Экспедиция на Арал. Саввин Иванович и конец света

ЭКСПЕДИЦИЯ НА АРАЛ:
основной репортаж

Километровый мост через Амударью в Нукусе выглядит насмешкой над рекой — мутный поток шириной метров сто появился в широченном русле лишь полгода назад, когда начался спуск воды из Тахиаташского водохранилища. А там, где раньше был берег, сейчас — месторождение… кирпича. Бедняки и их дети месят в ямах донную глину и обжигают брикеты прямо на солнце.

Домики вдоль «набережной» построены как раз из такого кирпича. Это бывший Рыбачий поселок. Каракалпак, которого мы попросили помочь нам разыскать русских староверов, стучится в калитку крайней хижины за дырявым забором.

— Салам алейкум, Саввин Иванович!

— Алейкум салам! — появившийся из мазанки старец с бородой по пояс и пояском поверх потертой рубахи приоткрывает калитку.

— Добрый день, — выставляю я ладонь, да так и остаюсь с протянутой рукой. Здороваться за руку с безбородым незнакомцем, да еще и в очках, в этом доме не положено.

Отцы и дети…

Саввин Иванович Макарчев — старейшина нукусской общины уральцев, русских рыбаков-староверов.

В Приаралье христиане-раскольники оказались в семидесятых годах XIX века, когда Александр II сослал на Амударью три тысячи семей смутьянов — яицких (уральских) казаков-староверов. Муйнак, Кунград, Ходжейли, Урга… В Нукусе осело примерно пятьсот семей — и почти на век русские рыбаки стали хозяевами Арала и Амударьи: развитого рыбного промысла до их прихода здесь не было.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи