Volvo Trucks и Renault Trucks показали грузовики, работающие без солярки
Ровно четыре года назад, в АР №22, 2007, была опубликована статья «Биосолярка, навоз и банановые шкурки» — об экспериментальных грузовых Volvo, работающих на альтернативном топливе. Тогда компания испытывала восемь вариантов: один работал на метаноле, другой на этаноле, третий — на биогазе из растительного масла, четвертый — на синтетической солярке и т.д.
А что «в сухом остатке»? Проверку временем выдержали только три варианта: дизель-электрический гибрид, тягач, работающий на смеси солярки и метана, и вариант, заправляющийся экзотическим диметилэфиром. Тем временем подразделение Renault подготовило свою «альтернативную тройку», но несколько иную. Это гибрид (ну разумеется!), грузовик на сжатом метане и, самое интересное, — электромобиль. С него и начнем: на электрических грузовиках ездить еще не приходилось.
615 вольт на 100 километров
Кто уверяет, что электромобили не токсичны? А чем обогревать водителя? Аккумуляторов на это явно не хватит, и выход один — автономный отопитель на солярке. А о кондиционере можно даже и не мечтать.
И все-таки я ощутил почти детский восторг, когда рулил на Renault Maxity Electric по улицам французского Лиона. Прямо как в детстве, когда в московском парке Сокольники впервые попал на аттракцион с электрическими машинками — ну, знаете, теми, у которых вверх идет длинная штанга токоприемника? Нажал педаль — и поехал, только крути рулем. Но шумела аттракционная машинка явно сильнее (при приближении Maxity пешеход на тротуаре аж отпрыгнул от неожиданности) и там была одна педаль, а здесь две.
Педаль сцепления отсутствует как класс, зато коробка передач есть — это шестиступенчатый «робот» ZF, но с селектором от классического «автомата» Allison. Оказывается, его позаимствовали из-за экранчика, на который можно вывести информацию о заряде батарей. Это для водителя электрогрузовика важнее всего: если встанешь посреди улицы, из канистры уже не дозаправишься!
Вот только «в силу конструктивных особенностей» получить точную информацию можно лишь на стоящем автомобиле. А для приблизительной оценки оставшейся емкости задействован штатный стрелочный топливомер на щитке приборов. Но на моей машине он глючил, показывая то полный «бак» (то есть полную зарядку), то отсутствие «топлива»...
Собственно, в электрическом Maxity большинство компонентов такие же, как у дизельного аналога, за исключением электротяговой установки (асинхронный двигатель развивает всего 64 л.с.), литий-ионных батарей (они выдают 615 В) и дополнительного электромоторчика для привода насосов усилителей рулевого управления и тормозов.