Газовый форум — 2022: внедорожный автобус КАМАЗ и другие

Фото: Максим Чернявский

Первые впечатления от ежегодного Газового форума были грустноватыми. На площадке перед павильоном, где в былые годы стояли десятки машин, одиноко белел единственный полуприцеп-газовоз. А ежегодный пробег, в котором раньше принимали участие многие производители, «усох» до трех КАМАЗов, пары Газелей да автобуса Лотос. Зато внутри обнаружился автобус очень агрессивной внешности — да еще и под маркой КАМАЗ.

Слухи о новом автобусе-вахтовке КАМАЗ ходили с весны — сейчас они подтвердились. На форуме презентовали каркасно-панельный КАМАЗ-6250 на полноприводном шасси. Он разработан по техзаданию Газпрома и рассчитан на работу вдали от шоссейных дорог.

Базой для этого «пассажира» послужило двенадцатитонное шасси КАМАЗ-43502. Судя по указанной мощности 290 л.с., у него двигатель Cummins ISB, работающий на сжиженном природном газе. Коробка передач не названа, известно лишь, что это шестиступенчатый «автомат» (по нашим предположениям — ZF). Передняя подвеска на длиннолистовых рессорах и амортизаторах, задняя — на четырех пневмобаллонах. Как и положено «проходимцу», есть восьмитонная лебедка и автоматическая подкачка шин. Разумеется, автобус оборудован кондиционером и дополнительной печкой-отопителем.

В салоне 32 кресла (есть вариант на 23, с увеличенным багажным отсеком). Кузов имеет силовой каркас, сваренный из стальных труб, и внешнюю облицовку из композитных материалов.

Вахтовка имеет достоинства и недостатки как у других подобных собратьев. Полный привод, короткая база и высокий клиренс обеспечивают отличные внедорожные свойства. Из минусов аж четыре ступеньки на входе (выкатная подножка помогает не сильно) и неудобный доступ к агрегатам через здоровенный кожух в начале салона. Интерьер вполне современный, а огрехи опытной сборки вполне простительны.

Вообще, экспозиция КАМАЗа была, вероятно, наибольшей за все одиннадцать Газовых форумов. Среди десятка внедорожных тягачей с прицепами и шасси была парочка интересных моделей, хоть и не газовых, а дизельных. Вообще, для посетителей грузовики, даже новые, особого интереса не представляют. Потому что здесь они выступают в роли носителей оборудования. Поэтому технические данные не приводятся и о цене никто не спрашивает: она теряется на фоне стоимости надстроек.

В программе КАМАЗа пятиосная модель с колесной формулой 10х4 и грузоподъемностью 40 тонн появилась в 2013 году как шасси для крана и выпускалась по спецзаказу. Год спустя засветилось полноприводное шасси 7360 с пониженной кабиной. Затем настала пауза, а на прошлогоднем Комтрансе показали сразу два карьерных самосвала 10х6 с гидроавтоматическими коробками передач Allison и мостами Sisu. А на этот форум привезли два новых пятиосных шасси.

Первая машина уже известна газовикам и нефтяникам, она по спецзаказу выпускается фирмой РИАТ. КАМАЗ-7330 теперь имеет четыре приводные оси из пяти, задняя выполнена подруливающей и подвешена на четырех пневмобаллонах с амортизаторами (остальные — на рессорах). Полная масса — 50 тонн, максимальная длина — 12 метров. Мощность дизеля Cummins — 400 л.с., коробка передач — 16-ступенчатая «механика» ZF. Какие агрегаты придут им на смену, пока неизвестно.

Второе шасси, тоже пятиосное, представляет собой реинкарнацию модели 7360. Причем на нем установлена кабина поколения К4, которое снимают с производства. Видимо, таков выбор заказчика, которому понадобилось полноценное спальное место, — в старой кабине оно заметно уже «камаксоровского».

Неподалеку разместилась колтюбинговая установка на длиннющем шасси неизвестного облика. Да это же Хант собственной персоной! Небольшая компания живет и процветает. За прошедшее время она обзавелась подразделением в Воронеже, которое теперь разрабатывает и производит собственные надстройки для нефтегаза. И устанавливает на свои же шасси миасской сборки.

Хантовцы были одними из первых, кто использовал китайские агрегаты: дизели Weichai, коробки передач Fast Gear, мосты Shaanxi HanDe. Именно такие стоят и на этом трехосном шасси, а теперь к ним добавилась и китайская кабина Quixing. Грузоподъемность переднего моста — девять тонн, задней тележки — тридцать две. Забавно, что теперь этими же агрегатами вынуждены пользоваться и крупные производители: КАМАЗ, МАЗ, Урал. Но Ханту с его штучным производством закупать агрегаты не в пример легче.

А вот ожидания засилья китайских газовых машин на форуме не оправдались совсем. Не было ни одного газового китайца. Зато представители Hongyan притащили настоящий шоу-стоппер, на который, впрочем, мало кто обратил внимание. Этот трехосный тягач Genlyon даже не газовый, а электрический на водородных топливных элементах. В восьми баллонах за кабиной хранится 150 кг сжиженного водорода, чего хватает на 300 километров пробега. Понятно, что о продаже в России речь не идет, это скорее демонстрация возможностей. А вот газовые тягачи Hongyan уже встречаются на наших дорогах, в том числе и привычные для нас 4х2.

В целом ситуация с газификацией транспорта не развивается, а даже замедляется. Новых заправок строится по-прежнему недостаточно, а теперь возникла и еще одна проблема, с поставками комплектующих. Так что и без того невеликие цифры выпуска наверняка упадут.

Рекомендованные статьи