Сорокин и кроссовер SWM G05 Pro в гусиной столице России
Для третьей кулинарно-краеведческой поездки я выбрал семиместный кроссовер SWM G05 Pro и провинциальный город Кологрив, что в Костромской области. Первый вышел на российский рынок совсем недавно и пока в диковинку для наших покупателей. А вот второй широко известен как «гусиная столица России». Я как раз подгадал поездку под традиционное весеннее нашествие этих диких птиц.
Может, то, что я ждал, уже началось,
И я кружусь в фантастическом танце.
Я почти итальянец...
Эдмунд Шклярский, группа Пикник
Каких только баек про город Кологрив не рассказывают в интернете! Дескать, дыра дырой, глухомань и провинциальщина. Транспортный тупик с дорогами типа «смерть подвеске». И дремучая тайга вокруг. Собираясь в путь, я готовился к спартанскому трофи-рейду и, чтобы не бегать по местным сельпо в поисках продуктов, повез их из Москвы. Те 700 км, которые отделяют Кологрив от столицы, можно преодолеть разными путями. Я выбрал самый быстрый вариант, проложив маршрут по платной трассе М12, — и, похоже, не прогадал. Шикарная и совершенно пустая скоростная дорога довела нас до Владимира всего за два часа и 1483 рубля. Потом мы взяли курс на Иваново и Кострому, далее на Кинешму — а там уже рукой подать до Кологрива.
Останавливаясь на заправках, я ловил сторонние взгляды и понимал интерес людей: в этом глубоком зеленом цвете кроссовер SWM G05 Pro — красавчик. Такие оттенки редко встречаются не только у китайских автомобилей. И конечно же, спрашивали про итальянские флаги на передних крыльях. Приходилось рассказывать, что в своей прошлой жизни компания SWM была итальянской (Sironi Vergani Vimercate Milano) и вдобавок мотоциклетной! Производство располагалось недалеко от Милана, где c 1971 года собирали легкие эндуро и кроссовые байки с немецкими моторами Sachs.
Итальянские флаги на крыльях указывают на происхождение марки SWM
Однако из-за финансовых и логистических проблем выпуск мотоциклов пришлось остановить в 1984 году. Спустя тридцать лет забытую марку возродили китайцы: компания Shineray возобновила производство мотоциклов в Италии, а для названия SWM была придумана расшифровка на английский манер — Speedy Working Motors. Параллельно китайцы спланировали и выход на автомобильный рынок. Первый кроссовер марки SWM появился в 2016 году — его разрабатывали в сотрудничестве с компанией Brilliance.
Наш паркетник SWM G05 Pro дебютировал в 2021-м и представляет собой глубоко модернизированную версию того самого первенца. Сборку машин для российского рынка ведет калининградский Автотор. Такой кроссовер стоит 2,6 млн рублей, и на сегодняшний день это самый доступный семиместный автомобиль на нашем рынке, ведь у возрожденного Ларгуса версий с третьим рядом сидений пока нет.
Первые впечатления от комфорта в салоне оказались смазанными из-за климат-контроля, который очень странно отрабатывал заданную температуру и угрожал тепловым ударом. На дисплее 17 градусов, а вентилятор упорно гнал из дефлекторов горячий воздух! Чтобы заставить машину хоть как-то охладить салон, температуру приходилось выставлять на минимум, а скорость вентилятора — регулировать вручную. И управление системой так себе: выключатель вентилятора расположен рядом с кнопкой «аварийки», и я периодически их путал, убирая и без того слабый ветродуй.
Место водителя не назвать удачным. Валики на подушке сиденья давят так, словно сидишь на бочке без крышки — с провалом посередине. Указатели температуры и уровня топлива в виртуальной комбинации приборов перекрываются ободом руля, и исправить это невозможно, потому что у рулевой колонки малый диапазон регулировки по высоте, а вылет не изменяется вовсе. Кнопки на спицах руля мелкие и неудобные. А у экрана медиасистемы плохая цветопередача и откровенно старая программная оболочка со странным интерфейсом. При ярком дневном свете дисплей становится похожим на «Черный квадрат» Малевича, на котором вообще нельзя ничего рассмотреть. Чувствительность радиоприемника тоже могла бы быть повыше: за пятьдесят километров от города музыка уже превращалась в белый шум.
Зато под правой рукой водителя — эргономическая лаконичность: здесь расположена только шайба управления коробкой передач и кнопка настройки режимов силового агрегата. Вращающийся селектор отличается хорошей тактильностью и наличием упоров в крайних положениях, что позволяет управлять трансмиссией вслепую. Когда надо быстро развернуться в узком месте, это очень важно!
А вот «переключалка» — отличная! С хорошим тактильным откликом и упорами в крайних положениях «шайбы»
Набор агрегатов у SWM G05 Pro по-китайски стандартный: бензиновый турбомотор 1.5 и семиступенчатый «робот». У двигателя с индексом SWD15T есть несколько вариантов форсировки, и на G05 Pro устанавливается не самая мощная версия: 139 л.с. и 212 Нм. В Китае есть еще и двухлитровый атмосферник, который агрегатируется с шестиступенчатой «механикой», но привод в любом случае только передний.
На пластиковом кожухе двигателя красуется надпись: From Italy. Хотя сам мотор китайский
Разгонная динамика соответствует отдаче, и для спокойной езды я признаю ее удовлетворительной. Только аккуратнее с обгонами! Ибо предельные возможности силового агрегата скромны. Но и аппетит соответствующий: если ехать спокойно, то SWM G05 Pro легко укладывается на трассе в 8,5 л/100 км. А быстро ехать на этой машине и не хочется, потому что на высокой скорости по полу, подушке сиденья и педалям гуляют неприятные вибрации.
Проход на третий ряд через правую заднюю дверь оборудован полуавтоматическим «шлагбаумом». Если потянуть за ручку на сиденье второго ряда, то его спинка сложится — и вся секция кресла под действием пружины опрокинется вперед, открыв путь на галерку. Очень удобно, дети будут в восторге! Посадка на третьем ряду не без комфорта: места хватает даже взрослому, на потолке имеются дефлекторы системы вентиляции, а в пластиковых кожухах крыльев сделаны подстаканники и кармашки. Единственная несуразность — регулировка наклона спинок, изменить которую можно только со стороны багажника.
Спинки сидений второго и третьего рядов складываются ровно, без ступенек. Так что в салоне SWM G05 Pro можно организовать полноценные спальные места
Признаюсь, что по пути в Кологрив я с тревогой ждал, когда же начнутся обещанные дорожные ужасы, но так и не дождался. Даже после города Мантурово, который называют последним оплотом цивилизации, сохранялся вполне сносный асфальт, по которому мы и въехали в Кологрив. Помню, как я смеялся, увидев, что весь местный автопарк состоит сплошь из УАЗов и Нив, но прозрение наступило быстро. Переехав на другой берег реки Унжи, мы оказались в натуральном дорожном аду — на узкой, разбитой лесовозами грунтовке посреди настоящей тайги!
По сторонам глазеть не хотелось, поскольку, кроме непролазных дебрей с вековыми деревьями, не видно было ничего. И приходилось внимательно смотреть вперед, чтобы выбирать траекторию, потому что подвеска китайского кроссовера оказалась слишком «итальянской». Сносно она работает только на крупных неровностях и на пологой волне, а вот мелкий грейдер, камни и острые пики вводят шасси в состояние резонансного тремора с соответствующим вибрационным сопровожде-де-де-де-нием. Долго так ехать было невыносимо.
Заезжая на этот мост, я сильно сомневался, что он выдержит наш автомобиль: настил казался ветхим. Проскочили!
И какое же счастье, что на лесовозных грунтовках нас не накрыло дождем! Ведь даже посуху в некоторые локации вокруг Кологрива приходилось пробираться на пределе переднеприводной проходимости. Хорошо, что геометрия G05 Pro позволяла переезжать поперек глубокие колеи, спускаться с дорожного полотна в кювет и выпрыгивать обратно. В противном случае мы бы так и не увидели гигантскую, самую старую сосну Костромской области. А курицу, которую рассчитывали приготовить на костре, привезли бы обратно в Москву.
Населенные пункты, изредка встречавшиеся нам на пути, производили впечатление вымерших, но кое-где здесь еще теплится жизнь. И бывают же встречи! Представляете, какова была моя реакция, когда в разгар съемок видеоролика к нашему костру на берегу Унжи из леса вышел человек, оказавшийся коренным жителем Люберец! Кайфово ему в этих местах, вот и уехал подальше от Москвы.
Вылазка в Кологрив закончилась позитивно. Провинциальный колорит, дивные леса, гуси! Курица с фасолью тоже удалась. А вот к кроссоверу SWM G05 Pro у меня остались вопросы. Он порадовал просторным салоном и хорошей экономичностью, да и стоит по нынешним меркам умеренно. Но в автомобиле с заявленной европейской родословной (пусть и с формальной) все же хочется видеть баланс настроек и хорошую эргономическую проработку. Компании SWM и Автотору есть над чем потрудиться.
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | SWM G05 Pro | |
Тип кузова | пятидверный универсал | |
Число мест | 7 | |
Размеры, мм | длина | 4750 |
ширина | 1860 | |
высота | 1780 | |
колесная база | 2750 | |
колея передняя/задняя | 1575/1560 | |
Дорожный просвет, мм | 172 | |
Угол въезда, град. | 19 | |
Угол съезда, град. | 23 | |
Объем багажника, л | 137/1040/2096* | |
Снаряженная масса, кг | 1670 | |
Полная масса, кг | 2120 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см³ | 1499 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 77,0/80,5 | |
Степень сжатия | 9,0:1 | |
Число клапанов | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 139/102/5600 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 212/2000—4000 | |
Коробка передач | роботизированная, преселективная, 7-ступенчатая | |
Привод | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | |
Размерность шин | 225/65 R17 | |
Максимальная скорость, км/ч | 185 | |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 14,4 | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 7,9 |
Емкость топливного бака, л | 52 | |
Топливo | бензин АИ-92—95 | |
* С тремя/двумя/одним рядом сидений |
Курица с красной фасолью
Сразу хочу сказать, что «формат» куриного мяса можно выбирать по вкусу. Любите крылья — берите их. Нравятся куски — пожалуйста. Ножки мне кажутся удобнее тем, что их проще делить на порции. Мариновать мясо предварительно не нужно, а с приправами ориентируйтесь на свой вкус.
В казан заливаем подсолнечное масло и нагреваем на огне. После кладем курицу, накрываем крышкой и обжариваем 10—15 минут, периодически перемешивая. Потом высыпаем лук, нарезанный полукольцами, перемешиваем, вновь накрываем крышкой и выжидаем еще 10 минут.
Морковь можно заранее натереть дома и привезти в пластиковом контейнере. Но можно и нарезать морковку мелкой соломкой прямо на пикнике. Ее добавляем в казан одновременно с фасолью. Однако всю воду, которая есть в банках, необходимо заранее вылить, иначе она превратит блюдо в суп. На этом же этапе добавляем чеснок, соль и острый перец.
Почему нельзя использовать обычную сухую фасоль? Можно! Но ее предварительно надо размачивать. А если делать это правильно, с несколькими сменами воды, то процесс займет слишком много времени, и вы сами рискуете быть съеденными.
Помидоры? Лично я сомневаюсь, что в этом блюде они необходимы, но ограничений опять же нет. Если любите, то разрежьте каждый томат на четыре части и бросьте в казан на финальном этапе — последовательность определяется временем приготовления.
Теперь держим блюдо 15 минут под крышкой на среднем огне — и оно готово. Приятного аппетита!
1 кг куриных ножек
2 банки консервированной красной фасоли (по 400 грамм)
2 большие луковицы
2 большие морковки
2 помидора
2 стручка острого перца
3 зубчика чеснока
Подсолнечное масло
Соль
Гусеград
Каждый год, приблизительно в начале апреля, когда река Унжа освобождается ото льда, город Кологрив подвергается нашествию полчищ диких гусей! Птицы летят из Западной Европы в арктическую тундру, чтобы вывести там птенцов, и на полпути останавливаются в этом милом уголке Костромской области. Зачем? Чтобы отдохнуть, хорошенько поесть и набраться жирку. Он для гусей — основной источник биоэнергии, столь нужной для выживания в Арктике. Ведь, высиживая птенцов, гусыня почти месяц живет в гнезде впроголодь.
Почему в качестве «промежуточного аэродрома» гуси выбирают долину в городской черте — загадка! Раньше их замечали и в других, более диких местах Центральной России, но теперь удобных для отдыха мест у пернатых почти не осталось. Скорее всего, в Кологриве птицы чувствуют себя в безопасности и легко находят необходимый корм. Вы можете себе представить огромную речную пойму, до горизонта заполненную большими птицами? Увидеть такое можно лишь в фильмах про дикую природу! Мы застали финал гусиного пиршества, когда большая часть диких птиц уже покинула пойму Унжи, но все равно впечатлились.
На речных лугах в районе Кологрива гуси проводят две-три недели, и в этот период в заказнике «Кологривская пойма» действует строжайший карантин: наблюдать за живностью разрешается только с моста или с дороги, и, разумеется, ни о какой охоте не может быть и речи. Местные жители сдают туристам напрокат подзорные трубы и бинокли, а орнитологи устраивают птицам щадящие ловушки. Гусей ловят, окольцовывают и отпускают. Кстати, круговорот гусиных колец в природе — тот еще квест! Ученые из разных стран до ругани спорят, доказывая друг другу, каким именно маршрутом птицы летают на север и каким возвращаются обратно. А кологривчане с удовольствием подогревают эти споры, каждый год в начале мая отмечая День гуся. Во время праздника жители города примеряют соответствующие костюмы, превращаясь в птиц. Гусиных сувениров тут тоже пруд пруди.
В общем, если вы любите путешествовать по малым городам России и порядком устали от лубочного лоска Золотого кольца, приезжайте в Кологрив! Только планируйте поездку на апрель-май, чтобы наряду с местными жителями почувствовать себя немножко гусем или гусыней. Но на комфортные отели не рассчитывайте, потому что с гостиницами здесь кисло.
На переднем плане тот самый дом для священнослужителей, где мы жили. За ним — храм Спаса Нерукотворного Образа, который просит рукотворной реставрации
Мы останавливались — не поверите! — в деревянном одноэтажном доме для священнослужителей, 1915 года постройки, расположенном на территории недействующего храма Спаса Нерукотворного Образа, построенного в те же времена. Церковь эта примечательна тем, что ее иконостас был сделан из знаменитого кузнецовского фарфора, за который местный купец Иван Козлов отвалил 180 тысяч тогдашних царских рублей. Вот вам и провинциальная церквушка! В советское время в бывшем «поповском доме» располагался городской детский сад, а не так давно из него сделали гостевой дом для туристов. Не слишком удобный для размещения (втроем мы занимали одну большую комнату с двумя печами, санузлом и холодильником), но уютный, чистый и теплый. Сутки в нем стоят 1800 рублей с человека.
Поговаривают, что местная молодежь стремится всеми правдами и неправдами перебраться из Кологрива хотя бы в Кострому. Что население города стареет и неуклонно сокращается… Непохоже. За забором гостевого дома, где мы жили, постоянно слышался детский смех, местные ребята круглые сутки гоняли на мотоциклах и совершенно не выглядели депрессивными. Со взрослыми здесь всегда здороваются и помогают, если что-то спрашиваешь. После хамовато-равнодушной атмосферы мегаполисов это обескураживает.
Надо ли говорить, что в городке с населением менее 3000 жителей все в шаговой доступности? Так и есть. Но, выходя за ворота, я рисковал заблудиться, потому что засматривался на здешнюю архитектуру. Красотень! И некоторым деревянным домам в Кологриве больше 200 лет — как они умудрились сохраниться? Ведь пожары из-за «сопливой» советской электропроводки и кустарного подключения газовых баллонов сгубили так много деревянных построек.
Конечно, многие дома испорчены современными рекламными вывесками, но аутентичность все равно впечатляет. И тихая умиротворенность тоже — не зря Кологрив называют городом лесной тишины. Кстати, в окрестностях есть уникальный участок леса, который никогда не подвергался вырубкам и не страдал от пожаров, — известный советский журналист и писатель Василий Песков, который много рассказывал о природе, называл его природным эталоном. А в глухой деревне Урма, куда мы еле добрались на переднеприводном кроссовере, растет самая древняя сосна Костромской области: ей около 300 лет!
Разные художники
Здание краеведческого музея — своеобразная визитная карточка Кологрива. Кому-то кажется, что своей архитектурой оно напоминает железнодорожный вокзал, а сам Кологрив якобы претендует на звание уникального города, где есть вокзал, но нет железной дороги. Очередная сказка! Ближайшая железная дорога проходит в 80 км южнее, через станцию Мантурово, а «вокзал» в Кологриве строил не фанат железнодорожных форм, а местный лесопромышленник Гаврила Макаров. И строил он его по мотивам архитектуры эстляндских замков, коих во время своих коммерческих зарубежных вояжей насмотрелся сполна. Проект заказывался архитектору Ивану Рербергу — создателю Киевского вокзала в Москве, так что определенные ассоциации возможны.
Дом-вокзал: здесь располагается местный краеведческий музей им. Геннадия Ладыженского, и это самое узнаваемое здание города
Краеведческий музей Кологрива носит имя Геннадия Ладыженского — местного художника, собрание живописи и коллекцию оружия которого я просмотрел вполглаза. Ну да, видно, что дядечка был богатенький, образованный и определенно небесталанный. Русский импрессионист, мастер акварели, почти Клод Моне! Однако его работы меня почему-то не задели. А вот на картинах другого кологривчанина, Ефима Честнякова, я залип. Творчество этого народного художника называют наивным искусством, сравнивают с живописью Нико Пиросмани, но до чего же это искусство светлое и искреннее!
Честняков всю свою жизнь прожил в деревне Шаблово, близ Кологрива, был невероятно набожным, слыл душевным человеком и бессребреником. Сочинял сказки, очень любил детей и учил их верному отношению к окружающему миру. И картины писал соответствующие — с выдуманным идеальным крестьянским бытом, сказочными животными и птицами, нарядными ребятишками и волшебными яблоками, которыми можно было накормить целую деревню. Чудак? Да. А еще — ученик самого Ильи Репина, который очень боялся испортить кологривского самородка своими советами.
Ефим Честняков жил в страшной нищете, но свои картины не продавал, а дарил знакомым, а то и просто писал «в стол». Потом увлекся фотографией — и одному богу известно, как умудрился скопить на фотоаппарат! Портреты односельчан он делал так, будто хотел их увековечить, — негативы и снимки сохранились, и случалось, что в наше время жители Шаблова узнавали на этих карточках своих предков.
Многие картины Честнякова обнаружили уже после его смерти в 1961 году. Как водится, волею случая. И после этого началось! Выставки в Ленинграде и Москве, в Турине и Париже, в Токио и Амстердаме. Всеобщее признание, издание и переиздание альбомов, восхищение… В Кологриве он — икона. Пусть и наивная. И право, странно, что местный краеведческий музей носит имя успешного и богатого живописца Ладыженского, а не простого деревенского художника Честнякова.