В Париж через Мамадыш: учимся экономично водить КАМАЗ К5

Фото: Радик Гарипов | Федор Лапшин

В нашей рубрике — снова дальнобойные приключения. Недавно я рассказывал, как вел новый MAN TGX от Тюмени до Омска, а теперь ездил на полностью груженном автопоезде с тягачом КАМАЗ поколения К5 из Набережных Челнов в Мамадыш и обратно, причем дважды. И не просто так: обучался экономичному вождению!

Поговорка «В Париж через Мамадыш», которая бытует в Татарстане, означает «окольными путями», но здесь ее смысл будет другим. С «Парижем» все понятно: европейские производители грузовиков давно проводят обучение экономичному вождению, и я проходил его в 2017 году на Скании, в прошлом — на ДАФе. Но аналогичный тренинг на КАМАЗе — такого раньше не было!

Этот график наглядно показывает влияние разных факторов на расход топлива. Только манера вождения позволяет сэкономить до 10 л/100 км

А теперь есть, и неудивительно: с одной стороны, на топливо приходится 35—40% эксплуатационных затрат, с другой — новое поколение позволяет сократить эти расходы, причем существенно: достаточно сказать, что сам по себе К5 на 10% экономичнее предшественника К4.

Для меня все началось зимой, когда я впервые водил КАМАЗ К5: тогда я ­проехал с 20 тоннами пива Балтика по трассе М11 и, несмотря на отвратительную погоду с мокрым снегом, привез расход топлива ниже тридцатки — 29,7 л/100 км. После той статьи мне даже звонил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, и мы с ним говорили минут сорок. О перспективах, о том, что одна из задач завода — показать и доказать клиентам экономичность новой модели, о том, что водителей надо учить... А еще Когогин поделился идеей о конкурсе экономичности на тягачах К5.

Сказано — сделано: конкурс состоялся в Челнах в середине августа, и на него прибыли 26 водителей со всей страны, которые уже работают на «ка-пятых». Победителю вручалась Лада Веста, его компании — новенький К5. Машины для соревнований взяли прямо из эксплуатации: их КАМАЗ на время арендовал у транспортной компании.

Чемпион из самих Набережных Челнов пришел к финишу с расходом 22,4 л/100 км, у серебряного призера из Чебоксар — такой же расход, но чуть большее время. На третьем месте — водитель из Екатеринбурга с 22,6 л/100 км. А мой знакомый Арсен, с которым я вез пиво из Питера зимой, привез 24 литра на сотню. Прямо олимпийская борьба — голы, очки, секунды! И не на рафинированном ринге, а на дороге общего пользования с дорожным потоком, обгонами, грузовиками-тихоходами и прочими развлечениями.

Я на конкурс не попал, поскольку как раз в те дни «дальнобоил» по Сибири на МАНе — о чем и сказал Когогину, с которым встретился на форуме Армия. К тому времени мы оба уже знали: в конце сентября я еду в Челны, чтобы пройти там обучение экономичному вождению. Его прошел и сам Когогин, о чем упоминал не раз: до обучения он получил 32 л/100 км, после обучения — 27 л/100 км. Кстати, президент Татарстана и гонщик Рустам Минниханов показал на этом же маршруте 32,5 л/100 км: значит, моя задача — проехать хотя бы не хуже их!

Результаты заезда Рустама Минниханова

И вот я около НТЦ КАМАЗа, а на подъездной дороге стоит К5 с груженным нефазовским полуприцепом. Вес балласта — 20 т, значит, полная масса автопоезда — 35,6 т, примерно как и на прошлогоднем тренинге ДАФа.

Но маршрут длиннее: если у Скании он был равен 60 км, у ДАФа — 80 км, то тут около 130 км, как на конкурсе. Концепция обучения полностью европейская: первый раз я еду так, как сам считаю нужным, после возвращения на базу — обед, лекция и второй заезд, уже с применением полученных знаний и помощью инструктора. Кстати, машина, которая досталась мне, еще 2019 года выпуска. На кабине — табличка с порядковым номером 0032 (из первой партии!), на одометре — больше 200 тысяч километров. Но в кабине очень чисто, и техническое состояние на пятерку.

Несмотря на пробег 200 тысяч километров, в салоне ничего не гремит и не скрипит

Заводской водитель выводит автопоезд из города на трассу, на обочине мы пересаживаемся... И снова здравствуй, «ка-пятый»! После зимы я водил тебя еще в июне, когда на новой версии 6х2 ­отвозил погрузчик из Питера в пригород, — и с каждым разом ты мне нравишься все больше. Ничуть не кривлю душой: я, искушенный лучшими иномарками в этом классе, действительно полюбил К5 — за простоту и понятность в управлении, за уверенное поведение на дороге, за здоровенную кабину ­(понятно, что мерседесовскую в своей основе) с ровным полом и без намека на раскачку, за качественный интерьер без скрипов и сверчков и, наконец, за современный планшет, которого даже у новейших тягачей Renault T нет в базе.

Ну хорошо, скажем, у Cкании и ДАФа двигатель работает тише, но «европейцы» и куда дороже. Зато рулевое управление «ка-пятого» однозначно лучше, чем у калужского Volvo FH (там баранку трясет на неровностях), шторы в кабине плотнее, матрас удобнее, а тот же планшет «красивше». Вдобавок теперь на этом дисплее появился режим оценки водителя — с цветными шкалами экономичности, оборотов и баллами, которые машина (а точнее, ее встроенная система) проставляет за разные дисциплины.

На центральный дисплей теперь выводятся расход топлива, обороты и баллы за разные дисциплины

Поворотник, взгляд в зеркала, о-очень плавный разгон — и погнали. Трасса на Казань, по которой проходит маршрут, не полноценный автобан, но тут по две полосы в каждую сторону, между ними широкий разделительный газон. И постоянные перепады высот — то спуск, то горка.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи