Международная выставка на территории автобазы в ста километрах от Москвы? Третья по счету!
Федор ЛАПШИН | Фото автора
Международная выставка на территории автобазы в ста километрах от Москвы? Есть и такая — в коломенской автоколонне №1417, где уже в третий раз проводится салон Мир автобусов! Побывав там, мы обнаружили немало интересного.
Среди подмосковных городов Коломна стоит особняком. Ее власти делают все возможное, чтобы город, в котором живет 150 тысяч человек, стал центром туризма. Отреставрированные кремль и храмы, музеи, галереи, сувенирные магазинчики...
А в коломенскую автоколонну №1417 можно водить на экскурсии работников всех пассажирских автотранспортных предприятий страны. «Вылизанная» территория с расписанным художниками забором, сертифицированный сервис марок Mercedes и Setra c чистыми ремонтными цехами. Почти пятьсот автобусов (250 в самой Коломне, еще столько же в соседних Озерах и Луховицах). Сто из них носят марку Setra, и — ни одного «китайца»! На междугородных маршрутах — стюардессы (чай, кофе, пресса). В уличном кафе при автоколонне принимают кредитные карточки, на салфетках и бутылках с газированной водой — эмблема выставки. А еще в автоколонне издают собственную газету — цветную, на хорошей бумаге. Самое удивительное, что это — государственное предприятие!
И в плане внедрения технических новшеств Коломна впереди всех. Проезд здесь оплачивают электронными картами (об этом мы рассказывали в АР №1, 2009): они есть у каждого третьего жителя города. Если наличкой надо заплатить 30 рублей, то проезд по карте взрослым обходится в 21 рубль 90 копеек днем и 20 рублей вечером, а детям — и вовсе в 15 рублей.
По городу ходит единственная в стране низкопольная «гармошка» Volvo, причем отвечающая нормам Euro 5. Но, видимо, она останется в одном экземпляре: автобусное подразделение Volvo потеряло интерес к российскому рынку... Зато эксплуатация этой машины выявила преимущества коробки-«автомата». «Будем покупать машины только с «автоматом», — комментирует директор автоколонны Николай Сиделев. — Хотя за него надо доплачивать четыре-пять тысяч евро, это окупается».
А поскольку Volvo оборудован двумя кондиционерами, нынешним раскаленным летом бабушки-пенсионерки часами катались на автобусе, не желая сидеть в квартирах. В итоге Сиделев оснастил кондиционерами семь маршрутных Спринтеров: «Люди пропускают по нескольку маршруток, чтобы сесть в кондиционированную! Китайские кондиционеры стоят 95 тысяч рублей, но через месяц они отказали. Турецкие дороже, 115 тысяч рублей, но неэффективны. В итоге мы остановились на немецких кондиционерах Suetrak — по 130 тысяч рублей».
Чтобы водители больших автобусов тоже работали в прохладе, семь ЛиАЗов-5256 оборудованы «водяным охладителем» Ebercool: он стоит 650 евро и устанавливается на крышу. За смену уходит 25 л воды — при емкости водяного бака около 30 л. «В жару водители бились за то, чтобы сесть на эти автобусы! В ход шли все способы, от шоколадки нарядчикам до драки...»
Что касается коломенской выставки (ее организаторы — крупнейшее подмосковное автобусное объединение Мострансавто и Минтранс Московской области), то она напомнила бельгийский салон Busworld, тоже расположенный вдали от крупных городов. Полно новинок, нет толп зевак, а специалистам удобно проводить переговоры. Правда, когда Сиделев привез свой «штабной» автобус, рекламируя собственную выставку, на нижегородский салон Busworld Russia (его бельгийцы организовали прошлым летом), разразился скандал: конкурент! Тем не менее Сиделев в следующем году намерен приехать на этом же автобусе и в Бельгию.
Кстати, очередной Busworld Russia состоится в 2012 году (даты еще не определены), а Мир автобусов будет ежегодным: смотр 2011 года пройдет весной, с 20 по 22 апреля. А теперь — о новинках.
ПОЛЬСКИЕ автобусы и троллейбусы Solaris уже давно работают в Прибалтике, но в России их еще не было. Междугородный Solaris InterUrbino длиной 12 м и вместимостью от 49 до 53 пассажиров будет стоить у нас около 200 тысяч евро. Он базируется на агрегатах известных марок: двигатель — Cummins или DAF, механическая коробка передач, мосты и рулевой механизм — ZF. Любопытно, что продвижением марки у нас будут заниматься немцы — бывшие представители объединения Evobus (Mercedes+Setra), много лет работавшие с Россией: Вольфганг Презингер в свое время был вице-президентом объединения, Клаус Бернхард — главой российского подразделения.
Водительское место выглядит оригинально, хотя пластик и отделка могли быть и лучше | Полки над головами пассажиров выполнены... из стекла. Не опасно ли это при аварии? |
ФАРЫ — от вазовской «шестерки», задние фонари — от Волги, а шасси с рессорной подвеской и 119-сильным дизелем Euro 3 — от китайского грузовичка! Автобусик Street сделан в Ульяновске на заводе BAW Motor Corporation, где уже собирают небольшие грузовики BAW. Кузов и интерьер вполне аккуратные, в салоне, рассчитанном на 38 человек, — три «печки». Однако кузов шире, чем шасси: не будет ли автобус валким, как давний ГолАЗ на шасси Avia? И интервал между заменой масла мал: по словам представителей завода, 10 тысяч км. В минимальной комплектации Street будет стоить всего 1 млн 100 тысяч рублей. Пока собрано пять экземпляров, на заводе готовы комплектующие для 30 автобусов.
ДО сих пор завод Волжанин не выпускал сочлененных автобусов! Новая «гармошка» СитиРитм-18 базируется на шасси MAN с толкающей компоновкой (двигатель MAN D20 Euro 4 мощностью 310 л.с. расположен в корме). Коробка передач ZF — автоматическая, мосты — портальные, кузов, как у всех СитиРитмов, алюминиевый.
Жаль, что салон на фоне нового лиазовского (о нем рассказывается в этом же обзоре) уже выглядит несовременно. Первый экземпляр пройдет опытную эксплуатацию в Москве, а еще до конца года столица получит 74 одиночных трехосных модели СитиРитм-15.
«Прощайте, чулки!» Каково наткнуться на такой уголок в салоне? | Передняя панель — полностью мановская |
ГОЛИЦИНСКИЙ лайнер ГолАЗ-52911 Круиз на шасси Scania (на фотографии слева) в базовой комплектации стоит 7 млн 900 тысяч рублей, в представленной — 8 млн 900 тысяч рублей, а междугородный ГолАЗ-5251 с двигателем MAN — 5 млн рублей. Обе модели огорчили....
Во-первых, Круиз получился дороже аналогичного лайнера с китайским кузовом Higer, которым официально торгует Scania (см. фото на этой же странице). Кроме того, в салоне Круиза виден явный недочет — хлипкие перегородки перед передними сиденьями. А ГолАЗ-5251, в салоне которого есть даже беспроводной интернет Wi-Fi, шокировал расположением видеомонитора в салоне. Взгляните на фотографии!
Китайцы по-прежнему рвутся на российский автобусный рынок, уже с двигателями Cummins Euro 4 — и не китайского, а английского производства! На выставке дебютировал низкопольный Yutong: его длина — 8,5 м, вместимость — до 57 человек, цена — 2 млн 800 тысяч рублей
Салон — качественный и яркий | Поскольку двигатель отвечает нормам Euro 4, здесь есть и бачок с мочевиной |
Продавцы вздыхали: «Раньше мы торговали украинскими автобусами Богдан на шасси Isuzu, но у завода нет денег, чтобы купить шасси, — и следующая партия будет только в декабре. Пока пытаемся торговать аналогами Эталон на индийском шасси Tata, но еще ни одного не продали». Да и кому в России нужен простецкий Эталон с неизвестными агрегатами за 1 млн 400 тысяч рублей?
В салоне — грубые сварка и отделка... | ...а снаружи — потеки мовиля |
О перспективном низкопольном ЛиАЗе-52927Х с особо экологичным двигателем MAN, отвечающим нормам EEV (они строже, чем Euro 5), мы уже упоминали в АР №14—15, 2010. Уже известно, что он будет стоить около 7 млн рублей — как два обычных ЛиАЗа-5256 с двигателем Caterpillar Euro 3
В автоколонне Сиделева есть и старые автобусы — 11 турецких Мерседесов модели О303 1988—1989 годов выпуска
В моторном отсеке — новый компрессор... | ...а в салоне — новые кресла |
Реки и мосты
«Буду на выставке позже, — позвонил я с дороги коллеге. — Проскочил развилку, свернул с объездной к городу и стою перед разведенным мостом!» Тот изумился: «Ты что, в Питер вместо Коломны уехал?»
Если кому сказать, что на Москве-реке есть разводные мосты, — не поверят. А между тем в Коломне их четыре — и все понтонные: два пешеходных (Бобреневский в самом центре и Голутвинский) и два автомобильных (Черкизовский и Митяевский, он же Парфентьевский, по которому я ехал). Длина каждого — около 80 м.
Работает мост так: когда приближается судно, сторож размыкает замок между стационарной и разводной частями, и течение поворачивает мост вокруг шарнира, закрепленного на берегу. А когда судно проходит, электролебедка выбирает трос, проходящий под водой, — и мост возвращается в прежнее положение.
Проезда я ждал добрых полчаса: буксиры с баржами шли один за другим, а когда мост сводят, преимущество получают машины, идущие из Коломны. Не успеют они проехать, как на подходе новая баржа...
Мост поворачивается на могучем шарнире, закрепленном на берегу | Мост сводят. Еще минута — и он состыкуется с береговой частью | Движение — в один ряд, и первым проходит транспорт из города |
Сколько автобусов в России?
По результатам исследований статистической компании Автостат, в России на первое июля 2010 года насчитывалось 373800 автобусов и 892700 микроавтобусов. При этом возраст 28,3% машин из всего парка — свыше 20 лет! Зато 41% — моложе десяти лет.
В соотношении марок безоговорочно лидирует ПАЗ (41,8%), за ним с большим отрывом идет КАвЗ (19,7%). Следом — ЛиАЗ (8,3%), ЛАЗ (5,8%) и Икарусы (4,6%).
Любопытно, что по количеству полноразмерных автобусов лидирует Центральный федеральный округ (82600 единиц, или 21,1%), на втором месте — Приволжский федеральный округ (73300 машин, или 19,6% парка), на третьем месте — Сибирь (68100 машин, или 18,2%). А меньше всего автобусов на Дальнем Востоке (25700, или 6,9%).
Зато у дальневосточных жителей более всего популярны микроавтобусы — как правило, подержанные японские (185900, или 20,8%), и только следом идут Центральный округ (180500, или 20,2%) и Южный федеральный округ (143 тысячи, или 16%). Меньше всего микроавтобусов — 58400, или 6,4% — в Уральском федеральном округе.
Единственным автобусом-ветераном на выставке была Skoda 706RTO 1964 года