Масим Чернявский променял пляжный шезлонг на знакомство с тунисским транспортом
Знойный полдень, разбавленный средиземноморским ветерком. По идеально ровному шоссе на окраине тунисского городка Сус движется пестрый поток машин, автобусов и мопедов. По обочине бредут закутанные в хиджаб женщины, гоняют на великах дети. Рядом среди овец дремлет пожилой бербер-пастух. Идиллия! И лишь один сумасшедший турист бегает вдоль трассы с тяжелой фотокамерой: я променял пляжный шезлонг на знакомство с местным транспортом... И узнал массу интересного.
Африканский «классик», желтый длинноносый Berliet, тормозит у обочины. Вот это машина! На боку капота, как у трактора, торчит «бочонок» воздушного фильтра, передняя панель в древней кабине покрыта мехом, над лобовым стеклом — декорация из листьев... У водителя Азиза — перекур, и он на смеси французского с английским рассказывает о своей нелегкой жизни.
Его машина, выпущенная в далеком 1972 году (сама французская марка прекратила существование в 1980 году), принадлежит дяде, и Азизу крупно повезло. У него есть работа! Перевозя «на коротком плече» щебень и сельхозпродукцию, он зарабатывает около 400 долларов в месяц, что по местным меркам очень неплохо. В крошечной стране без нефти, газа и прочих полезных ископаемых с работой туго: меньшая часть населения, живущая на побережье, обслуживает туристов, остальные выращивают оливки и финики.
А поскольку подавляющая часть бизнесменов — мелкие частники, то и транспорт у них соответствующий. Повозки с осликами, грузовые мопеды, невероятно перегруженные дряхлые пикапы Peugeot с деревянными бортами… Основная часть грузовиков — древние Фиаты-трехтонки с бензиновым двигателем. Их собирали по лицензии в соседней Ливии, они предельно просты, дешевы и невероятно живучи — кажется, никогда не умирают, а лишь меняют владельцев.
В «местном тяжелом» классе соперничают опять же Фиаты, более поздние IVECO и уже упомянутые французские «капотники» Berliet. Они выпускались в Марокко (там до сих пор существует фирма Berliet Maroc), и их хвалят за качество: Berliet славятся своими неприхотливыми дизелями. Хозяин такой машины, ожидавший загрузки на макаронной фабрике, поведал, что пробег его грузовика — больше 700 тысяч километров без капремонта. Говорят, когда марку Berliet купил концерн Renault и начал выпускать в самом Тунисе тоже капотные, но более угловатые грузовики, качество ухудшилось...
Но дряхлые и маломощные Berliet почти не ходят в «дальний бой» — даже если учесть, что протяженность всей страны около шестисот километров. В Тунисе есть собственный «грузовой» автопром, причем весьма специфический.
Самый крупный местный производитель STIA (Societe Tunisienne d’Industrie Automobile) был образован в 1961 году. Вначале объединение импортировало автобусы, занимаясь их «мелкой подсборкой» (окраска, установка сидений). В 1974 году тунисцы подружились с бельгийцами — и начали полноценную сборку автобусов Van Hool. В 1987 году фирма пошла еще дальше — разработала собственные кузова и начала ставить их на «покупные» шасси: Scania, Mercedes, Renault... И венгерский Икарус. Так вот почему среди городских автобусов немало Икарусов-«гармошек», но странных с виду!
В 1991 году компания подписала договоры о сборке сразу с тремя «грузовыми» производителями: IVECO, Renault, Scania, — а в 2002 году к ним прибавился Mercedes. В результате сейчас здесь выпускаются вполне современные машины: Mercedes Actros, Renault Premium и Kerax, Scania R124, IVECO Eurotrakker, Euroсargo и Daily... Любопытно, что в гамме есть и давно забытые в Европе модели — например, IVECO Zeta, которая нередко встречается и в Турции (там ее тоже выпускали).
Объемы выпуска по местным меркам солидны: STIA, где работает 750 человек, производит в год 1500 грузовиков и 220 автобусов. Часть из них уходит на экспорт: именно здесь, в Тунисе, собираются все грузовики Scania, Renault и Mercedes для Ирака!
Существуют и грузовики Volvo тунисской сборки, но ими занимается другая компания, Setcar. Она с 1976 года сотрудничает со шведами и сейчас собирает всю современную гамму — Volvo FH, FM и FL плюс неизвестные у нас модели V14 и V40... Которые представляют из себя те же FH и FM, только самого первого выпуска, давно снятые с производства в Европе. Объем производства — 500 грузовиков и 400 автобусов (видимо, тоже на вольвовском шасси).