Захолаживание: сколько проедет газовый КАМАЗ на одной заправке?

Мой табельный номер 03056, и сегодня я водитель компании NATCAR. Инструктаж по технике безопасности, медосмотр, путевой лист: мы с другим водителем, Виктором, едем за сотню километров от базы на дозаправку. Почему так далеко? Потому что тягач КАМАЗ К5 работает на СПГ, сжиженном природном газе, который заморожен до минус 135 градусов! Под одной из служебных кнопок на заправочной колонке так и написано: «Захолаживание»...
У меня дома стоит бутылка масла. Но не подсолнечного, а моторного, на анализ: его я привез от питерского дилера. Это масло — из двигателя газового КАМАЗа К5 СПГ, который работает в тяжелых условиях, под самосвальным полуприцепом, и расходует 32 кг/100 км (СПГ считается в килограммах)...
Читатели уже давно просили меня порулить КАМАЗом К5 СПГ и хотя бы заочно сравнить с другими газовыми моделями. И вот такой случай представился: «дочка» КАМАЗа, транспортная компания NATCAR (National Carrier, «национальный перевозчик»), получит в общей сложности 600 тягачей К5 на СПГ, и это отличный повод познакомиться с машиной.
Для начала — краткий ликбез. Итак, грузовики могут работать на метане в двух состояниях, КПГ (компримированный, или сжатый, природный газ) и СПГ (сжиженный природный газ). Сжатый метан хранится под давлением в красных баллонах: заправок с ним немало в нашей стране, но у этого топлива есть целый ряд минусов. Оно взрыво- и пожароопасное, двигатель на нем ощутимо теряет характеристики, наконец, запас хода невелик — в «дальний бой» не пойдешь. Другое дело СПГ, который заправляется в сверкающие криогенные баки: мало того что у этих баков двойные стенки, так еще и газ минимально опасен на открытом воздухе. Поскольку он хранится при очень низкой (до –162 градусов) температуре и давлении, близком к атмосферному, то при разгерметизации просто утекает в атмосферу, заодно охлаждая все вокруг. Характеристики двигателей на СПГ близки к дизельным, и, наконец, это топливо обеспечивает внушительный запас хода, не говоря об экономии денег. Не все, конечно, просто, но об этом позже...
IVECO Stralis LNG
Впервые тема СПГ для магистральных тягачей была поднята в Европе: еще в АР №2, 2018 я рассказывал о том, как водил по Германии груженый автопоезд полной массой около 33 т с таким тягачом IVECO Stralis. При среднем расходе метана около 26 кг/100 км расчетный запас хода был равен примерно 1400 км — конечно, разгонялся тягач хуже дизельного, но это неизбежная плата за новое топливо.