Коньяк XF: что умеют новые Дафы

Фото: Федор Лапшин

У коньяка бывают разные маркировки — VSOP, XO... А почему мы так прозвали обновленный DAF XF? Ведь обещанная экономия его топлива — 7%, а коньяка такой крепости не бывает. Но, как показали испытания, дело не только в процентах!

На лужайке перед голландской гостиницей стояло творение местного скульптора — железная корова, сваренная из старых деталей. В ее облике угадывались сцепления, шатуны и даже велосипедная педаль, а из вымени торчали болты. Подобный стиль называется стимпанк. Не относится ли к нему и DAF? Ведь его кабине в этом году исполняется уже тридцать лет!

Выпуск тягача DAF 95, предшественника нынешней модели XF, начался еще в 1987 году, а я присутствовал на презентации самого просторного варианта Super Space Cab в ­1994-м. Сколько других дальнобойных кабин, более обтекаемых, но менее просторных, появилось и было снято с производства в Европе с тех пор! Mercedes Actros и Volvo FH прежних поколений, Renault Premium, вот-вот сойдет со сцены знакомая Scania R...

А обновленный в очередной раз DAF XF Super Space Cab — пожалуйста, сияет новыми детальками. Какой красавец, мама моя: мини-рестайлинг принес более стильную металлическую полосу с логотипом на передке, блестящую отделку фальшрадиаторной решетки и бампера, другой козырек. Честное слово, давно не писал добрых слов о дизайне европейских тягачей, а тут прямо проникся.

Если говорить о нововведениях в конструкции — знаете, что любопытно? Невооруженным глазом видно: некоторые решения позаимствованы у ближайших конкурентов.

Скажем, у новых Volvo FH за освещение кабины отвечает круговой переключатель над головой — такого не было ни у одной другой марки. А теперь есть — у ДАФа. Только здесь регулятор более компактный и расположен посреди центральной «торпеды».

Презентуя тягачи Renault T несколько лет назад, их создатели гордились, что сделали блоки кнопок легкосъемными и взаимозаменяемыми: их дальнобойщик может переставить по своему желанию. И что бы вы думали? Теперь это возможно и у ДАФов.

А испытывая новые Скании прошлой осенью, я обратил внимание на продвинутое управление круиз-контролем: если нажмешь клавишу коротко — скорость увеличится или уменьшится на 1 км/ч, нажмешь сильнее — на пять. Отныне такая функция есть и на ДАФах.

В кабине появился круговой регулятор освещения

Но главное в другом: как заявляют дафовцы, тягачи нового поколения аж на 7% экономичнее предшественников. Если взять за средний расход по Европе, скажем, 30 л/100 км, то это будет чуть больше двух литров на сотню. Конечно, в наших реалиях с пробками, буксованием зимой и т.д. подобные нововведения отчасти теряют свою весомость.

Но, во-первых, новые ДАФы предназначены для Западной Европы, где подобных ужасов почти не бывает. А во-вторых, рассказывая в прошлом выпуске рубрики о курсах повышения квалификации дальнобойщиков (после них мне удалось улучшить экономичность примерно на 1 л/100 км), я упоминал, что курочка по зернышку клюет. Дальнобойщик сбережет литр на сотню, тягач еще два — и за год получится солидная сумма.

Судя по дафовской презентации, в идеале можно экономить вообще больше 5000 евро ежегодно — в том числе благодаря дистанционному управлению парком и межсервисному пробегу, который в европейских условиях равен 200 тысячам (это не опечатка) километров.Похоже, если так пойдет и дальше, тягачи начнут сами вырабатывать деньги!

«Химфабрика» с системой нейтрализации, глушителем и выхлопной трубой стала компактнее и легче

А упомянутые 7% экономии складываются вот из чего — по нарастающей. Сократить расход всего-то на 0,1% позволит усовершенствованная «химфабрика» — короб с нейтрализаторами, сажевым фильтром и глушителем по правому борту. Его уменьшили почти в два раза и сделали легче на полсотни килограммов, так что теперь он весит 68 кг.

Следующая по очередности (экономия 0,2%) — новая система управления климат-контролем. Она стала более умной (скажем, на стоянках позволяет использовать тепло от двигателя) и обзавелась модным пультом — жаль только, он расположен чересчур низко.

На панели появились новый пульт управления микроклиматом

Экономия 0,5% — за счет всяких аэродинамических штучек. Над лобовым стеклом появился уже упомянутый новый козырек, просвет между кабиной и бампером закрывают «щечки» из мягкого пластика, верхние прорези фальшрадиаторной решетки теперь действительно «фальш», поскольку заглушены. А пластиковые накладки на колесных арках позволяют уменьшить шум.

За счет «робота» ZF TraXon (вместо заслуженного ZF AS Tronic) и его программного обеспечения расход уменьшился на 1,7% и 1,5% соответственно. Кстати, на TraXon перешли и другие компании, устанавливающие «роботы» ZF: MAN, IVECO, Ford. Заявлено, что эта коробка переключается более плавно, быстро и тихо, совместима с современной электроникой и работает с более скоростными мостами.

А они здесь не просто скоростные — сверхскоростные (речь не о максималке тягачей, которая ограничена отметкой 90 км/ч, а о передаточном числе). Если у новой Скании самая «длинная» главная передача равна 2,35, то у ДАФов — всего 2,05, что позволяет идти на низких оборотах и опять же беречь топливо. «У нас самая быстрая трансмиссия на рынке!» — гордятся дафовцы.

Ну и наконец, моторы: за счет всевозможных улучшений (камера сгорания, турбокомпрессор, регулируемые топливный и масляный насосы и т.д.) они стали экономичнее на 3%. А функция ­Multi-Torque позволила добавить крутящего момента на высшей передаче, чтобы коробка лишний раз не переключалась.

Складываем: 3% за счет двигателя, 3,2% — благодаря трансмиссии с ее «мозгами», 0,5% дает аэродинамика, 0,2% — климат-контроль и 0,1% — «химфабрика». Все верно, вот они, обещанные 7% экономии.

А что при этом чувствует дальнобойщик? Я водил три груженых автопоезда: «одиночку» XF с прицепом (полная масса — 40 т), бюджетный тягач CF с цистерной (32 т) и, наконец, поистине королевскую комбинацию — низкорамный XF Low Deck с мегатрейлером (36 т).

У него между топливным баком и асфальтом с трудом помещается мобильник вертикально: дорожный просвет равен десяти сантиметрам! Нажав кнопку в кабине, клиренс можно временно увеличить (например, для проезда «лежачих полицейских»), но, когда скорость достигает 40 км/ч, тягач вновь прижимается к дороге.

Самое главное впечатление: новые ДАФы невероятно тихие на ходу. В кабине еле слышен не только двигатель, но даже моторный тормоз и ретардер! Хотя, по словам дафовцев, над шумоизоляцией они специально не работали. Эффект тишины дает трансмиссия: когда на спидометре 80 км/ч, двигатель работает всего при 1000 об/мин за счет главной пары. А если машина идет на круиз-контроле и появляется возможность качения, электроника временами переходит в нейтраль, сбрасывая обороты до холостых. Подобная функция есть и у других современных тягачей, только называется по-разному (у ДАФа — EcoRoll).

На снимке тягач идет на умном круиз-контроле, который распознает профиль дороги при помощи GPS-навигации. На зеленой шкале видны заданная скорость 80 км/ч и возможные отклонения от нее (+5 км/ч, –9 км/ч). Поскольку местность позволяет автопоезду катиться, электроника переключила коробку в нейтраль (буква N внутри тахометра), а обороты упали до холостых — что, разумеется, экономит топливо

Но бесплатных пирожных не бывает: главная передача, рассчитанная на ровные автобаны, начинает мешать на холмистых провинциальных шоссе, которых хватает на юге Нидерландов. На ­40-тонном автопоезде прямо физически чувствовалось, что машине трудновато взбираться на горки, и появлялись вибрации от двигателя на руле.

Кроме того, у ДАФов есть особенность, с которой пришлось смириться. Во время упомянутого повышения квалификации (его проводила Scania под Москвой) меня учили, что «роботу» временами надо помогать, заранее включая передачи: при разгоне — повышенные, при торможении — пониженные. Позже я проделал это в Румынии на тягаче Ford Cargo с такой же, как у новых ДАФов, коробкой TraXon — и получил отличный расход топлива.

А вот на ДАФах потерпел неудачу. Знаете почему? Управление «роботом» здесь настроено так, что не позволяет вмешиваться в переключение в автоматическом режиме! Чтобы «подщелкивать» ступени вручную, надо перейти в режим Eco Off, но это требует времени. И если затем в течение минуты не трогаешь рычажок управления коробкой, та вновь переходит в режим А.

И дафовские инструкторы уж очень удивлялись: мол, зачем корректировать работу коробки? Раз переключается автоматически — не надо ей мешать! В общем, у нас и «у них» явно разные подходы к дальнобойной технике.

Кстати, мой расход топлива во время тест-драйва — от 31,8 л/100 км (32-тонный автопоезд) до 36,7 л/100 км (40-тонник), но, повторю, маршруты были холмистыми и недолгими, примерно по часу.

Немного о кабине. В XF по-прежнему невероятно уютно: чувствуешь себя как дома — с высоченной крышей, широкими кроватями, низким моторным тоннелем и, наконец, жестким выдвижным столиком, которого нет ни у одного из конкурентов. Помнится, во время предыдущего тест-драйва в испанской Малаге я даже завтракал в тягаче, поставив еду и кофе на этот столик.

Но, конечно, возраст кабины немного чувствуется: его выдают массивные стойки и зеркала заднего вида. И вариант отделки передней панели под дерево выглядит уже немодно: в последнее время я встречал подобное разве что у «китайцев». С другой стороны, появилась новая бежевая отделка, которую дафовцы между собой называют «коньяк». Да и сам DAF точно коньяк! Который с годами становится только лучше.

* * *

Через неделю после вождения ­ДАФов я испытывал в Португалии тягачи Mercedes Actros MP4, обновленные похожим образом (об этом — в следующих выпусках рубрики). Так вот, Actros тоже очень хорош, заявленная экономия топлива у него схожа — 6,5%, а новомодной электроники даже больше. Но по сравнению с XF он несколько более шумный (как говорят немцы, Brummer, «рычун»), и мерседесовское рулевое управление мне понравилось меньше.

А в целом все европейские производители приводят сейчас свою технику к единому знаменателю, выжимая из конструкции доли процента: «Ну, Васенька, ну еще капельку!»

Жаль только, указанные обновления касаются моделей Евро-6, которые почти неактуальны в нашей стране. Впрочем, те, кто постоянно ходит «на Европу», все же берут такие машины, и на сегодняшний день DAF уже реализовал в России 50 тягачей Евро-6 (еще дорестайлинговых). Конечно, по сравнению с почти тысячей новых ДАФов, зарегистрированных у нас в прошлом году, это капля в море. Но в сентябре на выставке Комтранс ожидается российский дебют тягача DAF XF Super Space Cab Евро-6 нового поколения, о котором шла речь в статье: позже машина пройдет у нас сертификацию. 

Рекомендованные статьи