Лапшин и якутский мамонт БАЗ

Фото: Федор Лапшин

За кабиной — тутаевский дизель Евро-0. Высота рамы с надрамником почти метр, дорожный просвет — около полуметра, подвеска всех колес независимая. А под колесами — вечная мерзлота! Дело было в Якутии, где я принял участие в испытаниях нового вездехода БАЗ для спасателей.

Природа Якутии отличается суровостью. На территории республики находятся лишь две природные зоны — тундра и тайга. Якутия знает лишь два периода года — долгую, длящуюся почти семь месяцев зиму и короткое лето». Это цитата из школьного учебника по географии. А вот стихотворение, которое я написал на борту обратного самолета в Москву.

Жарко и дико пыльно. Мамонтов не видать.
Улицы напоминают задворки убогой промзоны.
Жесткий, жестокий край — покажи, где твоя благодать,
Чем ты можешь утешить усталого Робинзона?
Но под крылом тайга, а под тайгой — мерзлота,
Шесть часовых поясов: внутренний сбился будильник...
Вот прилечу домой. Вот обниму кота.
И с мамонтенком магнит повешу на холодильник.

Наверное, жители Якутска обидятся на описание их города, но в конце мая все так и было. Многоэтажки на сваях и покосившиеся бараки, бедная растительность, асфальт, идущий ужасными волнами из-за местного климата, — и пыль, от которой водители машин без кондиционеров спасаются медицинскими повязками.

Уникальный пазик-кабриолет стоит на приколе под Якутском около этнокомплекса Чочур Муран (это название соседней сопки). Эта машина участвовала в съемке клипа рэпера L'One «Якутяночка»

Автомобилей здесь много, а вот железной дороги нет: она заканчивается на другом берегу Лены, и грузы оттуда возят зимой по ледовой переправе, а летом паромом. Кстати, знаете, сколько здесь стоит топливо? «Девяносто восьмой» бензин — 52 рубля за литр, солярка — 51—50.

А что касается мамонтов, которые ­когда-то жили в этих краях, — то во дворе местного Института мерзлотоведения стоит скульптура (ее снимок вверху), а в подземной лаборатории хранится бедренная кость мамонта, и ее дают подержать всем экскурсантам...

О продукции Брянского автомобильного завода мало кто знает в нашей стране — потому что БАЗ, который 1 ­июня отметил 60-летие, всю жизнь работает в основном на Министерство обороны. Именно на брянских шасси базируются зенитные комплексы С-300 и С-400!

Пусковая установка зенитного ракетного комплекса С-400 с тягачом БАЗ-64022 на репетиции парада Победы

Тут я хотел было написать, что никогда еще не ездил на БАЗе. Но вспомнил... В середине девяностых БАЗ решил «перейти на конверсионные рельсы» и составить конкуренцию ГАЗу с новоиспеченной Газелью: в Брянске освоили штучный выпуск цельнометаллических фургонов. Эта модель, спроектированная при помощи англичан, предназначалась для так и не построенного Кировабадского завода в Азербайджане, но Кировабад оказался за границей, а фургон достался ­БАЗу. Нашелся и двигатель — естественно, бензиновый, ульяновский.

В 1995 году мы взяли машину на тест, и она была сделана грубо, а местами даже коряво: помню ступицу руля, выточенную на токарном станке и с большим неприкрытым винтом по центру. Реальная грузоподъемность составляла всего тонну, а не полторы, как было заявлено, подвеску у груженой машины пробивало на ухабах... Зато кабина была очень просторной, и цельнометаллическим кузовом ГАЗ в те годы похвастаться еще не мог. Но штучные и дорогие в изготовлении брянские фургоны быстро уступили массовым Газелям — и проект был свернут.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи