Короли бензоколонок: как МАЗы стали БелАЗами
Смотрели советскую комедию «Королева бензоколонки» 1962 года? В ней, помимо прочих автомобилей, снимался опытный экземпляр карьерного БелАЗа — еще с четырьмя фарами! Этот «король бензоколонки» и был прародителем нынешних БелАЗов. Но история завода началась гораздо раньше и совсем с других моделей...
Кадр из фильма «Королева бензоколонки»
Официальная история автомобильных компаний нередко расходится с настоящей: ее подгоняют под юбилейные даты — либо вырезают политически неудобные куски. Скажем, MAN в свое время шумно отпраздновал 250-летие со дня основания мастерской, которая имеет лишь отдаленное отношение к нынешней фирме. А Mercedes нигде не упоминает, что его вездеходы Unimog были изначально спроектированы для перевозки солдат вермахта... Не случилось ли нечто подобное и с БелАЗом, который в нынешнем году торжественно отметил 70-летие?
В отреставрированном к празднику белазовском музее (где нет настоящих машин, зато полно моделей, документов и фотографий) первый же стенд посвящен созданию заводика Торфмаш, из которого и вырос позже БелАЗ. Крупно написано: «1948 год — начато строительство завода торфяного машиностроения».
Стоп-стоп, но в толстенном справочнике-фотоальбоме «Белорусские богатыри», изданном объединением БелАвтоМАЗ еще при Советском Союзе, напечатана другая дата начала строительства — август 1947 года. Выходит, юбилей надо было отмечать в прошлом году?