Дрононосец: смогут ли Mercedes Vision Van, смартфоны и дроны поменять доставку товаров в будущем?

Фото: Федор Лапшин

Я бы сказал даже — «дрононосец в потемках». Потому что на крыше концептуального электрофургона Vision Van, который Mercedes показал в Штутгарте, припаркованы сразу два дрона-квадрокоптера для доставки товаров ­(да-­да!),­ а будущее подобных машин пока потемки.

Ох, любят мерседесовцы пространные рассуждения о грядущем! Еще нынешней весной во время показа автопилотной системы Platooning для фур я слушал на мерседесовском семинаре выступление футуриста — специалиста по будущему. Вот и на этот раз, прежде чем речь зашла о фургонах, на сцену вышел очередной футурист. Поведал о слиянии человека и машины, о том, что миром правят суперкомпьютеры, бросал в воздух загадочные фразы типа «инновации — это жидкость» (?) и «цифровой дарвинизм».

В кабине концепт-вэна — один из его дизайнеров, Кай Зибер

А когда в головы 400 слушателей, собравшихся с разных концов Европы, была загружена изрядная доля футуристики, молодые разработчики из трех центров Даймлера (в Штутгарте, Берлине и американской Кремниевой долине) поведали о своем видении фургонов на перспективу. Оно, конечно, любопытное, но уж больно много вопросов возникает.

Вот, например: юные таланты из Кремниевой долины предложили оптимизировать интернет-доставку при помощи полок, разделяющих кузов, и мобильного приложения к смартфону. Подъезжаешь к клиенту, а фургон тебе сообщает по мобильнику: «В дверь дома не звоните, спит ребенок. Откройте боковую дверь кузова, возьмите товар с верхней полки». А там уже светодиодный сектор под нужной коробкой мигает. Но как крепить при этом грузы, чтобы не улетели, юные таланты пока не предусмотрели. А если человек закажет, скажем, большой пылесос, который не влезет на полку?

Один из проектов — автоматическая загрузка контейнеров в фургоны

Другой проект — автоматическая загрузка товаров на складах роботами: подъезжают сзади и задвигают контейнеры на колесиках в фургоны.

Следующими выступили адепты электропривода. Поведали о том, что электричество — энергия будущего и что отсутствие двигателя внутреннего сгорания позволит освободить пространство для груза. А как же то, что электрофургон дороже обычного раза в два, намного сложнее при ремонте и запас его хода ограничен?

Предполагается, что товары будут развозить вот такие «луноходы»...
...выводок которых ждет своей очереди в кузове фургона
0 / 0

Далее — слово компании, которая уже год развивает в Германии «кроссшеринг» фургонов. Если у некоей фирмы простаивает фургон, а некоему Гансу он как раз нужен, тот может при помощи мобильного приложения арендовать его: подъехав, разблокировать двери прямо с телефона (ключ зажигания лежит в бардачке), а после использования вернуть на место и получить счет за аренду и топливо.

Еще одна смартфон-система, уже связанная с пассажирскими перевозками, проходит опытную эксплуатацию в одном из городов Италии. Если надо проехать из точки А в точку Б, достаточно найти по мобильнику маршрут нужного микроавтобуса, выбрать ближайшую машину, забронировать место, оплатить билет — и автобусик заберет тебя в нужной точке. Ничего не напоминает? Это же обычные маршрутки, только в онлайне!

• Автоматика подает водителю коробку с товаром через окошко. Рядом — монитор для контроля доставки
• В кабине минимализм: нет ни руля, ни педалей

Ну а как вам доставка товаров до конечной точки при помощи квадрокоптеров-дронов? Их радиус полета — 10 км, грузоподъемность — 2 кг, скорость — 60 км/ч. Садятся на крышу фургона и взлетают... Правильно, по командам с мобильника.

Но если квадрокоптеры — транспорт дальнего действия, то доставлять грузы на расстояние 1—2 км предлагается роботам на колесиках и с антенной. Целый выводок этих «луноходов» припаркован на нижнем этаже грузового отсека, на остановке экспедитор кладет нужную коробку в чрево робота, тот скатывается по пандусу и на всех парах несется к клиенту, повинуясь командам со смартфона.

На приборной панели — спидометр, навигатор и контроль за квадрокоптерами

Однако и это не все! Приехал, скажем, мастер на фургоне к заказчику — стену сверлить. Залезает в грузовой отсек, разделенный полочками, и — нет, не берет нужные инструменты. А, по замыслу разработчиков, сперва спрашивает у незаменимого смартфончика: «О’кей, Гугл, где у меня лежат дюбели?» Тот: «Полка №2, коробка №5». Мастер лезет туда — а дюбели-то и закончились. Тогда он срочно заказывает их...

И тут — ну представьте на секундочку — роняет смартфон. Экран разбился, связь с внешним миром потеряна. Да, в конце концов, телефон может просто разрядиться!

Все управление машиной — с джойстика

А тут уже и квадрокоптер летит, и луноход на колесиках бежит. Не тут-то было: дрон без мобилы не сядет, луноход не найдет дорогу. Стенку мастер, разумеется, не просверлит. «Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».

Не говоря уж о том, что дрон может запутаться в проводах (или его перехватят и посадят хакеры), луноход — попасть под машину, да и украсть груз из него (или его самого) пара пустяков. А если дроны столкнутся в воздухе? А если птица-квадрокоптер выпустит из своих когтей коробку с товаром, и та мало того что разобьется, так еще пришибет кого-нибудь?

