Едем, едим и смотрим: гастрономическая вылазка Сорокина к затопленной колокольне

Фото: Никита Колобанов

Уже более тридцати лет мы в Авторевю куда-то мчим, рассказываем интересные истории, хвалим и ругаем машины. И всегда указываем, на каком топливе работают их двигатели. А вот про собственные кулинарные пристрастия мы все это время умалчивали. Исправляемся! И представляем новую рубрику, в которой будем рассказывать не столько об автомобилях, сколько путешествиях — и вкусной еде.

Для первого выезда выбор пал на универсал Лада Веста SW Cross — уже рестайлинговый, тольяттинской сборки. Загружаем в него кемпинговое снаряжение, палатки, ­фотовидеооборудование — и отправляемся на Волгу, в район Калязина, пока еще погода позволяет отдыхать вблизи воды. Машину мы загрузили под потолок. Пришлось сложить одну секцию заднего сиденья, но даже после этого крышку багажника удалось закрыть лишь с четвертого раза. Веста SW Cross хоть и вместительный автомобиль, однако мы же помним, что при создании универсала приоритет был отдан не грузовым возможностям, а дизайну. И не зря: эти Лады мне нравятся!

Двигатель у обновленной Весты запускается кнопкой: она включена в базовую комплектацию. Но, как по мне, эта система удобна только в тандеме с бесключевым доступом, когда машина открывается и заводится «по воздуху». А чтобы открыть Весту, все же надо доставать ключ и нажимать на «замочек».

Утренняя Москва — лучшее время для медитативного колдовства над бортовой мультимедией. Тем более что Веста в этом плане завидная невеста — столь богатого экранного приданого нет ни у одной российской машины. Планшет, который появился вместо маленького экранчика, шикарен, а его потенциальный функционал выше всяких похвал: отличная картинка, противобликовое покрытие, крупные иконки. Похоже, эргономисты нащупали правильный формат интерфейса для автомобилей.

Узкие подмосковные дороги с провинциально-паршивым покрытием — это родная стихия ­Весты SW Cross. И величайший кайф, что после обновления она не растеряла своих ездовых качеств. Отмечу, что подвеска Кросса чуть жестче ведет себя на неровностях, в отличие от обычной Весты, но и запас энергоемкости здесь выше. Особенно классные ощущения — от пологих волн, которые загруженная Веста проходила с породисто-плавной раскачкой кузова, ни разу не ­уткнувшись в буферы отбоя. Амортизаторы с китайским клапанным механизмом работают достойно. И шумоизоляция тоже: в салоне общались вполголоса.

Вот уже начинаются тверские красоты. Переезжая по мосту реку Нерль, я в очередной раз дал себе слово приехать в эти места с палаткой, потому что тут все невероятно умиротворенно. Дальше по дороге попалась россыпь старых деревень с очень необычной деревянной архитектурой, и наконец — ­Калязин! Причем дорога из Москвы привела прямо в его ­исторический центр.

Эх, чего только не вынес в древние времена этот волжский городок! Калязин благополучно пережил несколько разрушительных междоусобных ­войн, выстоял при татаро-монгольском нашествии, претерпел набеги поляков и литовцев. А самый большой урон понес в цивилизованные времена, став жертвой социалистической гидроэнергетики. В тридцатых годах прошлого века плотины ГЭС строили по всей длине волжского русла, затапливая окрестности водохранилищами. При возведении Рыбинского и Угличского гидроузлов под воду ушло более ста деревень — и исторический центр Калязина вместе с руинами разрушенного Троицкого монастыря, купеческими особняками и старой набережной. Колокольню ­Никольского собора перед неизбежным затоплением поначалу тоже хотели сломать — дабы из воды не торчала и не мешалась, но кому-то пришла в голову идея использовать ее в качестве парашютной вышки, а заодно и навигационного ориентира на водохранилище. Пару лет она ими и прослужила. Но потом грянула война, и стране стало не до колоколен.

Этот снимок сделал фотокорреспондент американского журнала Life Говард Сохурек в 1958 году. Если присмотреться, то на четвертом ярусе колокольни видна парашютная консоль

Я помню Калязин начала семидесятых годов ­прошлого века! Меня, мальчишку-дошкольника, родители взяли тогда в круиз по Волге, и, когда наш пароход подходил к калязинской колокольне, я застыл на верхней палубе, словно парализованный. Было жутко! Наверное, из-за того, что сам факт затопления городов, церквей и колоколен не укладывался в моей голове, вот и рисовало детское воображение всякие ужасы. Зловещих легенд про главную городскую достопримечательность полно. Самая известная гласит, что когда в 1939 году с колокольни снимали тяжеленный (8,2 тонны!) главный колокол, то, дабы он прошел в проем, рабочим пришлось разбирать одно из перекрытий. Но в какой-то момент они не удержали тяжеленную ношу на балках — колокол сорвался вниз, проломил нижние ярусы и упал в затопленный подвал. И якобы периодически звонит там до сих пор! Разговорами про подводный перезвон местные жители так достали все инстанции, что в Калязин даже приезжали люди, специализирующиеся на изучении паранормальных явлений. Но ничего не услышали!

Более сорока лет калязинская колокольня стояла в притопленном состоянии, стойко выдерживая удары весенних льдов на Волге. А в восьмидесятых годах прошлого века вокруг ее нижнего яруса появился искусственный островок с причалом. Возник он с подачи тогдашнего министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева, который очень чутко относился к провинциально-местечковым проблемам и помог калязинцам укрепить уникальный памятник и защитить его от весеннего ледохода. С тех пор колокольню периодически подкрашивают и всячески обновляют — недавно стали подсвечивать ночью и поставили куранты, отсчитывающие каждый час. А по православным праздникам здесь швартуются корабли с паломниками и совершаются молебны. Но лично я к современному конвертированию исторических достопримечательностей отношусь осторожно, потому что его адептам часто изменяет вкус и чувство меры — есть риск, что стараниями новоделов калязинская колокольня превратится в матрешку. На мой взгляд, наиболее исторически правдивой она показана в художественном фильме «Берег» — прям до мурашек!

Туристы, приплывающие в Калязин на круизных теплоходах, после осмотра главной достопримечательности обычно растворяются в местных антикварных и сувенирных магазинчиках, потому что больше смотреть в Калязине не на что.

А мы берем курс на противоположный берег, где в районе деревни Фалево в воду выходит лесной выступ. Там начинается настоящая дикая Волга с непредсказуемыми лесными дорожками, спусками-подъемами, глубоким песком и полным отсутствием цивилизации. Но чтобы на этот выступ попасть на автомобиле, надо миновать городок Кашин и около пятидесяти километров продубасить по грунтовкам.

Путь к ужину был адским! Новый асфальт, который начали класть на автодороге 28Н-0662, закончился очень быстро и сменился грейдером. Тот незаметно перетек в безобразно разбитое покрытие с глубокими ямами, и, обращая внимание на редкие встречные машины, я поймал себя на мысли, что на загруженном легковом универсале еду слишком отважно. ­Однако Веста держала удары достойно. Для своего класса и назначения подвеска Кросса ­настроена крайне удачно. Явно лучше, чем у большинства ­современных кроссоверов.

Наш универсал с шестнадцатиклапанным мотором ВАЗ-21129 мощностью 106 л.с. — такие Весты SW Cross должны выйти на рынок в ноябре. Для езды с полной нагрузкой по трассе этого двигателя все же недостаточно: ему бы турбонаддув. А вот на разбитом проселке — вполне. При настройках мотора вазовцы ставили в приоритет ровный крутящий момент с малых оборотов, а не мощность на верхах, и это чувствуется: внятаг Веста едет очень предсказуемо. Вазовская пятиступенчатая коробка передач пока безальтернативна и, слава богу, бессюрпризна, а вариатор должен вновь появиться у Весты в следующем году.

Совершенно дикий лесной берег встретил наезженными рыбацкими тропами, внедорожной колеей и коварными песчаными воронками, в одной из которых мы все же посадили машину. Места здесь сказочные! Но, как часто бывает в России, так же сказочно загаженные. Контейнер для мусора, установленный в самом начале прибрежной полосы, стоит пустой, а все туристические стоянки завалены горами пластиковых бутылок, стекла и прочих отходов. Люди, да что с вами?! Приезжаете же на машинах и приплываете на лодках. Неужели сложно убрать за собой и довезти свой же мусор до ближайшей помойки?

Носиться через грязевые броды — это мальчишество, но иногда его можно себе позволить. Тем более что ­«кроссовая» Веста совсем не против таких фокусов

Выбрав место у воды, мы полчаса вычищали чье-то стойбище, чтобы разбросанные пакеты хотя бы не попадали в кадр. К слову, на острове Ольхон — самом популярном ­месте озера Байкал — проблему с туристическим мусором решили остроумно. Каждому, кто сходил на материк с пакетом мусора в руках, на паромной переправе дарили футболку. Утащишь два пакета — получишь две футболки. Через полгода проблема пустых консервных банок и пластика на острове исчезла. ­Калязинская администрация, мотайте на ус!

Подсветка на колокольне вспыхнула в тот момент, когда я снимал с огня казан с гороховым супом, о котором — отдельный рассказ. Представьте себе: приглушенный шум лодочных моторов, спокойная вода, полное безветрие, сюрреалистично подсвеченная колокольня — и тарелка супа, дразнящая своим видом и запахом. На природе еда воспринимается по-особенному!

В Москву мы вернулись без приключений, с целыми колесами и без единой кузовной царапины. Браво, Веста! Ты создана инженерами, понимающими толк в автомобилях и хорошо знающими специфику российских дорог и направлений.

Пикник на горошинах

Моим бы песням нежным
Горошинками стать:
Какой бы можно дивный
Гороховый суп подать!

Генрих Гейне, 1823 год

Даже великий Гейне воспевал в своих стихах гороховый суп! Неудивительно, ведь такое ­простое и сытное блюдо известно с древних времен, причем готовят его едва ли не во всех странах, где выращивают сам горох.

