Бездорожье, ремонт, ночевка: как Лапшин испытывал Unimog за 400 тысяч евро

Фото: Федор Лапшин

Знаете, сколько стоит этот Unimog с ­кузовом-домиком? Только не падайте: 400 тысяч евро! Мы испытали его в Подмосковье: пришлось и заниматься ремонтом, и ночевать в кузове, и рассекать по размытой грунтовке с колеями в сапог глубиной...

Когда Подорожанский сказал, что московская фирма Electric Motors Club, которая торгует электромобилями, привезла в Россию «электрический Unimog» (напомню, что Unimog — традиционное название грузовых вездеходов Mercedes-Benz), я удивился.

Конечно, существуют большие грузовики на электротяге, однако революции в этой области пока не наблюдается: тот же Mercedes только что представил прототип, где аккумуляторы занимают все пространство между лонжеронами рамы и весят 2,5 тонны (!), а заявленный запас хода при этом — лишь 200 км. К тому же зачем электропривод вездеходу, которому и подзарядиться-то зачастую негде?

Все оказалось не совсем так: сам Unimog обычный, дизельный, а вот его кузов, жилой модуль голландской фирмы Bliss Mobil, питается электроэнергией от солнечных батарей на крыше. При этом всей электрикой модуля можно управлять не только с пульта в салоне, но и с планшета, на котором установлена специальная программа.

• Всей электросистемой кузова можно управлять с планшета
• В салоне рядом с дверью — монитор ­заряда-разряда батареи

Потому-то машина и стоит больше 28 миллионов рублей — да за эту сумму можно купить пару трехэтажных коттеджей под Москвой!

Впрочем, «грузовые домики» никогда не были дешевыми: в АР №7, 2011 мы рассказывали про похожую машину на шасси КАМАЗа, построенную в России, и за нее просили около 10 млн руб­лей — при том, что сам КАМАЗ был ужасным и по качеству, и по поведению на дороге.

А как покажет себя Unimog? Ведь я еще никогда не водил его! Только ездил в качестве пассажира по немецкому внедорожному полигону, где Унимоги творят чудеса, преодолевая разные препятствия.

Кстати, этот экземпляр рестайлинговый, в новейшем исполнении Евро-6, а история его появления в нашей стране такова.

Сама батарея на 400 А·ч расположена под сиденьем в гостиной

Mercedes предоставил шасси «кузовщику» Bliss Mobil, чтобы тот поставил на него свой домик и показывал по всему миру: сначала машина демонстрировалась в Западной Европе, а потом было решено отправить ее в Россию — посмотреть, как Евро-6 проявит себя в наших условиях. Unimog хотели привезти в Москву на полуприцепе-трале,­ но оказалось, что в таком случае таможня будет считать вездеход грузом со всеми вытекающими последствиями. Поэтому машину доставили в Вильнюс и нашли желающего отправиться к «русским медведям»: сперва в Москву, а затем на Урал — таковым стал немецкий журналист-путешественник Гюнтер Шумахер.

После прибытия в столицу Unimog и достался нам, но тоже с приключениями. Представители фирмы Electric Motors Club хотели привезти его на Дмитровский полигон на эвакуаторе, однако это не удалось: при погрузке вездехода на платформу высота автовоза превысила бы разрешенные 4 м, а отсоединять карданный вал для буксировки путем частичной погрузки нельзя. Значит — своим ходом! И мы поздним вечером погнали Unimog на полигон.

По асфальту

Унификация — великое дело! Перед глазами знакомые мерседесовский руль и щиток приборов с очень четким и понятным дисплеем (жаль, изначально не русифицированным). Управление коробкой-«роботом», как и у других грузовых Мерседесов, выведено на правый подрулевой рычажок. Повернул его сердцевину из «нейтрали» в «драйв» — и поехал.

Передняя панель — типично мерседесовская, но в остальном кабина спартанская
Троим мужикам здесь тесновато
0 / 0

Однако для гражданского дорожного автомобиля Unimog примитивен и груб, словно неотесанный фельдфебель из дальней альпийской деревушки. В угловатой кабине — голый металл со следами точечной сварки, стеклоподъемники типа «ручка мясорубки», кондиционер хоть и есть, но работает по типу «или все, или ничего», регулятор отопления проворачивается через фиксированный ноль.

Окантовка щитка приборов «дышит»

Столь ужасной магнитолы не приходилось слышать ни на одном автомобиле! Бубнящий звук доносится прямо ­из-за обшивки потолка — удивительно, что в ней для динамиков не преду­смотрено даже решеток. А когда в музыкальном произведении появляются ударные, потолок начинает с гулом виб­рировать в такт. Я даже напрягся поначалу: думал, что-то отвалилось снаружи.

На холостых оборотах кабина трясется крупной дрожью — такое я припомню разве что у грубоватых итальянских самосвалов Astra. На ходу вибрации уменьшаются, зато постоянно трясется правое зеркало. А еще здесь довольно шумно, причем, если приоткрыто правое окно, слышен звук выхлопа с отсечкой, как у мотоцикла: прямо за дверью — вертикальная выхлопная труба. Кроме того, на ходу из боковых окон откровенно дует... Потому что уплотнители стекол проложены с разрывом!

Из разрывов в уплотнителях окон дует

Ладно, пускай изначально Unimog предназначался для армии, где комфорт не нужен: трудности и лишения воинской службы, так сказать. Но как сюда усядутся три бойца в полной экипировке, да еще и зимней? Я, наш эксперт-дальнобойщик Дима Силин и представитель Electric Motors Club буквально прижимались друг к другу плечами и локтями!

И почему головной свет такой слабый? Что ближний, что дальний — никакой: фары очень тусклые. Может, на этом конкретном экземпляре с ними что-то не так?

Если потянуть за красный рычажок, откидывается педаль сцепления: она нужна при «раскачке», если машина буксует

К тому же на асфальте Unimog требует аккуратного обращения и твердой руки: из-за высокого центра тяжести он напомнил автокран. Если «дать руля» чуть круче — запросто можно перевернуться! И несмотря на то, что по спидометру машина разгоняется до 100 км/ч, вести ее на такой скорости не очень комфортно: шины подвывают, баранку приходится держать крепко.

Управление «роботом» — с подрулевого рычажка

Коробка передач тоже не «асфальтовая»: при переключении явно ощущаются толчки (от чего обычные грузовые Мерседесы, равно как и их конкуренты, давно избавлены), а при разгоне «робот» уж очень долго тянет машину на второй передаче.

Сервис и ремонт

На следующий день я решил первым делом сфотографировать двигатель — не тут-то было! Под капотом (который снимается целиком, что требует помощи второго человека) видны лишь бачки, здоровенный радиатор и кардан от двигателя к вентилятору. Чтобы добраться до самого мотора, надо откинуть кабину гидроподъемником, и этому процессу в руководстве по эксплуатации посвящено аж семь страниц (отсоединить от кабины вертикальную выхлопную трубу и так далее). А если мотор придется чинить в условиях, максимально приближенных к боевым?

Капот здесь не поднимается, а снимается целиком
Под капотом — только радиатор и бачки
0 / 0

Нам же довелось ремонтировать Unimog — к счастью, не двигатель — прямо посреди автополигона. Не захотел заводиться!

Эту чудесную картину мы обнаружили, взглянув на аккумулятор. Клемма оплавилась, и для лучшего контакта...
...туда подложили кусочки металла. Все это окислилось и перестало пропускать ток!
0 / 0

Все стало ясно, едва мы сняли крышку аккумуляторного ящика: одна из клемм не просто окислилась, а обросла зеленым налетом. Купили соду и кисточку, очистили клемму водным раствором... Ба, да она сгорела еще до нас, а чтобы контакт был лучше, немцы вставили туда пару железочек — типа «жучка» вместо предохранителя. И эта мина замедленного действия сработала. Хорошо, не где-нибудь в уральской глуши! Съездили в ближайший к автополигону магазин запчастей для грузовиков, купили новый российский аккумулятор, установили его вместо родного мерседесовского... И дом на колесах за 30 миллионов рублей перестал быть недвижимостью.

Без дорог

Сначала было решено проверить, как Unimog лазает по горам. Конечно, мы хотели бы взобраться на самые крутые подъемы автополигона (50 и 60%), но для них требуются спецразрешение и страховка тягачом-эвакуатором. Поэтому ограничились 30 и 40 процентами. Перед этим надо нажать на панели кнопочку с изображением ослика — коробка переходит в ручной режим, и включается понижайка. А затем главное — держать обороты, и машина спокойно взбирается наверх на пятой и четвертой передачах соответственно.

На крыше кузова видны солнечные панели для зарядки литий-ионной батареи

Следующее упражнение — попытка диагонального вывешивания: наискосок заезжаем через глубокий кювет на косогор, выбираемся обратно на дорогу... Тоже без проблем: мосты могут перекашиваться на 30 градусов в любую сторону, и ходы пружинной подвески впечатляют.

Чтобы забраться наверх, надо включить понижайку кнопочкой с осликом
А так включенная понижайка отображается на щитке приборов
0 / 0

Бассейн, наполненный водой по бампер, Unimog и вовсе преодолел играючи: ему по зубам преграды глубиной до 80 см, а при спецзаказе — до 120 см. Удивительный факт: перед этим упражнением один из присутствующих забыл на топливном баке фотоаппарат-мыльницу. Когда Unimog весь в брызгах, словно дядька Черномор, выскочил на другой берег бассейна, оказалось, что фотик так и лежит на баке, — его даже не залило водой.

Бассейн Unimog преодолел спокойно: ему по зубам броды глубиной до 1,2 м

Напоследок мы подготовили самое серьезное испытание — шестикиломет­ровую спецдорогу под названием «тяжелый грунт».
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи