БАЗ построил аэродромный пожарный автомобиль
Упоминания о Брянском автомобильном заводе нечасто встречаются в новостях. Оно и понятно: в его программе всегда были лишь тяжелые многоосные шасси для военных да немного для нефтяников. В последние годы БАЗ не встречался и в ежегодной статистике, проходя в графе «Прочие». Иногда даже казалось, что он и вовсе закрыт. Однако это не так: с приходом нового владельца, концерна «Алмаз-Антей», дела завода пошли в гору. К примеру, совсем недавно БАЗ неожиданно показал эффектный прототип аэродромной пожарной машины.
Хотя серийно пожарных машин на шасси БАЗа не выпускали, единичные случаи постройки подобной, в том числе аэродромной, техники все же бывали
Никакие технические данные пока не известны, их опубликуют только после окончания испытаний. Впрочем, можно предположить, что машина базируется на военном шасси БАЗ-6909 с 400-сильным дизелем ЯМЗ и механической коробкой передач. На это, по крайней мере, намекает конструкция подвески переднего моста, которую видно на фото. Наш редактор Федор Лапшин подробно рассказывал о конструкции этого монстра в Якутии. Если это так, то особого успеха у огнеборцев добиться не удастся. Как показывает еще советская история, получить соответствующий спецтребованиям аэродромник из военной машины затруднительно.
Главной ударной силой у пожарных советских аэропортов с 1973 года был аэродромник АА-60 (70) на базе знаменитого двухкабинного МАЗ-543 Ураган (позднее — 7310). Единственное, что удовлетворяло в нем огнеборцев, — большая грузоподъемность (20 тонн). При этом максимальная скорость 60 км/ч, плохая маневренность, малый ресурс и неподходящая эргономика стали существенными минусами.
Увы, слишком разнятся задачи военных и пожарных, чтобы можно было использовать одинаковые шасси. Неслучайно дальнейшие попытки построить аэродромную машину на военных шасси МЗКТ оставались единичными. Да и остальные отечественные аэродромники (а в их роли побывали практически все тяжелые полноприводники) в последнее время все чаще уступают место импортным машинам. По крайней мере, в больших международных аэропортах.
Самым авторитетным примером аэродромного пожарного автомобиля остается «всемирный» Rosenbauer Panther
Оно и неудивительно, учитывая современные требования к таким «аппаратам». При полной массе 40 тонн максимальная скорость должна достигать 120 км/ч, а время разгона до «сотни» — не более 30 секунд. Потому и мощность двигателей стартует от 700 л.с., и коробки передач автоматические, для тяжелых условий эксплуатации, и мосты-карданы соответствующие, с запасом.
Впрочем, не исключено, что компонентная база у новинки иная. Судя по известной кабине, которую покупают в Китае минский МЗКТ, украинский КрАЗ и некоторые наши фирмы, двигатель и другие агрегаты тоже могут быть из Поднебесной. Тем более что опыт работы с китайскими комплектующими у БАЗа уже был.