Сорокин, пикап Sollers ST6 и Деревянное кольцо Подпорожья

Фото: Дмитрий Питерский

В Ленинградскую область — на пикапе? Позвоночник отреагировал на это известие ноющей болью: прощай, ездовой комфорт. Вся поклажа — в пыли, все продукты — в кашу: уже проходили. Впрочем, в диких местах, куда мы периодически забираемся, автомобили порой раскрываются с неожиданной стороны. Так что в поездку я все же отправился на пикапе Sollers ST6 российской сборки.

В своей прошлой жизни он был китайским и даже принимал участие в наших тестах. Под маркой Sollers эту модель начали выпускать прошлой осенью на заводе во Владивос­токе, где раньше делали автомобили Mazda. Пока сборка ведется по крупноузловой технологии, но в планах есть переход на полный цикл со сваркой и окраской кузовов. 

Чем Sollers ST6 отличается от своего китайского собрата JAC T6? Да почти ничем. У машины дизайнерски-бессмертные пропорции и не самый свежий облик. Зато гены породистые: в основе лежит рама модели Toyota Hilux прошлого поколения, которую китайцы скрупулезно изучили и конструктивно «отксерили». В компании Sollers говорят, что сравнивали даже толщину металла в сечениях рамы — один в один Toyota!

А если перед пикапом преклонить колено и заглянуть ему под брюхо, то увидишь торчащий картер раздаточной коробки — характерный признак старого Хайлакса. На Соллерсе он прикрыт опционной защитой. Такие же внедорожные доспехи имеет редуктор заднего моста и масляный картер двигателя. Защита не лишняя: если вы собираетесь «лохматить» ST6 на пределе его геометрической проходимости, то приезжайте к дилеру и ставьте аналогичную «броню».

Пикапы Sollers ST6 продаются с двумя типами двигателей, но оба сочетаются только с шестиступенчатой ­«механикой». Двухлитровый турбодизель имеет «грузовые» корни и развивает 136 л.с. и 320 Нм. Отдача аналогичного по объему бензинового турбомотора — 176 л.с., но момент чуть меньше — 290 Нм. На презентации пикапов JAC пять лет назад я поездил на обеих версиях и припоминаю, что бензиновая мне показалась привлекательнее: она менее шумная, у нее мягче передняя подвеска и шире динамический диапазон мотора. Поэтому сейчас для поездки я выбрал именно такой пикап.

Аналоговый интерьер! Мультимедийная «голова» толковая, с разработанным в России программным обеспечением, ­хотя экран слепнет в солнечную погоду

В городском трафике расход «девяносто пятого» бензина доходил до 15 л/100 км. Но сильнее расстроила «короткая» первая передача, на которой невозможно разогнаться со светофора без перекрута мотора. А со второй даже пустой пикап трогается лениво и неуверенно. В общем, машина не для города. Надеюсь, что при расширении локализации этой коробки передач на предприятии ЗМЗ в компании Sollers пересмотрят передаточный ряд.

Этот кадр сделан из-под руля, но с уровня глаз водителя верхние части шкал обрезаны ободом баранки

Цель нашей поездки — город Подпорожье в Ленинградской области. Условную половину пути мы преодолеем по трассе М11, после Новгорода уйдем на Кириши и через Волхов и Лодейное ­Поле доберемся до цели. Я был уверен, что скоростная трасса будет самым неподходящим участком маршрута для пикапа. Но прошел час, другой, третий… Sollers ST6 без замечаний ехал по прямой, адекватно управлялся и вообще производил впечатление, что создан для таких условий. Причем прыть машины раскрывается — кто бы мог подумать! — на высоких скоростях.

Стоило перешагнуть через «затычную» первую передачу, крутануть вторую и переключиться на третью, как пикап начинал ехать. Динамика машины уравнивалась с темпом потока, и у меня уже не возникало желания держаться правых рядов. Четвертые и пятые передачи вполне пригодны для обгонов, ну а шестая нужна для поддержания крейсерской скорости. Заявлено, что максимальный момент двухлитровый турбомотор выдает уже при 1800 об/мин, однако мне показалось, что на этом рубеже мотор только-только выбирается из турбоямы, а тянуть на все свои ньютон-метры начинает чуть позже. На скорости дефицита динамики нет.

Кожзам обивки сидений в жаркую погоду совершенно не «дышит». Для зимы есть подогрев передних кресел

Раздражающий фактор вылез с неожиданной стороны. Оказалось, кожзам обивки сидений совсем не дышит, из-за чего уже через полчаса спина становится мокрой. Я даже хотел купить накидку на сиденье, такие продаются на провинциальных заправках. Еще не хватило диапазона регулировки рулевой колонки по высоте, потому что обод баранки обрезает приборные шкалы. И кнопки на спицах руля тоже хотелось бы увеличить, ибо нынешние мелковаты.

На задних местах жить можно, но регулировок у сидений нет

Больше мне придраться не к чему, остальные особенности задаются грузопассажирской идеологией машины. Не совсем удобно залезать в салон с высоким полом, а из-за большого радиуса поворота сложно маневрировать в стесненных местах — все как обычно у пикапов. Вопрос с защитой груза от непогоды Sollers обещает решить в ближайшее время, выпустив фирменные надстройки для грузовой платформы.

Внутренняя поверхность грузовой платформы покрыта полиуретаном, причем он есть даже на верхних торцах бортов — отличное решение для наших условий!

Полный привод — классический ­part-time с управлением тремя кнопками. Сначала подключаем переднюю ось (муфт в колесных ступицах нет), потом задействуем демультипликатор. В зад­нем межколесном редукторе установлена блокировка Eaton, которая срабатывает автоматически, по принципу дифференциала повышенного трения, на скорости до 30 км/ч.

В Ленинградскую область мы отправились для того, чтобы разведать боем малоизвестный туристический маршрут, проложенный в малонаселенных уголках Прионежья и в русле реки под наз­ванием Свирь, которая соединяет Ладожское и Онежское озера. В этих краях издревле существовали деревни и села, в которых монахи строили деревянные церкви и колокольни, чудом дожившие до наших дней. Маршрут этот так и называется — Деревянное кольцо Подпорожья.

Уникальность церквей Подпорожского кольца в том, что деревянные храмы стоят не в искусственно созданных архитектурных заповедниках (как Кижи или Малые Корелы), а в своих исконных исторических местах — при старых деревнях и погостах, а некоторые вдобавок являются действующими. По большому счету это уникальная выставка деревянного зодчества, разбросанная по довольно обширной территории. Только без занудных экскурсоводов, ушлых билетеров и экологических поборов.

Кто сюда приезжает? В основном верующие люди. Но хватает и просто любопытных, кому интересна необычная деревянная архитектура — себя бы я причислил именно к этой категории. Добираются на велосипедах, автомобилях и мотоциклах, благо на берегах озер можно легко найти место и для стоянки, и для палаточного ночлега. Но туристическая инфраструктура отсутствует: ни сервиса, ни магазинов, да и мобильная связь так себе.

Уже почувствовали краеведческий зуд? Вот и я давно поставил галочку напротив Подпорожья, ожидая климатически комфортного сезона и подходящего автомобиля. От кольцевого маршрута решил отказаться, потому что слабо представлял себе состояние дорог вблизи границы с Карелией: случись что, за трактором пришлось бы топать не один день. Мы остановились в самом Подпорожье, где есть парочка неплохих гостиниц. А к деревянным церквям пробирались направленными вылазками. Но мои краеведческие ожидания по части деревянных красот оправдались лишь частично.

Увы, многие памятники древнего зодчества подверглись современному ­«рестайлингу», утратив свой первозданный колорит. Лично для меня они уже не представляют интереса. Часть церквей разрушилась, часть сгорела. А храм Святого Елисея Угодника из деревни ­Сидозеро в 2017 году разобрали и перевезли в Верхние Мандроги, где строится выставочный кусок лубочной России — с гостиницей, рестораном, зоопарком и музеем водки, который манит похмельных туристов с круизных теплоходов. Грущу, но не осуждаю: судя по всему, это была единственная возможность спасти церковь.

Если хотите убедиться, что отреставрированная архитектура слишком современно выглядит в ландшафте ­Присвирья, поезжайте через Важины, Согиницы, ­Заозерье, Волнаволок и Посад. А любителям настоящих древностей я советую маршрут в сторону Онежского озера, по направлению к Вытегре. И первую остановку рекомендую сделать в деревне ­Гоморовичи, расположенной на старом Архангельском тракте, где сохранилась сказочная деревянная часовенка имени cвятителя Николая Чудотворца. Раньше здесь стояла еще Троицкая церковь, однако в 2006 году ее уничтожил пожар. Визуальные сочетания обескураживают: по левую руку — вышка сотовой связи, а по правую стоит милое глазу деревянное чудо XVIII века. И пасутся коровы!

 Далее рекомендую отметиться в деревне Родионово, которая когда-то была частью большого села Юксовичи, объединявшего около двадцати селений. Здесь на холме красуется жемчужина Деревянного кольца — церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца, построенная аж в 1493 году! Большая, величественная, крепкая и невероятно красивая. И место для нее в древности выбрали удачное — на высоком прибрежном холме Юксовского озера. Этот деревянный храм считается самым старым из тех, которые стоят в том месте, где были построены.

Далее следуем в поселок ­Вознесенье, чтобы переправиться на другой берег Свири. В Вознесенье, разделенном рекой на две части, никогда не было моста, но паромная переправа работает со времен ранней Российской империи. Сам поселок образовался в середине XIX века благодаря строительству Мариинской водной системы — предшественницы Волго-Балтийского водного пути. 


В Вознесенье никогда не было моста! Но паром ходит каждый час: путь ­занимает менее десяти минут, за перевоз легкового автомобиля (с экипажем) берут 170 рублей

И с пуском одного из ее участков — Онежского канала — поселение стало торгово-перевалочным пунктом. Достопримечательностей здесь две: мемориальная стела, установленная в год пуска канала, и… странный памятник Ленину, голова которого торчит из стопки книг.

На правом берегу Свири цивилизация окончательно закончилась, и мы понеслись по пыльному грейдеру в сторону Карелии. Причем наш пикап на этом участке пути претендовал на звание спортивно-утилитарного. По крайней мере, в грунтовых поворотах машина все делала правильно. 

В селе Щелейки по правому борту открылся вид на шикарную пятиглавую деревянную церковь. Это храм Дмитрия Мироточивого с трапезной и шатровой колокольней, построенный в 1783 году. Церковь и колокольня расположены по отношению друг к другу на одной продольной оси и связаны деревянным переходом. Состояние шикарное! Видно, что строение не тронуто рукой современных реставраторов, хотя в XIX веке его уже пытались улучшить — обшили тесом, а деревянные главки покрыли железом. Позже церкви вернули первозданный вид, в котором она пребывает до сих пор.

А еще через пять километров на север, в деревне Гимрека, сохранились удивительно красивая деревянная шатровая церковь Рождества Богородицы и колокольня. Вернее, почти сохранились — сейчас здесь работают реставраторы. Ансамбль Гиморецкого погоста возведен в 1650—1695 годах и примечателен не только архитектурой, но и интересной деревянной оградой, опоясывающей его территорию. Шатровая церковь занимает центральное место внутри ограды, и к ней примыкает трапезная со входом через двустороннее крыльцо. Благодаря высокому расположению на холме ансамбль заметен издалека и, согласно поверью, в древние времена служил навигационным ориентиром для рыбаков, уходивших на промысел в Онежское озеро.

Словом, съездили и познавательно, и питательно — суп харчо, приготовленный на берегу озера, получился наваристым! И пикап запомнился. Его открытый кузов позволял вести съемку с высокой точки, а откинутый задний борт мы использовали для размещения оборудования и как обеденный стол во время перекусов на обочине. А еще в пикапах мне нравится четкое разделение на зоны: ты точно знаешь, куда кидать грязные сапоги и где лежат сухие шлепанцы, чтобы переобуться, садясь за руль. В экспедиционных условиях такие мелочи важны!

Подвеска у машины непробиваемая, но плавность хода на грани — на подпорожских грунтовках мы протряслись знатно. А из-за «душной» обивки сидений я себе все-таки застудил промокшую спину. Умышленно в грязь мы не залезали, но по грунтовым косогорам поездили. Задняя блокировка работает, да и бензиновый турбомотор ни разу не сплоховал: тяжелый рельеф Sollers ST6 уверенно преодолевал на второй пониженной передаче. Штатные шины Goodride SU318 размерности 245/65 R17 вполне универсальны. Они неплохо ведут себя как на асфальте, так и на грейдере. Да и на грунте гребут.

Общий пробег из Москвы до Подпорожья и обратно с учетом осмотра местных достопримечательностей не превысил 2500 км. Средний расход топлива составил 10,5 л/100 км — как у кроссовера. Но не только этим порадовал грузовичок. Sollers ST6 имеет понятную управляемость, умеренные крены и адекватные реакции на руль с прогнозируемыми запаздываниями. 

В общем, этот работяга вполне подходит и для путешествий. А если учесть, что среди пикапов дешевле только УАЗ (за ST6 просят 2,4—2,6 млн рублей), то и недостатки становятся не такими уж критичными. Тем более что в гамме есть версия с тканевой обивкой сидений.


Паспортные данные
АвтомобильSollers ST6
Тип кузовачетырехдверный пикап
Число мест5
Размеры, ммдлина5315
ширина1830
высота1815
колесная база3090
колея передняя/задняя1540/1540
Дорожный просвет, мм197
Угол въезда, град.29,6
Угол съезда, град.22,4
Длина/ширина грузовой платформы, мм1540/1540
Высота бортов, мм470
Погрузочная высота, мм860
Снаряженная масса, кг1760
Полная масса, кг2800
Грузоподъемность, кг900
Двигательбензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом
Расположениеспереди, продольно
Число и расположение цилиндров4, в ряд
Рабочий объем, см³1997
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин176/129/5000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин290/1800—4000
Коробка передачмеханическая, 6-ступенчатая
Приводполный, с подключаемым приводом
передних колес и понижающей передачей
Передняя подвесканезависимая, пружинная, на поперечных рычагах
Задняя подвесказависимая, рессорная
Передние тормозадисковые, вентилируемые
Задние тормозадисковые 
Размерность шин245/65 R17
Максимальная скорость, км/ч150
Время разгона 0—100 км/ч, сн.д.*
Расход топлива, л/100 км, смешанный циклн.д.
Емкость топливного бака, л76
Топливобензин АИ-95
* Н.д. — нет данных

Суп харчо

Пока разгорается костер и разогревается казан, замачиваем рис: для этого надо высыпать его в отдельную миску и залить водой. После этого нарезаем лук и помидоры — настолько мелко, насколько сможете. В идеале их следует превратить в кашицу.

Заливаем масло — и первым отправляем в разогретый казан лук. Обжариваем его до золотистого цвета, периодически перемешивая. Потом добавляем помидоры и обжариваем все вместе около 15 минут, не забывая работать шумовкой. После этого перекладываем зажарку в отдельную миску, снимаем казан с огня и около десяти минут даем ему остыть.

Тем временем на разделочной доске мелко нарезаем чеснок. Грецкие орехи очищаем от скорлупы (если она есть) и измельчаем любым доступным способом. Как вариант, можно завернуть орехи в чистую ткань и постучать по ним обухом топорика на подходящем пеньке.

В казан наливаем два литра воды и доводим ее до кипения. Высыпаем рис и варим десять минут на среднем огне, чтобы вода не сильно выкипала. Добавляем заготовленную зажарку и варим все вместе не менее пяти минут. Потом кладем в суп говяжью тушенку, предварительно отделив мясо от жира.

Высыпаем измельченные грецкие орехи и чеснок, кладем лавровый лист, два острых перчика, приправу для харчо (продается во всех крупных магазинах), добавляем соль — и варим на медленном огне, ориентируясь на готовность риса. При необходимости еще добавляем соли. Разлив суп по тарелкам, украшаем его нарезанной зеленью. Приятного аппетита! 

• Два литра воды

• Две полные столовые ложки риса

Две большие луковицы

Три помидора

• 50 граммов грецких орехов

3–4 зубчика чеснока

Две банки говяжьей тушенки

Подсолнечное масло

Лавровый лист

Два острых перца

• Приправа для харчо

• Зелень (петрушка, укроп, кинза)

Под порогами

Верхнесвирская гидроэлектростанция, расположенная в городе Подпорожье Ленинградской области, стала последней стройплощадкой советского плана ГОЭЛРО, принятого в первые годы советской власти. Слышали лозунг: «Коммунизм — есть советская власть плюс электрификация всей страны»? Так вот, итогом его воплощения в жизнь стал бурный рост энергетических мощностей во всех сферах промышленности, когда электрическая энергия стала вытеснять примитивную механизацию и паровые локомобили. К реализации плана ГОЭЛРО привлекались отечественные и зарубежные инженеры, а глобальная стратегия электрификации, рассчитанная на 10—15 лет, предусматривала строительство более 30 локальных гидроэлектростанций, в том числе на северных реках.

Стройка в районе селения Подпорожье началась в 1936 году — каскад свирских ГЭС должен был обеспечить электроэнергией всю Ленинградскую область. Разумеется, при строительстве гидроэлектростанции использовался труд не только вольнонаемных рабочих, но и заключенных ГУЛАГа, причем технологические процессы уже заметно отличались от первобытных: при строительстве Верхнесвирской ГЭС использовалась специально проложенная узкоколейная железная дорога с паровой тягой, по которой ходили паровозы 159-й серии.


Примечательно, что гидроэнергетические планы на этот участок реки Свири появились еще до революции, и уже в те времена ученые успели кое-что спроектировать. Сначала инженер Вадим Никольский рассчитал энергетический потенциал реки, а потом при участии видного гидроэнергетика Генриха Графтио был утвержден проект двух электростанций (Верхнесвирской и Нижнесвирской) и регулирующей уровень воды плотины. Станцию в верхней части гидроузла — в районе Подпорожья — начали строить в 1938 году: выкопали котлован, стали возводить дамбу… Но грандиозные планы прервала Великая Отечественная война. Инженерный персонал будущей станции отправился строить оборонительные сооружения на линии Осташков — Малая Вишера, вырытый котлован умышленно затопили, а финские войска, оккупировавшие Подпорожье, разрушили все, до чего дотянулись.


Послевоенные работы по восстановлению станции были очень тяжелыми, хотя в них уже вовсю применялся труд немецких военнопленных. Первый гидроагрегат Верхнесвирской ГЭС запустили в декабре 1951 года, три остальных — годом позже. Ввод станции в эксплуатацию заметно снизил дефицит электроэнергии в Ленинградской энергосистеме, а само водохранилище, ставшее частью Волго-Балтийского пути, затопило все опасные пороги на реке Свири, сделав ее гарантированно судоходной для крупнотоннажных судов с осадкой до четырех метров.


Тем временем поселение Подпорожье разрасталось. Из простого населенного пункта на берегу Свири оно сначала превратилось в рабочий поселок гидростроителей, потом в административный центр районного сельсовета, а в 1956 году стало городом Подпорожье. Ну а Верхнесвирской ГЭС позже присвоили имя Семена Казарова — человека, который пришел сюда сразу после окончания Московского энергетического института, работал простым мастером, в 1967 году был назначен главным инженером станции, а потом возглавил объединение Ленэнерго.

Рекомендованные статьи