В общем, большие затейники эти немецкие футуристы. Но чтобы все поверили в серьезность их намерений, и создан Vision Van — тот самый фургон будущего. Невооруженным глазом видно, что это прямое продолжение проекта тягача будущего Mercedes Future Truck 2025, показанного два года назад на выставке IAA-2014. И зализанные формы похожи, и подслеповатая мордочка, переливающаяся синими светодиодами.

Единственная боковая дверь — сдвижная. Шины — Hankook 295/35 ZR22, где буква Z в индексе означает максимальную скорость выше 240 км/ч!

В кабине хоть шаром покати, вместо всех органов управления — единственный крохотный джойстик на стенке. Грузовой отсек автоматизирован — водителю даже не надо заходить сюда. По команде с экрана в кабине автоматика достает нужную коробку c полки и выдает ее либо в один из двух люков на крыше в лапы к дрону, либо в «раздаточное окно» между кузовом и кабиной — если водитель-экспедитор настолько отважен, что решился сам донести коробку до клиента. Но и тут электроника не спускает с него глаз. Только отодвинул единственную боковую дверь — а на полу замигали красные полосы: выходить нельзя, на улице подстерегает опасность в виде едущего мимо велосипедиста. Тот про­ехал, радары-датчики оценили, что окружающее пространство свободно, — вот тогда красные полоски сменятся зелеными, и экспедитор сможет выйти на улицу.

Вместо зеркал заднего вида — «ушки» с видеокамерами

При этом даже в накладную заглядывать не надо: смарт-часы на руке подскажут и точные координаты доставки, и кому надо передать товар. А диспетчер, в свою очередь, не только отслеживает местонахождение машины и действия водителя, но и видит онлайн даже то, что у фургона закончилась жидкость в бачке омывателя! Сам-то водитель проконтролировать это не в состоянии...

Все бы ничего, да только уж очень напоминает мультик про Великого Нехочуху, за которого робот выполнял все его желания, а тот лишь ел, толстел да тупел.

Пока журналисты наперебой фотографировали машину и делали селфи с ней, я отловил одного из мерседесовских «грузовых» дизайнеров, Кая Зибера, и задал ему несколько вопросов.

Ф.Л.: Фургон построен на базе серийной модели Sprinter?

К.З.: Не совсем: у него схожие габариты, и мы использовали некоторые компоненты Спринтера. Но поскольку здесь нет ни педалей, ни руля, водительское место смещено вперед и грузовой отсек длиннее.

Ф.Л.: Выходит, в будущем руля не предполагается?

К.З.: Это развозной фургон, и его водителю приходится постоянно вставать со своего места. Надо, чтобы ничего не мешало.

Ф.Л.: В плане дизайна вы следуете идеям, заложенным в грузовике будущего 2014 года?

К.З.: Скорее философии концерна: если вы посмотрите на новый Е-класс или на легковой концепт F 015, видно, что их роднит единая идея. Формы лаконичны и просты, в них нет прямых линий.

Ф.Л.: А когда началась работа над созданием этой машины?

К.З.: Год назад.

Под причитания стендиста («Только не поцарапайте фотоаппаратом кузов!») я заглянул под брюхо фургончика: там компоненты электросистемы, жгуты проводов... Предполагается, что аккумуляторы, в зависимости от исполнения, смогут обеспечить запас хода от 80 до 270 км, а поскольку фургоны экспресс-доставки в Германии проходят за смену порядка 40 км, то даже минимально заявленного километража якобы должно хватить за глаза.

В грузовом отсеке — «умный склад» со стеллажами и автоматикой

Но я-то отлично помню, как несколько лет назад на электрическом фургоне Mercedes Vito чуть не встал на обочине автобана: в дождь, когда были включены свет, дворники и печка, заряд батареи начал падать с такой скоростью, что на базу я добрался тихим ходом, мигая аварийкой. Так что удел электрофургонов — маршруты по городу и никаких автобанов.

К тому же, повторю, все показанные разработки рассчитаны в первую очередь на интернет-доставку аккуратно упакованных и компактных грузов: иначе и дрон коробочку не поднимет, и в люк в крыше она не пролезет.

Поэтому забудьте, скажем, о перевозке стройматериалов, где в кузов поверх пиленого бруса кладут трубы, следом кидают пакеты с сантехникой и «полируют» все это банками с краской. Не пре­дусмотрено такое будущее у немцев! Равно как и плохие дороги — поскольку клиренс, измеренный мной, равен 12 сантиметрам.

Остается добавить, что на все упомянутые проекты, объединенные названием adVANce (van — «фургон», advance — «преимущество»), мерседесовцы уже затратили полмиллиарда евро и в разработках задействовано около 200 человек.

Знаете, чем закончилась эта история? На следующее утро мне надо было улетать домой, и я зарегистрировался на рейс онлайн — а посадочный талон нужно или предъявить в аэропорту на экране смартфона, или распечатать на бумаге. Поскольку телефон у меня противоударный, но ни разу не умный, я спустился ночью в холл гостиницы, чтобы напечатать страничку. А там никого, только принтер с инструкцией, как к нему подключиться. Я бился и так и этак — лишь надпись на экране типа «ждите ответа». Пришлось ждать — уже утра, когда специально обученный служащий любезно напечатал мне на другом принтере нужную страничку.

Так что в Европе без смартфонов не то чтобы совсем никуда, но уже неудобно. Понятно, почему они неотъемлемая часть «фургонов будущего»... Однако не слишком ли надеются на них футуристы?

К счастью, нас все это пока не касается, равно как и квадрокоптеры. Поскольку в России дрон может понадобиться водителю фургончика для единственной цели — посмотреть сверху, далеко ли тянется пробка.

Рекомендованные статьи