Борисмастер и др.: по Лондону — на двухэтажных автобусах

Фото: Михаил Чемерис

Автобус в Лондоне больше чем автобус. Все сувенирные лавки города заполнены маленькими даблдекерами (double-decker — «двухэтажный»): металлическими, пластиковыми, резиновыми, вязаными... Я же поездил на настоящих двухэтажниках и узнал немало интересного.

Кандидат в мэры Лондона в 2008 году Борис Джонсон пообещал избирателям, что если за него проголосует большинство, то по городу будут ездить автобусы в стиле классической модели AEC Routemaster.

Сам Routеmaster выпускался с 1959 по 1968 год и отличался фантастической надежностью: многие машины находились в эксплуатации до 2005 года! Но их все-таки сняли с линий — и после серьезного ремонта и замены двигателей оставили только десять экземпляров на двух ретромаршрутах.

Так вот, Джонсона избрали, он сдержал слово — и был проведен конкурс, в котором победил проект, созданный студией Heatherwick вместе с Транспортным управлением Лондона. «Новый Routemaster» прозвали Борисмастером, первый экземпляр был принят в эксплуатацию в начале 2012 года, а сейчас их уже около тысячи.

Они произведены на заводе Wrightbus в Северной Ирландии и оснащены гибридным приводом: 185-сильный дизель Cummins ISBe вырабатывает энергию для электромотора Siemens, который уже механически соединен с колесами. Есть и литий-ионная батарея емкостью 75 кВт∙ч. Цена каждого автобуса — 355 тысяч фунтов стерлингов (около 400 тысяч евро).

Основное свойство новинки, за которое ратовали избиратели, — возможность запрыгнуть-спрыгнуть с задней площадки в любом месте маршрута, как в старом Рутмастере. Такая площадка действительно присутствует на большинстве новых машин, однако из соображений безопасности ее запретили держать открытой вне остановок.

Вход в Борисмастер — через переднюю дверь, проездной нужно приложить к желтому кружочку слева от водителя, но на случай посадки большого количества пассажиров валидаторы есть у каждой двери

Вход в Борисмастер, как правило, осуществляется через переднюю дверь: если народу много, можно входить и через другие, но, если автобус пустой, водитель не преминет отчитать того, кто вошел не спереди. Турникетов нет, однако есть желтый валидатор для прикладывания карты, и водитель строго следит за тоном сигнала.

Так выглядит лондонский проездной Oyster («устрица»)

Лестниц на второй этаж две или одна (у поздних вариантов на шасси Volvo), и на второй палубе во время перестроений чувствуешь себя словно в автомобиле, за рулем которого сидит ученик, — страшновато!

Покрытие лестницы не ­позволяет обуви скользить. Верхняя палуба вмещает сорок сидячих пассажиров

Если едешь на втором этаже и собираешься выходить, нужно нажать кнопку звонка на поручнях — иначе, спускаясь по лестнице, упрешься в волну входящих пассажиров и не успеешь выскочить. Либо, если на остановке никого нет, водитель может вовсе не открыть двери.

Спереди со второго этажа — шикарный обзор, как и во всех лондонских двухэтажниках

Тем, кто ждет автобус на тротуаре, тоже приходится подавать сигналы: когда при большом скоплении транспорта ­даблдекеры идут вплотную друг за другом, стоит махнуть рукой водителю нужного маршрута, чтобы не проехал мимо. Кстати, в Лондоне встречаются остановки, развернутые открытой частью от дороги: они обычно стоят на узких тротуарах, защищая пассажиров от брызг и вероятного наезда транспорта.

Часть остановок в Лондоне расположена задней стенкой к проезжей части. Автобус тормозит, немного не доезжая до остановки

А вот из серии «их нравы»: место в транспорте уступать не принято, но я наблюдал, как пожилой джентльмен уступил двухместную скамейку пассажиру с ребенком. Трехлетний сынишка щипал папу, хватался за его лицо, ерзал, вставал на сиденье, но отец стоически переносил это, ни разу даже голоса не повысив. Как утверждается в книге про англичан, детям до пяти лет разрешается все!

В Лондоне полно и экскурсионных автобусов — причем я, будучи на такой экскурсии, стал свидетелем небольшого ДТП. Наш даблдекер слишком близко подъехал к мотоциклисту, который стоял на разделительной линии, — и тот упал, слегка повредив мотоцикл. Я было подумал, что экскурсия на этом закончится, тем более что она начала утомлять: текст в наушниках не совпадал с объектами, мимо которых мы проезжали. Не тут-то было: водитель автобуса протянул мотоциклисту деньги — и все разъехались по своим делам.

Во время автобусной экскурсии я стал свидетелем небольшой аварии. Виновник аварии отделался пятифунтовой банкнотой в пользу мотоциклиста

Еще при мне чинили заклинившую платформу-подъемник для инвалидов: она торчала из неподвижного автобуса. Подъехал пустой автобус с тем же номером маршрута, водитель включил аварийку, вышел и залез с инструментами под выдвижную платформу. Странно, конечно, использовать в качестве технички гигантский маршрутный даблдекер...

Но с автобусами случаются происшествия и куда серьезнее: за неделю пребывания в Лондоне мне на глаза попались сообщения о двух инцидентах, вынесенные на первые полосы газет. В одном случае бегун-джоггер толкнул женщину под проезжающий автобус, в другом водитель потерял сознание и ­въехал в витрину магазина.

Может, лучше на подземке? Но она в полтора раза дороже! Скажем, проезд по карте типа московской Тройки в пределах первой зоны на автобусе стоит 1,5 фунта (120 рублей), а на метро — 2,4 фунта (192 рубля). Зато на метро выгоднее ездить на большие расстояния, например в аэропорт.

Что же касается лондонского автобусного парка, то он продолжает обновляться — но уже за счет не гибридных Борисмастеров, поставки которых завершены, а электробусов, причем на китайском шасси. Еще в АР №24, 2015 мы рассказывали о том, что китайский производитель BYD вместе с британским кузовным ателье Dennis поставит в Лондон около полусотни таких двухэтажников. И возможно, это только начало.

Рекомендованные статьи