Экспедиция в Крым — 2009: навiгацiя

Фото: Константин Сорокин | Сергей Мамин | Степан Шумахер

«Куплю автомашину с навигацией, пошью костюм с отливом — и в Ялту!» — в наши дни известный киногерой Савелия Крамарова вполне мог произнести и такую фразу. Автомобилей с «родной» навигацией у нас было два — Skoda Superb и Toyota Avensis. Остальные машины мы укомплектовали «коробочками» Personal Navigation Device с загруженными картами Украины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Экспедиция в Крым — 2009: основной репортаж
Экспедиция в Крым — 2009: винный тур

Перед выездом из Москвы мы провели экспресс-тест штатных навигаторов, и они его провалили. Навигационная система Шкоды всеми цветами радуги расписывает Западную Европу, знает Санкт-Петербург, Москву, но к югу от столицы превращается в «молоко». Электронный штурман нового Авенсиса российскую географию знает лучше, но Украина для него — terra incognita. Окончательно испортил наст-роение звонок дистрибьютору компании Garmin: оказалось, что маршрутизируемые карты Украины для этих навигаторов в России официально не продаются — нет лицензионных соглашений. Неужели придется ехать «по бумаге»? Выручили разработчики программ для навигационных «коробочек», которые и все соглашения давно заключили, и сопредельные территории «прорисовали».

Первыми отозвались авторы навигационной программы Автоспутник. На территории Украины они используют электронную карту Natec, купить которую можно в сетевых магазинах или через интернет за 1000 рублей (цена — для владельцев российского пакета Автоспутник). Другая программа, Навител-Навигатор, работает с украинской картой Центра навигационных технологий, цена которой — 1190 рублей. Кроме этого, наши коллеги из киевского бюро Авторевю раздобыли две навигационные системы «made in Ukraine»: Визиком-Навигатор с картографией Визиком (она стоит $78) и MioMap с картой Carte Blanche (эта программа «привязана» к конкретным устройствам и отдельно не продается). Примечательно, что у программ Автоспутник, Навител-Навигатор и Визиком-Навигатор есть версии под операционную систему Windows Mobile, благодаря чему их можно установить не только в «коробочки», но и на КПК и смартфоны. Купил флешку с программой, вставил в продвинутый телефон или «наладонник» — и пользуйся навигацией. Для разовой поездки это, пожалуй, самый разумный выбор.

Несмотря на единую платформу, интерфейсы программ заметно различаются. Экран навигации Навител напоминает военную «километровку», на которую неаккуратный штабист высыпал канцелярские кнопки. Попасть в такие «кнопки» пальцем невозможно, а чтобы разглядеть мелкие надписи, приходится до рези напрягать глаза. Мельчит экран и в украинском Визиком-Навигаторе, так что людям с не самым лучшим зрением рекомендуем это учесть. А вот дисплеи программ MioMap и Автоспутник «читаются» и «лис-таются» легко — здесь крупные виртуальные кнопки и интуитивно понятное меню.

По удобству адресного поиска нам больше других понравился Автоспутник. В поисковую строку можно забивать любое название (улицу, город, поселок или объект POI) — и после анализа совпадений программа сама предлагает выбрать нужный вариант. Это, пожалуй, самый удобный алгоритм. А расстроило отсутствие архива: программа почему-то не запоминает недавно найденные адреса, вынуждая каждый раз вводить их заново.

Автоспутник

Навител-Навигатор привязан к четкому адресному формату: «город—улица—дом» и оснащен продвинутой системой предикативного ввода. А вот чтобы разобраться с адресным поиском в украинских системах, пришлось залезать в лингвис-тические дебри. Учтите, если не знаете «мовы» и хотите попасть в Ивано-Франковск или Николаев, то на навигатор не надейтесь: вбивать эти города в поисковую строку систем Визиком-Навигатор и MioMap надо как «Iвано-Франкiвск» и «Мiколаiв». Улица — «вулиця», город — «мiсто», а русское слово «город» с ударением на последний слог на украинском означает «огород»! Звуковые подсказки в программе Визиком русскоязычные, однако стилис-тика речи хромает: «выполните второй поворот направо», «продолжайте ехать прямо более чем один километр» — ну не говорят так по-русски! Навигатор MioMap, словно ярый «западенец», русского языка не признает вовсе. Названия на украин-ском, меню на украинском, настройки на украинском. И никакие вам не points of interests, а «цiкавi точки». Прелесть! Хлопцы, может, к общей радости, перейти на английский?

Звуковые подсказки вообще убивали наповал. С перлами, которые выдавала «девушка из навигатора», не сравнится даже украинская речь молодого Бельмондо, фильм с которым крутили в ялтинской гостинице. Тонизирующий эффект от программы MioMap был так высок, что на длинных перегонах мы переставали глотать «энергетики». Справедливости ради заметим, что с эргономикой в этой системе порядок — MioMap отличается простым управлением и интуитивно понятным интерфейсом.

