Грузия: потерять опору. Константин Сорокин о 176-м истребительном полку советских ВВС

Фото: Константин Сорокин

По пути в Сванетию мы остановились перекусить в окрестностях городка Сенаки. А пока коллеги листали меню в придорожном ресторанчике, я решил метнуться на военную базу. Настроил GPS-приемник, вооружился длиннофокусным объективом и, чтобы не дразнить грузинских военных российскими номерами, попросил у Демура его автомобиль.

В советские времена город Сенаки назывался Миха-Цхакая, а на месте нынешней грузинской военной базы располагался 176-й истребительный полк советских ВВС

Там, где сейчас обосновались грузинские военные, в советское время стоял 176-й авиационный истребительный полк, «прославившийся» тем, что с его аэродрома был совершен последний в истории СССР угон военного самолета. Пилота советских ВВС Александра Зуева, улетевшего в Турцию на новейшем фронтовом истребителе МиГ-29, американские военные эксперты называли секретным оружием США в Персидском заливе: его знания им очень пригодились во время операции «Буря в пустыне».

Чтобы разглядеть военную базу в Сенаки, пришлось подняться на ближайшую гору. Здания на переднем плане построены уже после развала СССР и явно по американскому проекту. А вот капониры для укрытия самолетов и другой техники — старые, советские. За ними проглядывает лента взлетно-посадочной полосы, с которой в ночь на 20 мая 1989 года взлетел МиГ-29 капитана Зуева

Каковы были истинные мотивы предательства, неизвестно, хотя, по словам сослуживцев, не последнюю роль в побеге Зуева на Запад сыграла банальная бытовуха.

Нарыв лопнул в ночь на 20 мая 1989 года. Заступив на очередное дежурство, Александр торжественно объявил сослуживцам, что у него родился сын, и поставил на стол торт — дескать, на дежурстве больше ничего нельзя. Когда под действием крема со снотворным вся смена отключилась, он перерезал кабели сигнализации и связи, однако проникнуть на стоянку самолетов угонщику помешал несговорчивый часовой. После смены караула Зуев, уже не вступая в дебаты, набросился на заступившего на дежурство бойца, несколько раз выстрелив в него из табельного Макарова. Тут же в ответ получил автоматную очередь, но, несмотря на простреленное плечо, сумел добежать до самолета, забраться в пилотскую кабину, запустить двигатели и — поднять дежурный МиГ-29 в воздух. Единственное, чего не удалось сделать угонщику, это расстрелять потенциальных преследователей: уже выполнив боевой разворот над перроном, Зуев из-за стресса не справился с предохранителями пушки. Примечательно, что в полете бортовая аппаратура МиГа дважды фиксировала радиолокационное облучение, но атаки средствами ПВО не последовало. Вскоре самолет Зуева совершил посадку в турецком аэропорту Трабзона.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи