На дне: экспедиция к Аральскому морю

Это наркомания. Или ee частный случай, алкоголизм. Каждый раз, возвращаясь из многодневных пробегов, зарекаешься: больше — никогда, ни-ког-да! А если в следующий раз главред поставит вопрос ребром, то уволюсь к чертовой матери.

Проходит пара месяцев, затевается очередная вылазка — и все встает с ног на голову: шефу уже приходится изворачиваться, чтобы никого не обидеть — ехать хотят все! Готовы отменить командировки на Лазурный Берег, пожертвовать частью отпуска… Ну а потом, на подступах к Москве, все пойдет по тому же сценарию: никогда, ни-ког-да… В общем, раздвоение личности, главный признак запущенной формы заболевания.

На этот раз симптомы проявились раньше — за 3000 километров от Москвы, в одном из самых безлюдных мест планеты.

Приаралье, плато Устюрт. Плюс 44. Сначала почувствовали запах дыма, остановились и заглянули под машину. Там тлели ветки саксаула, набившиеся между выхлопной системой и поперечиной рамы. В ход пошла заначка питьевой воды. Кто-то открыл капот, чтобы плеснуть сверху, а оттуда — язык пламени. Горим! Огнетушитель, быстро! Где документы? Отгоните другие машины!

Это был Great Wall Hover. А еще были УАЗ Патриот, только что обновленная Лада 4х4 и Tagaz Tager. Два исконно российских автомобиля, и два — формально: Hover дособирается в Гжели, а Tager — в Таганроге. Все четыре можно без натяжки назвать внедорожниками (у каждого есть демультипликатор и возможность жесткого подключения передней оси), все — с бензиновыми моторами и механическими коробками, а еще их объединяет относительная доступность. Сюда, конечно, просилась и Шевронива, но… В последний момент оказалось, что на всем предприятии GM-АвтоВАЗ не нашлось ни одной «свободной» машины. Купить Шеви-Ниву в Москве и поставить ее на учет мы уже не успевали.

Впереди — 7000 километров, из которых около двух тысяч придется на бездорожье. Если повезет, то проберемся и на окутанный тайной остров Возрождения — ведь сейчас это уже не остров, а полуостров: Арал обмелел, открыв перешеек. 

ЕЩЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ:
Куда ушло море?
Дядя Володя и ненужное море
Остров
Миражи Аралкума
Саввин Иванович и конец света
Все об автомобилях экспедиции

Рекогносцировка

Нас уверяли, что даже на самых серьезных внедорожниках мы на остров Возрождения не пройдем. Почему?

За пару недель до пробега я улетел в Нукус (это Узбекистан, столица Каракалпакии и ближайший к Аралу международный аэропорт), разыскал там Mercedes Gelaendewagen — и, пообещав владельцу заплатить по двести долларов за день работы, уговорил его поехать со мной к перешейку. Доехали. Но дорогу преградили сотрудники сейсморазведочного лагеря российской компании Петроальянс:

— Что, на остров Возрождения? Какой такой автопробег? Невозможно, там топь. И вообще, здесь закрытая территория. Мы записали номер вашей машины — и доложим куда надо о несанкционированном проникновении на остров.

— Так мы ведь еще никуда не проникли.

— Тогда доложим о попытке проникновения. Послушайте совет: разворачивайтесь — и больше никогда сюда не приезжайте.

Прозвучало серьезно. Но стоило ли ради этого лететь в Узбекистан?

Мы отъехали назад и, обойдя лагерь стороной, снова направились на перешеек. Но вскоре остановились, причем вовремя. Еще метров триста — и сели бы так, что плестись пешком нам несколько километров под палящим солнцем на поклон к тем же суровым ребятам из Петроальянса: помогите, мол, гусеничным тягачом. Под грязе-солевой коркой — липкая, вязкая жижа. Продавишь корку колесами, сядешь на брюхо — и поминай как звали. Никакие лебедки с «якорями» в этой каше не помогут. «Якорь» тут же вырвет, а машина не стронется с места. Да и не было у нас собой никакой лебедки.

Ладно, остров Возрождения из маршрута вычеркиваю, но не жирной чертой, а тоненькой. Вернусь в Москву — потолкуем с шефом. А вот на плато Устюрт, на дно Арала и в бывшие города-порты Муйнак и Аральск мы поедем точно.

Вопрос об острове Возрождения так и остался приоткрытым.

День первый. Старт

Москва, пятница, утро 31 июля. До старта полчаса, но не хватает одной машины. Позавчера нам говорили, что наш Tagaz Tager проходит ТО на сервисе. Мы предложили подъехать на станцию и забрать машину, но нас заверили, что в четверг вечером автомобиль будет возле редакции. Вечером машины не было, и тогда же выяснилось, что автомобиль действительно на сервисной станции, но только не в Москве, а в Таганроге! Кстати, офис редакции Авторевю — на Ленинском проспекте Москвы, а в Таганроге, само собой, есть улица Ленина и наверняка есть дом с таким же номером… Автомобиль мог ждать нас и там!

А вот и долгожданный Tagaz Tager: бедный водитель гнал всю ночь! Спасибо, конечно, но… Мы-то договаривались о пятидверном автомобиле, а это — трехдверка.

Ладно, едем.

От какой-либо специальной подготовки машин мы отказались — никакой дополнительной защиты, багажников и лебедок. Даже шины менять не стали — пусть будут штатные. Лишь попросили укомплектовать автомобили вторыми запасками и собрать походный ремкомплект — свечи, фильтры, ремни, модули зажигания. А мы, в свою очередь, загрузили сэнд-траки, ручную лебедку, разнокалиберные тросы, десять канистр с бензином и четыре двадцатилитровых фляги с питьевой водой. И, конечно, палатки, спальники, посуду, газовый баллон-плитку...
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи