 8 до 10 дБ во всем диапазоне оборотов), а доступ к потрохам облегчен для более быстрого изменения передаточных чисел. Аналоговая приборка постепенно сдает свои позиции: Commander LTD и GT теперь имеют цифровую панель шириной 180 мм, а «обычному» Коммандеру положено 110 мм. Встроенной навигации пока нет, но в следующем году она может появиться. Изменения коснулись и гусеницы — теперь это Silent Cobra с более мягким составом резины в местах установки роликов.

Как все это работает на практике? В горник Commander GT не превратился: маневры на склонах Шерегеша, особенно на мокром снегу, требуют определенных усилий. Но на равнине единственной сложностью будет придумать маршрут. Тем более что запас хода с бензобаком емкостью 41 литр и скромным (по снегоходным меркам) расходом топлива до 12,1 л/100 км (для двигателей 900 ACE TURBO) будет немаленьким.

• Новая двухступенчатая коробка Easy Shift компактна и тиха, как блудница на исповеди, усилия на рычаге на фоне предшественницы практически отсутствуют
• Commander GT имеет не А-образные, а прямые нижние рычаги подвески. Колея здесь шире, чем у «младших» версий (1080 мм против 996 мм).

Новая коробка и впрямь не шумит, а для выбора режимов теперь не требуется никаких усилий. Турбированная 150-сильная «тройка», разумеется, не злой 850-кубовый двухтактник, но потенциала достаточно даже для буксировки полутонного груза. А динамика такая, что неопытный райдер обязательно соберет все возможные препятствия даже в 100 метрах впереди, если бездумно утопит курок газа. Да, конечно, акселератор электронный и с тремя режимами работы мотора — причем режим Eco настолько вальяжен и спокоен, что впору задуматься об установке круиз-контроля и массажных кресел. Однако в Спорте можно схватить изрядную долю эндорфинов: в руках матерых профессионалов эти «туристы», похоже, способны заехать даже на Марс.

Но настоящая революция, разрыв шаблонов и стандартов — это Ski-Doo Expedition Xtreme.

Ski-Doo Expedition Xtreme

Основа всей линейки Ski-Doo Expedition — платформа Gen4 под широкую гусеницу Wide Track (500 мм). Здесь тоже не обошлось без фитнеса: минус 13,6 кг на фоне скелета ­REV-XU образца 2019 модельного года и липосакция по бокам — суммарно на 43 мм. На вершине пищевой цепочки модель Ski-Doo Expedition SE с мотором 900 AСE TURBO и... задней пневмоподвеской! Вторая по ранжиру модель — LE с этим же двигателем, но без турбины. А ядерная боеголовка в мире «утилей» — это Ski-Doo Expedition Xtreme с двухтактным мотором 850 E-TEC. Да-да, все верно, этот же двигатель установлен на горниках Ski-Doo Summit.

Коробка Easy Shift рекрутирована и в это семейство. И что самое любопытное, 850-кубовый двухтактный Xtreme также оснащен двухступенчатой раздаткой с понижайкой! Необычный симбиоз вроде бы взаимоисключающих решений. По ощущениям это фактически горник Ski-Doo Summit, но с широкой гусеницей. Только представьте, что больше не существует никаких ограничений: хотите — можете «пилить» склоны или бундочить на черных трассах. Или исполнять «пятку» — так в мире снегоходов называется wheelie. А можно и наоборот — поставить опциональное двухместное сиденье и кофр, накинуть прицеп и отправиться в экспедицию. Да, двухтактник здесь вибронагруженный и злой, причем никаких электронных режимов работы двигателя — с курком газа по-любому нужно обращаться с должным пиететом. Штатное ветровое стекло скорее лишь отправная точка в мир аксессуаров BRP. Но, черт побери, какой широчайший спектр возможностей!

Ездить по-другому Ski-Doo Expedition Xtreme мне просто не позволил: этот снегоход постоянно провоцирует!

А как легко Xtreme перекладывается и меняет траектории! Пожалуй, это первый снегоход, который мне действительно захотелось купить.

• Ski-Doo Expedition SE
Несмотря на размеры, Expedition SE неплохо укладывается на бок, легко может идти в траверсе — и без потери комфорта

Старшая модель SE после этого стала этакой релаксирующей передвижной спа-станцией. Высокое сиденье минимизировало сгиб коленей и нагрузки на ноги, регулируемый по углу наклона руль позволил тонко настроить его под мою кривую посадку, ветровое стекло с Останкинскую телебашню закрывало меня с головой, пневмоподвеска с дистанционной регулировкой позволяла вполне сносно двигаться даже по гребенке ратраков с достойными для таких условий 60—70 км/ч. А жаловаться на недостаток мощности 150-сильной турбированной «тройки» не придет в голову даже адепту 200-сильных спортбайков: поверьте, ее там достаточно. Разумеется, на склонах или в лесу управлять этой махиной непросто, но каково же было мое удивление, когда на просьбу фотографа «а ну-ка, прыгни здесь» я вместо позорного фиаско легко выполнил поставленную задачу. А приземлился без пробоя подвески.

Эх, жаль, что у нас не Канада или Финляндия, где снегоходные дороги простираются на десятки тысяч километров…

На десерт я оставил так полюбившийся мне еще с прошлой презентации Lynx 49 Ranger. Главное изменение — отправленная в небытие подвеска PPS²: здесь теперь тоже трудится Easy Ride со всеми вытекающими особенностями в виде «пятки по требованию» и возможности ее зафиксировать, если этого требуют условия эксплуатации или ваш стиль езды. Бенефит — меньшие неподрессоренные массы, общее облегчение на 6 кг и более точная управляемость. Как обычно, гамма моделей представлена тремя вариантами: Lynx 49 Ranger 600 ACE, Lynx 49 Ranger PRO и Lynx 49 Ranger ST.

Я сел на самую интересную для меня модификацию Lynx 49 Ranger ST с двигателем 900 ACE. Еще в прошлом году этому утилитарнику прописали скелет Radien-X пирамидальной конструкции, чуть подросший остов горников Lynx под размеры универсальной машины. Я по-прежнему считаю, что причислять «49-й» к классу «утилей» некорректно: нет здесь печали ­каждодневной рутинной работы, а версию двигателя Rotax ACE с отдачей 95 л.с. вряд ли можно назвать скучной. Вдобавок новая подвеска Easy Ride заметно улучшила управляемость снегохода — надо отметить, и до этого не страдавшего излишней валкостью или неуклюжестью. Комфорта здесь почти столько же, сколько и у левиафанов вроде «больших» Коммандеров. Настоящая универсальная машина, которая до весны этого года казалась мне почти идеальной. Пока в BRP не выкатили Ski-Doo Expedition Xtreme…

Lynx 49 Ranger ST

Остается констатировать, что цена приобщения к канадско-финским снегоходным ценностям, в зависимости от модификаций, от 1,3 млн до 1,7 млн рублей. В принципе, средняя планка в мире мощных мотоциклов. Но столь тонкой подстройки под конкретного клиента и такого количества модификаций вы точно не встретите ни у одного мотопроизводителя. Тем есть к чему стремиться!

Паспортные данные
Снегоходы Lynx Commander 600R E-TEC/LTD 900 ACE/GT 900 ACE TURBO Ski-Doo Expedition Xtreme/LE 900 ACE/SE 900 ACE TURBO Lynx 49 Ranger 600 ACE/PRO 900 ACE/ST
Размеры, мм
длина 3250 3336 3370/3540/ 3540
ширина 1180/1180/1265 1140—1180 1180
высота 1490 1341/1405/1405 1490
колея лыж (по центру) 996 (+/–21мм)/996 (+/–21мм)/1080 975—1020 996 (+/–21 мм)
Рама алюминиевая, пирамидального типа алюминиевая, пирамидального типа алюминиевая, пирамидального типа
Сухая масса, кг 269/280/н.д.* н.д./288/315 296/н.д./н.д.
Двигатель двухцилиндровый, двухтактный/трехцилиндровый, четырехтактный/ трехцилиндровый, четырехтактный двухцилиндровый, двухтактный/трехцилиндровый, четырехтактный/трехцилиндровый, четырехтактный двухцилиндровый, четырехтактный/трехцилиндровый, четырехтактный/трехцилиндровый, четырехтактный
Число и расположение цилиндров 2, рядное/3, рядное/3, рядное  2, рядное/3, рядное/3, рядное 2, рядное/3, рядное/3, рядное
Диаметр цилиндра (ход поршня), мм 72,3 (73,0)/74,0 (69,7)/74,0 (69,7) 82,0 (80,4)/74,0 (69,7)/74,0 (69,7) 74,0 (69,7)/74,0 (69,7)/74,0 (69,7)
Степень сжатия 12,5:1/9,0:1/9,0:1 12,5,0:1/9,0:1/9,0:1 9,0:1/9,0:1/9,0:1
Рабочий объем, см³ 599,4/899,0/899,0 849,0/899,0/899,0 600/899,0/899,0
Число клапанов –/12/12 –/12/12 08.12.12
Макс. мощность, л.с. (кВт/об/мин) 125 (99,1/8100)/95 (69,8/7250)/150 (110,3/7750) 165 (121,3/7900)/95,0 (69,8/7250)/150 (110,3/7750) 60 (44/7250)/95 (69,8/7250)/95 (69,8/7250)
Трансмиссия вариаторная, задний ход реверсом двигателя/вариаторная двухступенчатая коробка передач с задним ходом/вариаторная, двухступенчатая коробка передач с задним ходом вариаторная, задний ход реверсом двигателя/вариаторная, двухступенчатая коробка передач с задним ходом/вариаторная, двухступенчатая коробка передач с задним ходом вариаторная, двухступенчатая коробка передач с задним ходом
Гусеница, (длина-ширина-высота), мм 3923-500-44/3923-500-44/3923-500-38 3923-500-45,7/3923-500-38,1/3923-500-38,1 3923-406-39/4141-406-59/4141-406-39
Передняя подвеска A-образные рычаги, амортизаторы HPG 36/A-образные рычаги, амортизаторы HPG Plus/сдвоенные рычаги, амортизаторы HPG Plus сдвоенные рычаги, амортизаторы HPG Plus  А-образные рычаги, амортизаторы HPG 36
Подвеска гусеницы центральный амортизатор HPG 36, задний амортизатор HPG 36 центральный амортизатор HPG Plus, задний KYB Pro 36/центральный амортизатор HPG, задний амортизатор HPG/центральный амортизатор HPG, задний амортизатор ACS (Air Control Suspention) — пневматический, с дистанционным управлением центральный амортизатор HPG 25, задний амортизатор HPG 36, центральный амортизатор HPG 36, задний амортизатор HPG 36
Тормозной механизм гидравлический, двухпоршневой суппорт Brembo с вентилируемым диском, стояночный тормоз
Емкость топливного бака, л 41 42/42/42 37/37/37
Емкость масляного бака, л 3,4 3,4/3,3/3,3
Топливо бензин АИ-95—98 бензин АИ-95—98 бензин АИ-95—98
* Н.д. — нет данных

Рекомендованные статьи