Автобусам Setra 70 лет — чем запомнилась история марки?
Много грузовых юбилеев в этом году! Вот и концерн Daimler решил отметить необычную круглую дату — семьдесят лет автобусу Setra. Необычна она тем, что это известное в автобусном мире имя появилось в качестве собственного для машин намного позже появления фирмы-владельца.
Туристический Kässbohrer 1936 года со сдвижной крышей и собственным именем «Серебряная птица» на грузовом шасси Mercedes
В далеком 1893 году молодой каретный мастер Карл Кессборер основал в Ульме собственную каретную мастерскую. А в 1907-м построил свой первый автобус на шасси Saurer — очень необычный. Это был фактически грузовик, борта которого трансформировались в скамьи-сиденья (мягкие!). В будни он развозил по городу пиво, а по выходным превращался в прогулочный автобус с полотняным тентом вместо крыши. В дальнейшем автобусы стали основным (хотя и не единственным) направлением деятельности фамильной компании.
Прототип сочлененного городского автобуса на шасси MAN в серию не пошел
Уже к середине 1930-х годов фирма Karl Kässbohrer стала авторитетным автобусостроителем. Как и многие другие, она строила «пассажиров» на грузовых шасси, в данном случае — в основном марки Mercedes. Важную роль в программе играло молодое тогда направление туристических автобусов. Компания уделяла особое внимание комфорту пассажиров. Уже тогда появились мягкие кресла с регулирующимися по высоте подголовниками, а спальные кресла теперь можно было не только раскладывать, но и раздвигать в стороны.
Один из последних автобусов Kässbohrer на грузовом шасси. Фирменная деталь — буква К на колесных дисках — сохраняется и по сей день
Качественный скачок произошел в 1951 году, когда впервые и появилось название Setra. Уже сын основателя фирмы, Отто, вместе с главным конструктором Георгом Валем разработал собственную конструкцию самонесущего кузова. Именно от этого слова (по-немецки «selbsttragend») и произошло название всех автобусов. По новой технологии был собран автобус модели S8, заложивший основу всех будущих поколений. Он был легче, прочнее, а значит, и безопаснее конкурентов. Кроме того, удалось более эффективно использовать внутреннее пространство и создать больше комфорта пассажирам. С того момента грузовые шасси перестали быть непременной основой автобусов во всем мире.
Вот он — первый самонесущий кузов будущей первой Сетры
Через четыре года на автосалоне в Женеве был показан компактный автобус Setra S6. Его достоинства заключались в еще меньшем весе: наружная обшивка была из алюминия, окошки на округлой крыше — из модного тогда плексигласа. Обе оси имели независимую подвеску, что улучшило плавность хода. Выбор двигателей и коробок передач был широким, по желанию заказчика. Позже появилась целая линейка типовых машин длиной от 7 до 12 метров, носивших обозначения от S10 до S14.
Автобус первой серии и сейчас отличается легкостью силуэта
К тому времени фирма обрела мировую известность. Неслучайно в 1956 году Setra получила большой заказ от американской компании Continental Trailways. Среди двух сотен машин были и четыре уникальные — четырехосные сочлененные автобусы длиной 18,3 м с собственным именем Golden Eagle.
Самый роскошный междугородний автобус США 50-х — «Золотой орел» с двигателем Rolls-Royce
В 1967 году автобусы Setra модернизировались, образовав серию 100. В дальнейшем первая цифра будет обозначать поколение машин, построенных на общей базе по модульному принципу. В грузовом мире такую же идеологию исповедует фирма Scania.
Интерьер туристической Сетры начала 1970-х
В 1973 году снова в Женеве показали полутораэтажного «туриста» высотой 3,55 м будущей серии S200. Он крайне понравился туристическим агентствам благодаря наличию не только туалета, но и бортовой кухни на первом этаже, а также огромного багажника.
Семиметровая машина серии 200 — удобное решение для исторического центра
Обладала машина и техническими новшествами: вклеенными стеклами, дисковыми тормозами и пневматической подвеской. В движение автобус приводил десятицилиндровый V-образный дизель Mercedes мощностью 320 л.с. вкупе с механической шестиcтупенчатой коробкой передач ZF.
Косая черта на боку серии 400 — признак фирменного дизайна La Linea («линия»)
Следующая серия автобусов Setra, под номером 300, была запущена в 1991 году. Весь модельный ряд с этого поколения был разделен на три класса: городской MultiClass, междугородний ComfortClass и туристический TopClass. Эта серия получила «в базе» обогреваемые зеркала с электрорегулировками.
Самая известная Setra в России — «Русский князь» из Коломны, Setra S417 GT-HD
А через четыре года компания Karl Kässbohrer Fahrzeugwerke образовала в союзе с автобусным отделением Mercedes альянс EvoBus. Уже будучи люксовым подразделением мирового концерна, она представила в 2001 году очередную серию S400, которая включала больше 20 моделей.
Последняя на сегодня серия Сетры, S500, была представлена в 2012-м после четырех лет разработки и выпускается с 2014-го.
Сетры еще второго поколения активно используются в Калининграде
А самым «сетрофильским» городом России надо признать Калининград. Один из местных пассажирских перевозчиков явно влюблен в эту марку — и потому на улицах города можно в изобилии встретить машины разных поколений и моделей, причем в очень неплохом состоянии.