Отправляемся на новенькой Газели Next с двухрядной кабиной в Финляндию на Арктик-тест
— Куда направляетесь? — спросил таможенник на российско-финской границе.
— На Арктик-тест, машины в Северной Финляндии испытывать.
— Надо было раньше приезжать, когда там было минус тридцать!
— Это уже не от нас зависит, — развели мы руками.
И нас пропустили в Финляндию — на новенькой Газели Next с двухрядной кабиной.
Эта история началась в Новый год первого января в полдень, когда мне позвонил бодрый и совершенно трезвый пресс-секретарь ГАЗа Павел Ерасов.
— Помнишь, мы обещали дать на тест перспективную Газель Next с двухрядной кабиной? Машина ждет вас! Когда будете забирать?
— Пусть сначала праздники закончатся, — отвечаю. А сам начал думать: что бы такого интересного сотворить с этой Газелью? На обычной Газели Next мы возили картошку из-под Воронежа в Подмосковье (АР №22, 2013), а на этой, семиместной, — может, устроить сравнительные испытания с аналогичным Фиатом Дукато? Или сколотить бригаду «гастарбайтеров» из сотрудников Авторевю, посадить их в кабину и отправиться на уборку снега? Правда, снега в этом году кот наплакал.
Но тут от коллег из финского журнала Auto Tekniikka ja Kuljetus («Автомобили, техника и транспорт») пришло приглашение на ежегодный Арктик-тест фургонов. И наш шеф загорелся: «Съездите-ка туда на Газели Next!» Ведь Арктик-тест, который организуют коллеги-скандинавы, — единственные в Европе зимние сравнительные испытания коммерческих автомобилей, причем машины туда привозят сами компании-производители (скажем, Mercedes приходит прямо из Штутгарта, да еще с парой специалистов).
Сколько же лет я не был на Арктик-тесте? Восемь? Нет, все десять! А в конце девяностых — начале двухтысячных ездил туда ежегодно и привозил красочные репортажи о приключениях в снегах. Однажды даже занимал деньги на обратный авиабилет из Заполярья у знакомого шведа.
Раньше Арктик-тест был другим: в нем участвовали не только фургоны, но и дальнобойные тягачи. Фургончики шли от Хельсинки до Рованиеми на Полярном круге, а тягачи — от Рованиеми через норвежскую тундру в шведскую заполярную Кируну. Но потом организатор Арктик-теста тягачей Тийт Тамме (у него-то я и занимал деньги) ушел на пенсию — и идея испытаний «дальнобойщиков» в Заполярье заглохла, а фургончики стали финишировать, не доезжая примерно 150 км до Полярного круга. И я перестал ездить туда: было жаль и времени (тест длится не меньше недели), и редакционных денег, поскольку на Арктик-тест все участники приезжают «за свои».
Но сейчас — другое дело! Да и зарубежных коллег Газель Next заинтересует: к своим-то маркам они давно привыкли, а тут такая экзотика. Но как уговорить газовцев отправить машину на международные испытания, пусть и вне зачета?