Sisu, кофе и пончик: что нового у финнов?

Фото: компания Sisu | Максим Чернявский

О маленьком финском производителе грузовиков Sisu мы упоминаем в Авторевю, как правило, в связи с Дакаром — поскольку гоночные КАМАЗы, МАЗы и IVECO оснащены мостами этой марки. Но сейчас у Sisu появилась новинка с колесной формулой 10х6, а я съездил в Финляндию, чтобы познакомиться с 76-тонным автопоездом местного производства. Правда, вместо его теста получил талон на кофе с пончиком...

На фоне европейских гигантов компания Sisu почти незаметна — поскольку ее объем производства в последнее время исчисляется даже не сотнями, а десятками. Судя по финской статистике, в 2013 году здесь сделали 103 машины, в ­2014-м — всего 35, в 2015-м — 53 экземпляра. А ведь еще десять лет назад завод выпускал по триста с лишним грузовиков!

Снимок из восьмидесятых: тогда марку Sisu носили и красавцы-тягачи

Пациент еле жив? Ничего подобного: на Sisu по-прежнему собирают под заказ нестандартные машины, качественные и дорогие. Кабины — от строительной модели Mercedes Arocs, рядные двигатели Евро-6 и коробки передач тоже мерседесовские (но по желанию устанавливается и любимый финнами несинхронизированный Eaton Fuller), ну а могучие рамы и мосты — собственные.

При этом финны — давние мастера по изготовлению машин с экзотическими колесными формулами, скажем 10х2/4 (пять осей, из которых только одна ведущая, а еще две поворотные) или 4х4+2 (полноприводное шасси с дополнительным «ленивцем», неведущим и подъемным). Кстати, последнюю формулу придумали финны, а подъемные оси они устанавливают с конца пятидесятых.

Колесная формула шасси Super-Polar — 10х6: всего осей пять, а ведущие — три последних, включая подъемную

Теперь появился еще и вариант 10х6 (его можно назвать и 10х6/4): он пятиосный, но какие мосты здесь ведущие? Понятно, что третий и четвертый, поскольку они с двойной ошиновкой. А еще? Как ни странно, и самый последний, подъемный!

Такое шасси заказали австрийцы — причем сперва оно поедет в Германию для установки самосвального кузова. Даже он будет необычным: не подъемным, а с мощной выталкивающей плитой. Так что этот пятиосник, названный Super-Polar, станет карьерным самосвалом грузоподъемностью 45 тонн — первым из довольно крупного заказа.

В Западной Европе подобные машины строят небольшие ателье на шасси известных марок (например, голландский BAS на базе Volvo) — естественно, с массой доработок. Шасси удлиняют и усиливают, заказывают специальные мосты, дорабатывают подвески... Выходит долго и очень дорого.

Sisu — тоже недешевые машины, но с изготовлением здесь все гораздо проще. Изначальная высота лонжеронов родной рамы — 46 сантиметров — позволяет обходиться без надрамника. Стандартной длины рамы не существует в принципе: как заказчик пожелает, так и отрежут! Мосты, повторим, собственные и тоже изначально мощные, рассчитанные на нагрузку до 14 тонн. Ну а кабину, мотор и коробку присылают с Мерседеса: остается только собрать все это вместе.

Несмотря на мерседесовскую кабину, у нынешних Sisu — свой эффектный облик

Но вариант 10х6 — экзотика даже по местным меркам, а я решил познакомиться с «обычным» самосвальным автопоездом полной массой 76 тонн (столько разрешено в Финляндии): Sisu 8х2 с трехосной задней тележкой плюс пятиосный прицеп.

На тест-драйв этой сцепки приглашало объявление на страничке Sisu в фейсбуке: tässä menee markkinoiden tukevin kippiauto, еще один шаг на рынок! Я живо представил себе поездку с 50 тоннами гранита по карьеру — и отправился в Финляндию, по адресу, указанному в объявлении.

И вот я на месте: мороз и солнце, бензоколонка Neste под Турку... И тот самый автопоезд, в котором грелись два финна в фирменных шапочках. Они не говорили по-английски, но дали понять, что поскольку тест-драйв проходит на дорогах общего пользования, то за руль пускают только с местными правами соответствующей категории. Даже европейские не годятся.

Состав из самосвала Sisu Rock с прицепом рассчитан на полную массу 76 т

При этом — ни карьера, ни загрузки, лишь пара километров по ровному шоссе вокруг местной деревеньки. Так что впечатлений с пассажирского сиденья осталось немного, но кое-что сказать могу. Во-первых, за счет высокой рамы и мощной подвески здесь сидишь выше, чем в сородиче Mercedes Arocs. ­Во-вторых, пятиосный прицеп, даже пустой, сильно толкается. И как маневрировать с ним задом — вообще не представляю! Наконец, здесь очень хорошая шумоизоляция и рокота мотора в кабине почти не слышно.

На прощание мне подарили талончик на бесплатный kahvi ja munkki — кофе с пончиком на той самой заправке. Я пил его и размышлял, почему у нас не умеют делать такие грузовики.

Между тем финны не оставляют надежд на наш рынок — и недавно показали на выставке «Российский лес» в Вологде свое видение лесовозного шасси для нашей страны — с колесной формулой 8х8, да еще и системой автоподкачки шин. Длина такого шасси — десять метров, а собственная масса — внушительные двенадцать тонн. При этом финны скромно указывают полную массу 40 тонн, но возможности такого шасси явно выше. А поскольку четырехосник предназначен для России, то 600-сильный дизель Mercedes V8 отвечает нормам Евро-5, причем силовой агрегат и кабина — от Актроса предыдущей серии MP3.

Шасси 8х8 на выставке «Российский лес»: кабина, 600-сильный двигатель V8 и ­«робот» PowerShift — от модели Mercedes Actros MP3, раздатка — ZF

Конечно, лесные дороги у нас не ахти, но вряд ли кому-то придет в голову покупать дорогущий полноприводный ­сортиментовоз экзотической марки. Так что это — скорее демонстрация возможностей, нежели заготовка под реальный ­автомобиль. 

Рекомендованные статьи