Визиком-Навигатор

В режиме маршрутизации (когда задана конкретная точка и навигатор осуществляет поиск нужных дорог) все участники теста работают неважно. Российские системы периодически путаются на загородных развилках и круговых развязках, говоря одно, а показывая совсем другое. И если Автоспутник врал в основном устно (при двусмысленном поведении этой программы всегда верьте «картинке»!), то Навител-Навигатор давал ложные показания и устно, и «письменно». Озвучивал маневр, но не увеличивал масштаб, показывал направление на перекрестке, но не давал голосовой команды. При ошибочных маневрах программа слишком долго приходила в себя, зачем-то поворачивала карту «по северу» и отвлекала косноязычными командами. В Визикоме раздражало плохое сглаживание — курсор скакал по карте, как кузнечик. Вдобавок Навител, MioMap и Визиком досаждали болтливостью, озвучивая естественные изгибы дороги. Поверните налево, поверните направо, поверните налево, поверните направо — дурдом! Через горный перевал идет единственная дорога, и озвучивать все ее «шпильки» вовсе необязательно — мы же не на ралли! По нашим наблюдениям, из четырех навигационных программ в режиме маршрутизации стабильнее всего работал Автоспутник.

Навител-Навигатор

Лучшую карту выделить сложно. По зоне покрытия и уровню детализации лидирует Навител, но Украину он знает хуже местных программ Визиком и MioMap, которым отдельное спасибо за экскурсию по «секретной» Балаклаве. Автоспутник удивил отсутствием адресного поиска в Симферополе. Словом, нюансов много и оптимальной картой будет та, которая лучше привязана к конкретному путешествию. Благо уровень детализации в конкретных городах («до населенного пункта», «до улиц» и «до дома») указывается на сайте производителя навигационных систем, поэтому выбирать подходящую для вашей поездки программу удобнее всего через интернет. 

MioMap

Информационная база POI наиболее достоверно отражает лишь бардак, царящий в сфере услуг на крымских курортах: найти что-либо полезное (шиномонтаж, кафе, кемпинг) с помощью навигатора непрос-то, особенно если это навигатор с российской программой. Системы Визиком и MioMap в этом смысле выглядят более продвинутыми, но и они часто «косячат» на ровном месте. Система предупреждения об ограничениях скорости (есть в программах Автоспутник, Визиком-Навигатор и MioMap) работает номинально, то есть подразделяет дорогу на городскую и загородную с соответствующими ограничениями: 60 км/ч и 90 км/ч. И там, где в городе стоит знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч, навигатор молчит. В Навителе эта функция работает только на территории России, но работает отвратительно, то и дело по своему усмотрению вводя несуществующие ограничения на загородных магистралях. А вот подсказки о милицейских засадах — вещь! Перед местами, где установлены видеокамеры, стационарные радары или периодически встречаются передвижные пикеты, программы выдают предупреждающий сигнал. Причем на Украине этот сервис работает значительно лучше, чем в России, а особо полезным он оказался на трассе Мелитополь—Джанкой—Симферополь, где нам попалось несметное количество людей с радарами. Поэтому за экономию времени и редакционного бюджета — большое человеческое спасибо разработчикам программ Автоспутник, Визиком и MioMap.

Российскую часть маршрута системы, которые мы взяли в Москве, отработали неплохо. Единственной аномальной зоной оказался Краснодар, где мы ночевали на обратном пути. Поначалу подходящую гостиницу мы пытались найти с помощью штатной навигационной системы Тойоты. Долго петляли по городу — и через двадцать минут добрались до места, которое система представила нам как гостиницу Марс. На деле Марс оказался отелем-сауной с оплатой по двойному тарифу — за сутки и за час. Красные фонари, неоновая подсветка — и «марсианки» с почасовой оплатой, которых прямо на наших глазах выгрузил тонированный «марсоход». Каким образом этот греховный «фаст-фуд» попал в базу POI Тойоты, мы можем только догадываться. (В этой связи забавно, что о существовании центрального офиса Тойота Мотор Рус в подмосковных Мытищах навигация Авенсиса не знает!) Призвав на помощь Навител, просим вывес-ти нас к гостинице Центральная — и вскоре понимаем, что навигатор гостиницу видит, а мы — нет! Первый круг, второй, третий... Оказалось, что Центральную снесли полгода назад. Плюнув на высокие технологии, стучимся в двери отеля Москва — купились на название! — и «попадаем» в третий раз: такого ненавязчивого сервиса и таких убогих номеров мы не встречали даже в крымских трущобах!

И все же главный вывод оптимистичен — спутниковая навигация на курортном направлении работает, и те навигационные пакеты, которые продаются в России, на наш взгляд, вполне стоят своих денег. Качественных отличий между ними и «локальными» программами немного, поэтому тратить время на поиск «чисто украинских» систем Визиком и MioMap/Carte Blanche имеет смысл лишь в том случае, если вы часто ездите на Украину на машине. В других ситуациях проще и удобнее пользоваться российскими разработками, причем в некоторых случаях сразу двумя. Автоспутник хорош в качестве электронного штурмана (он неплохо водит по маршрутам, нечасто ошибается и знает гаишные засады), а Навител-Навигатор радует подробнейшей картой. Еще одно достоинство Навитела — в общей российско-украинской базе данных и возможности «сквозного» адресного поиска.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи