IAA-2016: грузовые концепты
Поскольку выставка в Ганновере по-прежнему остается главным смотром всего нового-передового в грузовой сфере, производителям приходится ломать голову, чем бы поразить зрителей. Раньше это были гибриды, но мода на них прошла, почти у всех они уже есть в серийной программе (и покупаются помалу и неохотно). Забылись и разговоры о водородном топливе, небывало экономичном, потому что по-прежнему нет доступной технологии его получения. Раз так, приходится возвращаться к не менее раскрученной теме будущего — электричеству.
«Грузовик будущего» по мнению Мерседеса, будет электрическим
Отдуваться за всех пришлось Даймлеру как мировому лидеру. На его стенде было несколько «машин будущего», от фургона Vision Van до автобуса. Но главным шоу-стоппером был трехосный грузовик полной массой 26 т по имени Urban eTruck (созвучие с нашим печально известным ё-мобилем случайное). Дизайн, конечно, дело личное, однако почему он, как и большинство «машин будущего», напоминает протеев — белесых подслеповатых амфибий из подземных озер? Оказывается, как говорится в пресс-релизе, это специальный контрастный дизайн собственного направления по имени Холодное и Горячее.
Особо поразить, впрочем, в нем ничем не удалось: два мотор-колеса суммарной мощностью 340 л.с. и литий-ионные батареи общей емкостью 212 кВт·ч, рассчитанные аж на 200 километров пробега. То есть от главной проблемы всех грузовых электромобилей, малого запаса хода, удалось уйти недалеко. Зато «Е-грузовик», как положено, напичкан множеством электроники и дружит со огромным количеством гаджетов, сетей и систем. Смартфон системы FleetBoard позволяет настраивать миллион опций, а специальные часы на руке водителя дублируют важную информацию. Говорится, что машина пойдет в серию в 2020 году — необъяснимо притягательную для всех концептуалов дату.
«Малый» электромобиль Mitsubishi Fuso выглядел гораздо реалистичней. Для тех, конечно, кому повезло его увидеть: он стоял в футляре, который иногда снимали. В отличие от показанного здесь же раньше пластикового самосвала, этот построен на серийных узлах и умеет ездить. Схема привода такая же, как и у старшего брата, только всего поменьше: шесть батарей суммарной емкостью 70 кВт·ч обеспечивают «дальнобойность» в 100 км. При этом полная масса машины 7,5 тонн, а грузоподъемность почему-то измерена вместе с кузовом и составляет 4630 кг.
Резким контрастом с электромобилями Даймлера выступил газовый прототип Iveco Z. Точнее, ездит он на сжиженном биометане и обладает при этом «виртуальным» (так написано в пресс-релизе) нулевым выхлопом ненавистного Европе СО2. Похожий на шлем хоккеиста тягач развивает 460 л.с. и способен проехать на запасе газа в 1200-литровых баках 2200 км.
Весь из себя передовой и космический, он являет собой «грузолет будущего» и защищен аж 29 патентами. Даже колеса с «трехствольным» названием Michelin X® Line™ Energy сами по себе умные, имеют встроенные сенсоры и способны передавать свои «паспортные» данные: тип, имя, размер, сведения о пробеге, температуре и погоде. В кабине — расположенное по центру зубоврачебное кресло из будущего, штурвал имперского штурмовика и лента электронных табло над головой. Конечно, места для всяких глупостей вроде полочек или шкафчиков для вещей водителя не осталось, но кому в будущем они понадобятся?
Электронно-грузовой гигант Bosch тоже не обошла тенденция украшения стенда. Концепт Vision X даже назван загадочно: «40-тонный умный девайс в форме тягача». Выполненный в модном стиле подземелий прототип ездить не умеет, его главная цель — показать видение будущего своих создателей. Как и у прочих, вся торпеда усыпана сенсорными экранами, а важные данные проецируются на лобовое стекло. Похоже, водителям грядущего понадобится еще парочка глаз.
А самым правильным надо признать «Грузовик инноваций-2016» от ZF. Сделанный из оргстекла прозрачный трехмерный макет даже не претендует на жизнь, зато помогает наглядно показать наличие внедренных умных и передовых решений без чертежей и схем. Правда, разглядеть их в полутьме павильона трудновато, а сфотографировать из-за бликов пластика и вовсе невозможно... Среди новых решений ZF — системы-помощники при маневрах. Первая система — EMA (Evasive Maneuver Assist, помощник при уклонении). Разработанная в содружестве с WABCO, она помогает плавно занести хвост автопоезда при объезде препятствия. Вторая, SafeRange, помогает маневрам на терминалах. А третья, Highway Driving Assist (HDA), уже хорошо известна у конкурентов и помогает двигаться в колонне, соблюдая дистанцию.
В отличие от прочих, прототип нужен ZF для демонстрации уже существующих разработок