Ритейлер: изучаем первый рефрижератор КАМАЗ К5 6x2

«А теперь берем оборудование из лаборатории и несем к КАМАЗу!» — командует ветеран компании Мосдизайнмаш Владимир Владимирович. Я провел здесь два дня — знакомился с первым экземпляром рефрижератора на шасси КАМАЗ К5, водил его и даже принимал участие в заводских испытаниях.
Я с командой специалистов Мосдизайнмаша
Заводчане-ветераны — золотой фонд предприятий! Таков и Владимир Владимирович Полфёров, который почти полвека, с 1966 по 2013 год, работал на ЗИЛе. Там он был главным конструктором по сцеплению, начальником отдела шасси и агрегатов трансмиссии и, наконец, главным конструктором агрегатов трансмиссии и малых серий. «Малыми сериями» считались автомобили, которые изготавливались до 100 единиц в год, — например, грузовики ЗИЛ-130 с двухрядной кабиной.
А теперь Владимир Владимирович работает на заводе Мосдизайнмаш под Обнинском, в собственной лаборатории для испытаний изотермических кузовов, которые делают здесь. Часть оборудования для проверки — тоже своей конструкции. Например, статически нагружается элемент кузова рефрижератора: если панель толщиной 30 мм выдержит три тонны, такие можно ставить на автомобиль. Еще один вид испытаний — ударный: с двухметровой высоты на элемент термоизоляции падает каменный шар весом 4,2 кг. «Этот метод я подсмотрел у тех, кто делает окна», — улыбается Владимир Владимирович (только там шарик, понятно, намного легче) и приглашает посмотреть на сохранившиеся чертежи компонентов автомобилей ЗИЛ и даже ЗИС: так автозавод назывался до 1956 года.
Владимир Полфёров показывает старые чертежи
Я разглядывал эти листы затаив дыхание! В самые ранние годы чертежи делали на батистовой ткани: таких у Полфёрова нет, а вот более поздние есть, причем часть из них не на кальке или бумаге, ветшающей от времени, а на каком-то другом материале. Вот элемент облицовки с логотипом ЗИС, датированный 1934 годом, а вот «крестовина концов дифференциала» с пометкой: «ЗИС-22». Это же для уникального полугусеничного грузовика, который выпускался с 1939 по 1941 год! Ну а нас ждет теплоизоляционное испытание кузова новейшего рефрижератора КАМАЗ К5: надо проверить, нет ли утечек. Но об этом как-нибудь позже, а пока — про сам автомобиль.