Электротранспорт в поддержку БелАЭС — от МАЗа до ледового комбайна
На новую белорусскую атомную электростанцию, БелАЭС, недавно завезли ядерное топливо для первого энергоблока, а уже в июле планируется пуск реакторной установки с выдачей в сентябре-октябре первого электричества в сеть. Наверняка это и стало причиной показательной выставки различного вида электротранспорта, проведенной для президента Александра Лукашенко: мол, мы готовы перевести все, что движется, на электричество.
Впрочем, техники было представлено не так уж и много. Если отбросить пару легковушек, мифический спорткар, который собирают с незапамятных времен, различные беспилотники и огромный ряд электровелосипедов и электросамокатов, в сухом остатке получим буквально пять моделей, которые имеют перспективу.
Тон всему по-прежнему задает МАЗ. Кроме электробуса МАЗ 303E10, о котором мы рассказывали раньше, заводчане подготовили полноценный электрогрузовик.
Машина предназначена для работы в городе и ближайшем пригороде. Двигатель китайский, мощностью 70 кВт. Батарея тоже из Поднебесной, емкостью 91 кВт·ч. Для ее полной зарядки нужно девять часов — ночного времени вполне хватит. А вот запас хода пока маловат — около 150 км, однако места под кузовом для дополнительных батарей еще предостаточно. Заряжается электро-МАЗ от сети с напряжением 380 В, от специальной станции.
Также на электро-МАЗе опробована и система камер, призванная заменить наружные зеркала заднего вида — как на новом Актросе! Сами камеры расположены на «ушах» воздухозаборника, а экраны, на которые передается изображение, — на передних стойках. Однако, предвидя проблемы, с которыми уже столкнулись европейские коллеги, минчане на демонстрационном образце оставили и обычные зеркала.
МАЗ-4381ЕЕ — далекая перспектива?
Кроме того, автозаводцы анонсировали и еще одну модель электрогрузовика МАЗ-4381ЕЕ, разработанную совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН РБ. При меньшей полной массе эта машина будет оснащаться более мощным электромотором и более емкостными батареями, а также иметь лучшую динамику и больший запас хода.
Малогабаритный коммунальщик ММК200 изготовлен компанией Дормашэкспо. Ориентированная на уборку городских улиц модель имеет шарнирно-сочлененную раму, что при длине 4,1 м позволяет рассчитывать на радиус разворота без оборудования всего три метра. Электромотор мощностью 65 кВт разгоняет «электродворника» до 50 км/ч, хотя рабочие скорости, конечно же, меньше — от трех до 15 км/ч.
Минский тракторный завод представил льдозаливочный комбайн Беларус КЛ-418. В России подобную технику производит только нижегородское предприятие «Фабрика композитов», а белорусы стали вторыми в СНГ, кто продвигает данное направление.
Комбайн имеет трехкубовый бункер-накопитель для снега, 700-литровый бак оросительной системы и обрабатывает за один проход два метра поверхности. Два 11-киловаттных электромотора обеспечиваются энергией от батарей номинальной емкостью 42 кВт·ч. Время подзарядки — 8,5 часа.
Еще одна белорусская разработка — электропикап Academic Electro. Ну, не совсем пикап… Пока это только заготовка, хоть уже и почти собранная. Каркасно-панельный электромобиль на модульной платформе разработан и собирается Объединенным институтом машиностроения НАН РБ. Машина укомплектована электромотором максимальной мощностью 80 кВт. Тяговая батарея емкостью 18 кВт·ч обеспечивает электропикапу запас хода 150 км. Предполагается, что в будущем появится и грузовой вариант, причем даже в длиннобазной версии.
Демпфирующее устройство для дорожников
Была показана и техника, не требующая особых хитростей, но до сих пор напоминающая НЛО на наших дорогах, — мобильное прицепное демпфирующее устройство. Таким замысловатым названием обозначается тележка для ремонтников, которая предупреждает о проведении дорожных работ. Большие яркие световые указатели призваны заранее обозначить место ремонта, а демпфер должен защитить рабочих и выдержать таран легкового автомобиля весом около двух тонн на скорости до 100 км/ч. В Европе это давно норма, а у нас — исключение.