Газели-роботы на московском автосалоне: битва за автономность
Предсказанное писателями-фантастами будущее, в котором беспилотные машины полностью заменят управляемые водителем, похоже, потихоньку наступает. Сейчас наличие в гамме автомобиля, обладающего той или иной степенью автономности, в каком-то смысле определяет и уровень производителя. Поэтому, мне особенно интересно было на Московском автосалоне познакомиться с прототипами беспилотных Газелей Next.
Работу с беспилотниками ГАЗ ведет уже давно: с 2008 года компания сотрудничают с рядом вузов, которые помогают в проектировании и разработке роботизированных машин. Нынешние Газели — прототипы второго поколения, полностью электрические.
С голубым каркасным автобусиком Вахтан мы уже знакомы: построенный на 4,6-тонном шасси электробус с низким полом в центре салона демонстрировался на прошлогодней выставке Комтранс. Его дизельные аналоги уже прошли сертификацию и в ближайшем будущем (вероятно, на выставке Busworld) их представят широкой публике. Электробус же оснащен мотором Bosch мощностью 75 кВт и четырьмя блоками литий-ионных батарей фирмы NMC совокупной емкостью 96 кВт·ч. Запас хода порядка 150 км.
Что касается «беспилотной» темы, то в будущем автобус станут оснащать системой лидаров (лазерных радаров), а также рядом специальных датчиков (в том числе тепловизоров), которые позволят определять границы проезжей части, не ориентируясь при этом на дорожную разметку. Сейчас на электробус уже смонтированы внутренние блоки управления, а сразу после выставки его доукомплектуют внешним оборудованием — как соседнюю машину.
Золотистый беспилотный прототип Next построен на основе классической маршрутки, но имеет ряд особенностей. Вход организован исключительно через правую боковую дверь с электроприводом — двери водителя и переднего пассажира заглушены.
Боковые панели в салоне полностью покрыты пластиком
В салоне светло и просторно — спасибо стеклянным вставкам в крыше. Опытность автомобиля выдают жесткие автобусные сиденья в салоне — все, включая место водителя. Точнее, газовцы называют его местом оператора — и даже развернули на 90 градусов от руля.
Технически этот беспилотник практически повторяет Вахтана. Здесь такой же электромотор, но батарейных блоков всего два (на 48 кВт·ч) и размещены они в заднем свесе. А вот «беспилотная» начинка отличается.
Лидаров на желтом автобусе нет. Их заменяют блоки пассивных внешних сенсоров и камер со всех сторон: они отвечают за определение объектов на дальней дистанции, а также «смотрят» за знаками и разметкой. Под «нос» глядят мощные датчики, расположившиеся на нижней кромке, — своеобразный парктроник, радиус действия которого составляет пять—семь метров.
Блоки из трех камер установлены со всех сторон крыши автобуса
Также микроавтобус имеет две дублирующие антенны спутниковой связи с позиционированием до 1 см. Если связь на короткое время все-таки пропадет (например, в тоннеле), на помощь придет инерционный гироскоп.
В корпусах зеркал - дополнительные широкоугольные камеры
Что же до «психологического» обучения прототипов, то в 90% случаев, увидев препятствие, они останавливаются — как беспилотный MAN, перед которым на дорогу выбежал наш редактор Федор Лапшин. Но софт дорабатывается, и уже сейчас в некоторых ситуациях беспилотник сможет препятствие объехать.
В бамперах - ультразвуковые датчики
Главная же проблема подобной техники — в законодательной базе: пока беспилотникам заказан путь на дороги общего пользования. Потому сразу после выставки обе машины отправятся на газовский полигон для продолжения испытаний — там для них сделали специальный тестовый городок с разметкой и препятствиями. Что же до более отдаленной перспективы, то в планах у Группы ГАЗ постройка беспилотного Урала Next, а также полностью автономного большого электробуса. Так что работы еще много, а там, глядишь, и законы изменят.
Эта "палка" - не флагшток, а Wi-Fi антенна для связи с другими беспилотниками
А на Московском автосалоне был еще один беспилотник — модернизированный ШАТЛ, совместный проект КАМАЗа и НАМИ. О нем — в одном из ближайших материалов.