Хром и масло: наш репортаж со смотра самых красивых грузовиков США и Канады
Когда я отправился в американский Сан-Антонио на конкурс самых красивых грузовиков, который ежегодно организует компания Shell, то был уверен, что фестиваль называется Shell Rotella SuperRings, «Суперкруги». Но уже дома, написав статью, еще раз перечитал название фестиваля... Да это же SuperRigs, по-нашему — «Суперфуры». Так что расскажем и про фуры — и про масло, которое заливают в их тягачи.
Узнав, что я прилетел на шоу грузовиков, офицер на паспортном контроле заулыбался: мол, знаю, классное мероприятие! И правда классное. Когда я попал туда, то вспомнил игру «Дальнобойщики-2», в которую играл в детстве. Накапливая виртуальные деньги, я «пересаживался» с ЗИЛа на более мощные грузовики, и самыми вожделенными были как раз «американцы»: Kenworth, Freightliner и тем более Peterbilt. И вот они передо мной «в полный рост»: зрелище настолько впечатляющее, что я забыл и о сорокаградусной жаре, и о девятичасовой разнице во времени с Москвой.
Конкурс Shell Rotella SuperRigs проводится уже в тридцать третий раз, и в нем могут участвовать любые магистральные тягачи и автопоезда из США и Канады — как правило, рабочие, хотя есть и «шоу-траки». Вот только почему Shell Rotella? Ведь в Европе такой марки «грузовых» масел нет, есть Shell Rimula! Оказывается, для разных рынков — разные названия, но сами масла одинаковы.
Номинаций на конкурсе немало: например, «Лучший двигатель», «Лучший интерьер», «Лучшие огни», «Классик» (грузовик должен быть не моложе 15 лет и с пробегом не менее 100 тысяч миль в год) и, наконец, «Лучший на шоу». За последнюю номинацию и вручают главный приз в 10 тысяч долларов, а между остальными победителями делят еще 15 тысяч.
Эти деньги — скорее символические для фанатов тюнинга. Потому что только деревянно-кожаный руль (аксессуары продавали здесь же, на конкурсной площадке) стоит три тысячи долларов, а наконечник выхлопной трубы из нержавейки (да-да, только наконечник, а не сама труба!) — пять тысяч. Но хватает и более дешевой мелочевки: скажем, алюминиевый удлинитель педали сцепления можно заказать в интернет-магазине за 64 доллара, а подложку из нержавейки под замок зажигания — за восемь баксов.
Собственно, в этом и заключается особенность американского «грузового» тюнинга: владельцам не надо ничего изобретать, варить и выпиливать вручную. Только денежки плати, и специальные фирмы продадут тебе массу деталей —хоть хромированных, хоть полированных — для практически любого американского тягача.
Так что двух одинаковых «траков» на шоу не найти — каждый владелец создает грузовик «под себя», и, представьте себе, тягачи зачастую становятся похожи на своих хозяев. Или наоборот?
Вот надраивает полированный бампер своего Петербилта небольшого роста канадец. Стоило попросить его рассказать о машине, как тот прямо распетушился: мол, на моем уникальном тягаче стоит мощный-премощный Detroit Diesel... А на капоте тягача — хромированный петух!
На фоне «огнедышащих» соседей Kenworth серо-стального цвета выглядит неброско. Но стоит присмотреться — вся рама и даже ступени, ведущие в кабину, оформлены «под мрамор», и патрубки турбокомпрессоров словно высечены из камня. Сам двигатель, кстати, — Caterpillar мощностью под 900 сил. А владелец всего этого великолепия — спокойный дядька интеллигентного вида из штата Монтана, и только огоньки в глазах выдают его любовь к грузовикам.
А вот Freightliner с длиннющим спальным отсеком. «Негабарит»? Ничего подобного: в США ограничена только длина полуприцепа, а тягач может быть сколь угодно длинным. Главное — чтобы в повороты мог вписаться! В спальнике, напоминающем уютную малогабаритную квартиру, — отдельные кухня и гостиная, где диван раскладывается в широченную двуспальную кровать. Владельцы — естественно, семейная пара из Техаса.
Повторим, что, несмотря на внешний вид, большинство участников конкурса трудятся «по специальности». Например, Peterbilt с отполированным до зеркального блеска полуприцепом возит свинок — что не помешало ему занять второе место в номинации «Лучший на шоу». А гран-при взял светло-синий Peterbilt 359, выпущенный еще тридцать лет назад. Кстати, тягачей с аэрографией на шоу почти не было: в отличие от Европы, такая «живопись» в США не распространена.
Что касается шелловских «грузовых» масел, то их испытывают здесь же, в Сан-Антонио, — на базе местного научно-исследовательского института, который сотрудничает с разными компаниями. Сейчас «масленщики» работают над маловязкими маслами перспективного американского стандарта, который пока носит кодовое название PC-11. Он должен быть введен в 2017 году, и главная задача разработчиков — сделать масло как можно более жидким (что уменьшит потери на трение и, в конечном итоге, расход топлива), но с другой стороны — не ухудшить смазывающие свойства во всем диапазоне рабочих температур.
Другое перспективное направление — масла для двигателей, которые работают на сжиженном газе. У нас-то такие моторы известны давно, а вот американцам они пока в новинку.
Новый продукт для европейского рынка — Shell Rimula R6 LME для двигателей Евро-6. Это масло разработано в содружестве с концерном Daimler и, как уверяют шелловцы, с прошлой осени его заливают на конвейерах в двигатели всех тяжелых грузовиков, выпускающихся в Германии. Причем это масло уже начали производить и в России — на заводе Shell под Торжком.
В лабораториях института день и ночь молотят «грузовые» дизели разных марок, и американских, и европейских, — говорят, однажды здесь работали и с камазовским агрегатом. Стендовый тест масла длится от нескольких дней до нескольких недель — в зависимости от того, какой пробег и в каких условиях задан.
А после того как испытание заканчивается, испытатели не только анализируют отработанное масло, но и дефектуют все детали двигателя, чтобы понять, как масло повлияло на их износ. Неудивительно, что стоимость одного такого теста — около 200 тысяч долларов.
Разумеется, масла испытывают и в режимах реальной эксплуатации: по всему миру работает несколько тысяч грузовиков, в двигатели которых залиты перспективные шелловские масла — причем Shell предпочитает сотрудничать с грузовыми компаниями, где автопарки невелики. Это дает гарантию, что все грузовики обслуживаются в одном техцентре, и позволяет обеспечить чистоту эксперимента. А потом мотор снимают с грузовика и — правильно, разбирают.
Я присутствовал при такой разборке: Freightliner с двигателем Detroit Diesel 15 прошел 800 тысяч миль (это около 1,3 млн километров), и его детали — конечно, не как новые, но со вполне приемлемым нагаром. Даже не скажешь, что двигатель столько отработал! И его поломок за время эксплуатации, по словам специалистов, не было.
Разумеется, «полевые» тесты проводятся и в Европе, причем не только на новых автомобилях: скажем, в Великобритании в два тягача DAF CF, выпущенных в 2007 году, залили масла 5W-30 и 10W-40 — и через девять месяцев, когда машины прошли по 100 тысяч км, обнаружили, что экземпляр с менее вязким маслом 5W-30 сэкономил 2% топлива.
Такой же выигрыш по топливу шелловцы получили и в Германии: в двигатели одной пары годовалых Volvo FH были залиты минеральные масла, другой пары — «синтетика», которая, как заявляют специалисты, и обеспечила экономию.
Шелловцы подсчитали: если расход топлива всех грузовиков в США снизится лишь на 1%, ежедневная экономия от этого достигнет 3 млн долларов, а выбросы вредных веществ в воздух уменьшатся настолько, что это будет эквивалентно сокращению автопарка на 23 тысячи грузовых машин. А на сэкономленные «масляные» деньги владельцы могут и новую хромированную детальку для любимого тягача купить...