Например, в Британии суп варят в основном из желтого гороха. Эта традиция зародилась на военно-морском флоте, потому что желтый горох прекрасно и сколь угодно долго хранился в трюмах и служил основой для очень сытной и простой еды. В Финляндии это блюдо тоже хорошо известно среди военных, только финны предпочитают зеленый сорт гороха, который более распространен в этой стране.

Немецкий вариант супа подают с колбасками и черным хлебом. Или в тарелке, сделанной из хлеба. Кстати, именно в Германии изобрели пищевой концентрат — «гороховую колбасу», существенно сокращающую время приготовления. Голландцы предпочитают густой гороховый суп, в котором стоит ложка, — он является одним из символов национальной кухни.

В Дании гороховый суп едят с блинами, а шведы подают к нему блины с вареньем! Кстати, в Швеции тоже любят и ценят гороховую колбасу, а приготовленный из нее суп был любимой едой скандально известного шведского писателя Августа Стриндберга.

Я использую белорусский вариант «колбасы» — брикет горохового концентрата. Такие полуфабрикаты поставляются к нам официально, и купить их не проблема. Второй ингредиент — копченые свиные ребра любого производителя. По моему опыту, самые вкусные те ребрышки, которые продаются как закуска к пиву. Еще понадобится одна морковка, три луковицы, три-четыре картофелины, один-два стручка острого перца, подсолнечное масло, хлебные сухари и зелень.

Начинаем!

Смешиваем в казане мелко нарезанный лук, натертую морковку и целые стручки перца, заливаем маслом, обжариваем до золотистого цвета и шумовкой выкладываем на тарелку. После этого даем казану остыть — минимум десять минут.

Остывший казан на три четверти объема заполняем водой, полчаса варим ребра в сильно кипящей воде. Если при кипении образуется пена, то снимаем ее шумовкой. Потом извлекаем сварившиеся ребра, остужаем их, отделяем мясо от костей и мелко нарезаем.

Сухими руками (!) разминаем гороховый брикет до состояния порошка и мелкими порциями высыпаем его в казан — в сваренный бульон. На этом этапе важно убавить огонь, чтобы горох в бульоне не кипел, а томился, и периодически перемешивать его шумовкой, чтобы не образовывались комки.

Когда горох разбухнет, добавляем в наш суп морковно-луковую зажарку, мясо и средние по размеру дольки картофеля. Они будут индикатором готовности: как только картошка сварится и станет мягкой, значит, сварился и суп.

Консистенция? Тут нет никаких правил и стандартов. Если хотите суп пожиже — добавляйте больше воды, а можно отведать и густой голландский вариант.

Разливаем по тарелкам, добавляем сухари, зелень — и готовимся выслушивать комплименты от друзей. Приятного аппетита!

Ухо планеты

Недалеко от Калязина, в районе населенного пункта Толстоухово, стоит огромное ухо, направленное в космос, — его видно издалека. Разве можно проехать мимо? Гигантская тарелка — это радиотелескоп РТ-64, полноповоротный параболический рефлектор с диаметром зеркала 64 метра, принадлежащий Калязинской радиоастрономической обсерватории. Построили ее в 1992 году, а место выбрали исходя из минимального шумового и светового фона. Сама обсерватория являлась подразделением Особого конструкторского бюро Московского энергетического института, которым более тридцати лет руководил ­Алексей ­Богомолов — человек, под чьим кураторством создано абсолютно все радио- и телеметрическое оборудование, которое работает в космосе и обслуживает наземные космические системы. Радиотелеметрия, траекторные измерения, фазовая пеленгация, обеспечение испытаний первых баллистических и межконтинентальных ракет, запуск искусственных спутников ­Земли, проведение научных экспериментов в космосе и обеспечение связи с межпланетными исследовательскими аппаратами — это все Богомолов!

Калязинская обсерватория занимается исследованиями физических свойств пульсаров, изучает галактические и внегалактические объекты, и именно ее специалисты получили первые изображения ядра кометы Галлея. ­Радиотелескоп может работать в широком диапазоне частот и быстро перенастраивать антенну с одного объекта наблюдения на другой — поворот зеркала обеспечивается подвижной платформой с двумя степенями свободы. Точность позиционирования (1 мм!) позволяет принимать сигналы даже из других галактик на расстоянии сотен световых лет от Земли. В настоящее время на связи у калязинской «тарелки» находится американский космический аппарат, который вращается вокруг Марса на расстоянии 124 млн километров от Земли, — его радиосигнал доходит до нашей планеты за 14 минут!

В общем, если соберетесь в Калязин, не поленитесь заехать к тарелке — рядом с такими объектами очень отчетливо ощущаешь свою мизерность и бренность.

Радиотелескоп РТ-64 (ТНА-1500) 
Собирающая площадь, м2 1500
Диаметр зеркала, м 64
Масса зеркала, т 800
Диаметр вторичного зеркала, м 6
Точность позиционирования, мм 1
Минимальная рабочая длина волны, см 1
Общий вес конструкции, т 3800
Высота, м 178

Рекомендованные статьи